ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2507/20 от 22.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Амержанова Р.О. Дело № 33-2507/2020 (2-727/2019)

УИД 55RS0008-01-2019-000862-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:

председательствующего Лисовского В.Ю.

судей Чернышевой И.В., Ивановой Л.В.

при секретаре Клименко О.О.

рассмотрела в судебном заседании 22 июня 2020 года дело по иску Министерства имущественных отношений О. области к Таху Андрею о понуждении к отчуждению доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения по апелляционной жалобе Минимущества О. области на решение Азовского районного суда О. области от 24 декабря 2019 года.

Заслушав доклад судьи Лисовского В.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Министерство имущественных отношений О. области (далее по тексту также - Минимущества О. области) обратилось в суд с иском к Таху А. о понуждении к отчуждению (продаже) <...> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу О. область, <...> ссылаясь на недопустимость обладания на праве собственности ответчиком, являющимся иностранным гражданином, земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения.

Представитель истца Министерства имущественных отношений О. области Пышная А.Ю. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ответчик Тах А. в судебном заседании участие не принимал, о времени и месте его проведения был извещен.

Третьи лица Управление Росреестра по О. области, Администрация Сосновского сельского поселения Азовского немецкого национального района О. области представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте его проведения были извещены.

Судом постановлено решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений О. области к Таху Андрею о понуждении к продаже <...> доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу О. область, <...>.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений О. области Маслова В.А. просит решение отменить, ссылаясь на недоказанность наличия у Таха А. гражданства Российской Федерации. Указывает, что наличие у ответчика гражданства бывшего СССР, факт проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992, а также наличие у него паспорта гражданина РФ в ходе судебного разбирательства установлены не были. Запрос в Министерство иностранных дел Российской Федерации о нахождении Таха А. на консульском учете в Генеральном консульстве России судом не направлялся.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие участвующих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не сообщивших причин неявки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, исследовав дополнительные доказательства, судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В силу положений статьи 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в этот срок такое имущество, с учётом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определённой судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Согласно п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с этим Кодексом, федеральными законами.

Пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса РФ определено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу данного закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае, если собственник не произведет в течение указанного срока отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Таху А. принадлежит на праве собственности <...> доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу О. область, <...>». Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Право собственности Таха А. на эту земельную долю зарегистрировано в установленном законом порядке <...>, при этом им было представлено удостоверение личности гражданина Германии. Это следует из представлявшихся в суд первой инстанции и полученных судебной коллегией из Управления Росреестра по О. области документов, согласно которым заявление о государственной регистрации права собственности было подано представителем Таха А.<...> действовавшим на основании доверенности, выданной Тахом А. по месту его жительства – <...>, Германия, <...>. В доверенности указано, что Тах А. действует на основании удостоверения личности № <...>, выданного <...>.

В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Управление Росреестра по О. области направило Министерству имущественных отношений О. области, уполномоченному Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26 проводить единую государственную политику в сфере имущественных и земельных отношений на территории О. области, уведомление с указанием на неосуществление Тахом А., проживающим по адресу <...>, Германия, <...>, в установленный законом срок отчуждения доли в праве собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

Министерство имущественных отношений О. области со ссылкой на запрет обладания иностранными гражданами на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств подачи ответчиком заявления о выходе из гражданства Российской Федерации, сославшись лишь на полученные из Министерства иностранных дел РФ данные о том, что Тах А. не значится в числе лиц, оформивших приобретение либо выход из гражданства Российской Федерации в дипломатических и консульских учреждениях Российской Федерации, и указал, что проживание ответчика на территории иного государства не подтверждает факт наличия у неё гражданства иного государства и отсутствие гражданства Российской Федерации. При этом суд не придал должного значения тому факту, что для государственной регистрации права на земельную долю Тах А. предъявлял удостоверяющий личность документ, выданный компетентными органами Федеративной Республики Германия, и не учел отсутствие каких-либо сведений о постановке ответчика на консульский учет, наличии у него в прошлом гражданства РФ или гражданства СССР.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

В связи с этим предъявление ответчиком при государственной регистрации права на долю в указанном истцом земельном участке удостоверения личности гражданина Германии не может свидетельствовать об отсутствии у него гражданства Российской Федерации.

Положениями части 7 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» определено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Статьей 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу этого Федерального закона, являются гражданами Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 12, 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобреталось, в том числе в результате его признания. При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации, а также лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, если родились на территории Российской Федерации.

При этом в п. 1 Раздела II Указа Президента РФ от 10 апреля 1992 года № 386 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» было установлено, что для лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявления для оформления гражданства Российской Федерации не требовалась. До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются: паспорт гражданина СССР с указанием гражданства Российской Федерации или паспорт гражданина СССР с вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации; паспорт гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории России на 6 февраля 1992 г.; свидетельство о рождении, удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с выданным к нему вкладышем, свидетельствующим о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Таким образом, из системного толкования положений статьи 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» и пункта 1 Раздела II названного выше Положения следует, что признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требовало ни совершения каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации на основании статьи 13 Закона они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства Союза.

Учитывая отсутствие в деле сведений о наличии у ответчика гражданства Российской Федерации на момент рассмотрения спора или в прошлом и принимая во внимание, что действующим законодательством допускается наличие у граждан Российской Федерации гражданства других государств, суду первой инстанции следовало вынести на обсуждение сторон вопрос об основаниях приобретения ответчиком доли земельного участка, наличии у него гражданства Российской Федерации на тот момент и совершении или несовершении им действий по выходу из гражданства Российской Федерации после этого. В нарушение требований ст. ст. 12, 56 и 57 ГПК РФ суд первой инстанции этого не сделал, не предложил истцу представить соответствующие документы из органа, уполномоченного на рассмотрение вопросов о гражданстве на территории Российской Федерации, каковым в настоящее время является МВД России.

В целях устранения неполноты исследования юридически значимых обстоятельств судом апелляционной инстанции были приняты новые доказательства, полученные по запросам из органов Росреестра, МВД России, МИД России и органов местного самоуправления, с учетом которых постановленный судом первой инстанции отказ в удовлетворении иска следует признать обоснованным.

По состоянию на дату вступления в силу Закона РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» (вступил в силу 06 февраля 1992 года) Тах А., <...> года рождения, постоянно проживала по месту жительства на территории Российской Федерации – в <...>О. области, что подтверждается представленной судебной коллегии справкой Администрации Азовского немецкого национального района О. области.

Согласно полученной судебной коллегией из Управления Росреестра по О. области копии свидетельства о праве собственности на землю серии РФ-<...>№ <...> от <...>, на основании которого у Таха А. возникло право собственности на земельную долю, документом, удостоверявшим личность Таха А. являлся паспорт <...>№ <...>, серия и номер которого соответствуют паспорту СССР образца 1974 года, выдававшегося советским гражданам без ограничения срока в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 28.08.1974 № 677 «Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР» и подлежавшего впоследствии замене на паспорт гражданина Российской Федерации после введения в действие последних Указом Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».

В силу положений ст. 13 указанного закона это свидетельствует о приобретении Тахом А. российского гражданства в порядке признания.

В ответе УМВД России по О. области указано, что Тах А. паспортом гражданина Российской Федерации на территории О. области не документировался. Вместе с тем, это обстоятельство не может свидетельствовать об утрате им российского гражданства.

Действовавший до 2002 года Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 года № 386, предусматривал заявительный порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 был утверждено новое Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в п. 23 которого предусмотрено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица.

Согласно ответу УМВД России по О. области Тах А. по вопросу выхода из гражданства РФ в органы внутренних дел О. области в установленном порядке не обращался.

Согласно п. «а» ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, определяет федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 05 июля 2010 года № 154–ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» в целях обеспечения прав, интересов и безопасности граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории консульского округа, консульское учреждение ведет их учет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел.

Министерство иностранных дел России на запрос суда первой инстанции, а также представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в Омске на запрос суда апелляционной инстанции указали, что Тах А., <...> года рождения, с заявлением о выходе из гражданства Российской Федерации не обращался. Указание представительством Министерства иностранных дел Российской Федерации в Омске на то, что Тах А. не состоит на консульском учете в российских консульских загранучреждениях на территории Германии, не может свидетельствовать об утрате или отсутствии у него гражданства Российской Федерации, поскольку согласно п.п. 2,4 Правил ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, утвержденными приказом МИД России от 17.08.2011 № 15114, постановка на консульский учёт осуществляется в заявительном порядке в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности и является добровольной.

Учитывая установленные факты приобретении Тахом А. в период проживания на территории Российской Федерации гражданства Российской Федерации в порядке признания, несовершения им. действий по выходу из гражданства Российской Федерации, судебная коллегия считает доказанным, что Тах А. является гражданином Российской Федерации на момент разрешения данного спора.

В письме Министерства экономического развития РФ от 12 октября 2011 года № Д02-7833, содержащем разъяснения по применению Указа Президента РФ от 09 января 2011 года № 26 по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством, указано, что лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Действующее законодательство не содержит указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

Поскольку Тах А. продолжает сохранять российское гражданство, на него не может быть распространено установленное ст. ст. 3 и 5 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничение иметь в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения.

При таких обстоятельствах в требованиях о возложении на Таха А. обязанности произвести отчуждение принадлежащей ему на праве собственности доли земельного участка отказано судом обоснованно. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения нет.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Азовского районного суда Омской области от 24 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: