Судья Старикова И.П. Дело № 33-2507/2013
30 июля 2013 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
Председательствующего Носковой Г.Н.,
судей Бакиной Е.Н., Маркина В.А.
с участием прокурора Наймушина А.Л.
при секретаре Воложаниновой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове гражданское дело по апелляционной жалобе КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» на решение Октябрьского районного суда Кировской области от 13 мая 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Обязать КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» дополнительно создать 0,48 ставки рабочего места для трудоустройства инвалидов.
Заслушав доклад судьи Бакиной Е.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Кирова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» об обязании выполнить действия. В обоснование указал, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района города Кирова проверки были выявлены нарушение требованийФедерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Закона Кировской области «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», а именно: установлено, что по состоянию на <дата> среднесписочная численность работников КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» составляет <данные изъяты> человек. Приказом директора от <дата> №а в КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» установлена квота для приема инвалидов в количестве 4 рабочих мест. С учетом требований законодательства должно быть создано 4,52 квотированных мест для трудоустройства инвалидов (<данные изъяты> мест х 4%/100%), а не 4 места, как указано в приказе. Просил, с учетом измененных исковых требований, обязать КОГОАУСПО «Вятский электромашиностроительный техникум» дополнительно создать 0,48 ставки рабочего места для трудоустройства инвалидов.
Определением суда от 03.04.2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Центр занятости населения города Кирова.
Октябрьским районным судом города Кирова 13 мая 2013 года постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум», не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Отмечает, что со стороны ответчика отсутствует нарушение требований, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» в части установления количества рабочих мест для инвалидов. Указывает, что судом принято необоснованное решение об установлении 0,48 ставки рабочего места, поскольку указанное требование неисполнимо. Трудовое законодательство не содержит понятия «ставка рабочего места».
В суд апелляционный инстанции не явился представитель КОГКУ ЦЗН города Кирова, просит рассмотреть апелляционную жалобу в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 7 Конституции Российской Федерации гарантирует инвалидам обеспечение государственной поддержки.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения ряда специальных мероприятий, в число которых входит установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов ( пункт 2 статьи 20).
Статьей 21 названного Федерального закона установлено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 3 Закона Кировской области № 174-ЗО от 30.06.2003 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» организациям, независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников ( но не менее 2 и не более 4 процентов). Порядок установления квоты в организациях определяется Правительством области.
Постановлением Правительства области от 14 марта 2005 года № 30/43 утвержден Порядок установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области.
Пунктом 2.3 названного Порядка предусмотрено, организациям со среднесписочной численностью работников от 101 до 300 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 4% к среднесписочной численности работников, организациям со среднесписочной численностью работников от 301 до 1000 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников, организациям со среднесписочной численностью работников от 1001 до 3000 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников, организациям со среднесписочной численностью работников свыше 3000 человек устанавливается минимальная квота для приема на работу инвалидов в размере 2% к среднесписочной численности работников.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции ответчик является организацией, расположенной на территории Кировской области, среднесписочная численность работников по состоянию на <дата> составляет <данные изъяты> человек.
Согласно приказа директора от <дата> №а в КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» установлена квота для приема инвалидов в количестве 4 рабочих мест.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции исходил из того, что Законом Кировской области № 174-ЗО от 30.06.2003 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» не предусмотрено округление размера квоты в большую или меньшую сторону от целого числа и обязал создать ответчика 0,48 ставки рабочего места для трудоустройства инвалидов.
В статье 2 Закона Кировской области № 174-ЗО от 30.06.2003 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области» содержится определение понятия «квота», согласно которого квота - минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, включая рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.
Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. ( ст. 209 ТК РФ).
Таким образом, организация должна создать целые рабочие места для трудоустройства инвалидов.
Порядок установления квоты в организациях для приема на работу инвалидов на территории Кировской области не содержит сведений об округлении значения размера квоты до целого значения.
В данном споре округлить размер квоты в сторону увеличения нельзя, поскольку будут нарушены нормы ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Закона Кировской области № 174-ЗО от 30.06.2003 года «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов на территории Кировской области», предусматривающие установление размера квот для трудоустройства инвалидов от 2 до 4 %.
Численность работников ответчика составляет <данные изъяты> человек, следовательно, размер квоты для инвалидов в КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» составляет : 4 процента от среднесписочной численности работников <данные изъяты> х 4% /100 = 4, 48, округляя значение размера квоты до целого числа в сторону уменьшения, до четырех единиц, действующее законодательство нарушено не будет ( меньше 4%, но больше 2 %).
Поскольку в КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» установлена квота для приема инвалидов в количестве 4 рабочих мест, оснований для удовлетворения требований прокурора Октябрьского района у суда первой инстанции не имелось.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене решения с постановлением нового решения об отказе в иске прокурору Октябрьского района г. Кирова.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329, ч.1 п.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Кирова от 13 мая 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В иске прокурора Октябрьского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц к КОГОАУ СПО «Вятский электромашиностроительный техникум» об обязании выполнить действия отказать.
Председательствующий Судьи