Дело № 33-2508 Судья Коршаков А.П. 2015 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Золина М.П.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре Некрасовой В.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
09 июля 2015 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Жарковского районного суда Тверской области
от 09 апреля 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска ФИО1 к комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным отказа в приёме к рассмотрению его заявки на участие в электронных торгах по извещению № от ДД.ММ.ГГГГ и обязании заключить договор купли-продажи здания детской библиотеки: <данные изъяты> адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта - №., площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №, отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным отказа в приеме к рассмотрению заявки на участие в электронных торгах по извещению № от ДД.ММ.ГГГГ и о возложении обязанности заключить договор купли-продажи здания детской библиотеки.
В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что
ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов, Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениям администрации Жарковского района Тверской области, размещено извещение № о продаже здания детской библиотеки со следующими характеристиками: <данные изъяты>, адрес объекта: ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер объекта -№, площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер №.Способ продажи - продажа без объявления цены.
Он подал заявку на участие в торгах. Согласно информации, размещенной на странице извещения №, а также согласно протоколу заседания комиссии по проведению торгов от ДД.ММ.ГГГГ, его заявка была единственной поданной.
Единогласным решением комиссии его заявка не была принята к рассмотрению по причине «необоснованно низкого предложения о цене приобретаемого муниципального имущества», в результате чего торги признаны несостоявшимися.
Указанное решение комиссии является незаконным и необоснованным, поскольку приведенное комиссией основание отказа не предусмотрено законом.
Порядок проведения продажи имущества без объявления цены посредством электронных торгов определён в разделе VI Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года). Пунктом 112 указанного Положения предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме заявки претендента, среди которых названы: а) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; б) представлены не все документы, предусмотренные перечнем, указанным в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены; в) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое основание как «необоснованно низкое предложение о цене» в указанный перечень не включено, что говорит о незаконности действий комиссии.
В силу пункта 116 Положения покупателем имущества признаётся: а) в случае регистрации одной заявки и предложения о цене имущества - участник, представивший это предложение; б) в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; в) в случае если несколько участников предложили одинаковую наибольшую цену за продаваемое имущество - участник, заявка которого была подана на электронную площадку ранее других.
Его заявка являлась единственной, в связи с чем он должен был быть признан покупателем имуществе, вместо этого его заявка необоснованно отклонена комиссией по проведению торгов, что повлекло за собой существенное нарушение его прав и законных интересов в виде отказа в заключении договора купли-продажи.
ФИО2 просил: признать незаконным отказ в приёме к рассмотрению заявки ФИО1 на участие в электронных торгах по извещению № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района в течение <данные изъяты> рабочих дней подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи здания детской библиотеки: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта - №., площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №.
Истец ФИО1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, иск удовлетворить, свою позицию по иску выразил в письменной форме, указав, что Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает ряд последовательных процедур для продажи муниципального имущества - аукцион, продажа посредством публичного предложения. По информации продавца, аукцион, назначенный на ДД.ММ.ГГГГ, признан несостоявшимся, продажа посредством публичной продажи, назначенная на ДД.ММ.ГГГГ - признана несостоявшейся. Законодатель предусмотрел реализацию муниципального имущества в несколько этапов с целью получения максимальной прибыли от такой реализации. Самое ликвидное имущество реализуется на аукционе по цене, превышающей начальную цену. Следующая процедура предусматривает продажу имущества со снижением начальной цены, но законодатель предусматривает порог отсечения цены, тем самым, обеспечивая минимально необходимую прибыль. При этом стоит учитывать, что, как и сами действия по продаже имущества, так и его содержания государством заставляет органы власти нести постоянные расходы. Поэтому законом предусмотрено, что неликвидное имущество, на которое не нашлось покупателей, выставляется на продажу без объявления цены, то есть за любую предложенную цену. Собственник имущества несет бремя содержания своего имущества, риск его гибели, а также отвечает за вред, причиненный его имуществом. Органам власти выгодно продавать неликвидное имущество по любой цене.
Представитель ответчика - Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области ФИО3 в судебном заседании иск не признала и пояснила, что продажа без объявления цены здания детской библиотеки: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта №, площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер № проводилась не в электронной форме, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 года № 860 «Об организации и проведении государственного или муниципального имущества в электронной форме», а в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены».
При проведении продажи без объявления цены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года № 549 заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок.
Истцом заявка направлена почтовым отправлением в адрес комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района, то есть истец знал, что торги проводятся не в электронной форме.
ДД.ММ.ГГГГ заявка поступила в Комитет, рассмотрена на предмет соответствия требованиям законодательства, после чего зарегистрирована в Журнале регистрации заявок на продажу муниципального имущества и земельных участков за №, т.е. истцу не было отказано в приеме заявки.
Подведение итогов продажи проводилось комиссией по проведению торгов. В ходе подведения итогов продажи, в соответствии с п. 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены комиссией рассмотрено предложение о цене приобретаемого имущества истца. Предложенная им цена о приобретении муниципального имущества составила <данные изъяты> рублей.
В ходе обсуждения предложения истца о цене комиссией принято решение не принимать к рассмотрению предложение о цене приобретаемого муниципального имущества ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей, как необоснованно низкое. Решение принято единогласно. Протокол об итогах продажи составлен в соответствии с требованиями законодательства РФ, истцу направлено уведомление об отказе в рассмотрении поданного им предложения о цене.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В жалобе указывает, что судом первой инстанции установлено, что решение комиссии об отказе в принятии предложения о цене и признании торгов несостоявшимися, изложенное в протоколе заседания комиссии по проведению торгов № от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным. То есть судом достоверно установлено, что на продажу имущества без объявления цены была подана единственная заявка, заявка зарегистрирована, соответствовала всем требованиям закона, в связи с чем, исходя из п. «а» ст. 12 Постановления Правительства РФ
от 22 июля 2002 года № 549 ответчик обязан был в установленный срок заключить с истцом договор купли-продажи имущества. В данном случае заключение договора было обязательным в силу положений действующего законодательства.
Вывод суда о том, что он не обладает полномочиями обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи, неверен. Согласно
статье 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В данном случае торги по продаже муниципального имущества проведены были, однако при подведении итогов торгов комиссией были допущены нарушения законодательства, повлекшие существенные нарушения прав участника торгов
Истец ФИО1, ответчик Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области, извещенные о времени и места рассмотрения дела в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин отсутствия не представили. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала, возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления.
Изучив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Судом установлено и подтверждается материала дела, что Комитетом по управлению имуществом и земельными отношениями администрации Жарковского района Тверской области в ДД.ММ.ГГГГ была организована продажа без объявления цены муниципального имущества – здания детской библиотеки с земельным участком, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно извещению о проведении торгов №, созданному ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области и размещенному на сайте <данные изъяты> (информация о проведении торгов), организация - комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района проводит продажу без объявления цены имущества: здание детской библиотеки со следующими характеристиками: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта №, площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №. Дата начала подачи заявок ДД.ММ.ГГГГ, окончание приема заявок – ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявку на приобретение указанного имущества без объявления цены (лот №), в которой обязался соблюдать требования, указанные в информационном сообщении об организации продажи имущества без объявления цены, опубликованном в официальном печатном издании, порядок продажи имущества без объявления цены.
ДД.ММ.ГГГГ комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Жарковского района Тверской области заявка принята и зарегистрирована под №.
Согласно предложению о цене приобретаемого муниципального имущества без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заявил о своем намерении приобрести имущество - здание детской библиотеки: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта - №., площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, по цене <данные изъяты> рублей.
Согласно протоколу заседания комиссии о проведении торгов
от ДД.ММ.ГГГГ, что комиссия решила: не принимать к рассмотрению предложение о цене приобретаемого муниципального имущества ФИО1 в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, как необоснованно низкое; продажу здания детской библиотеки: <данные изъяты>, адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер объекта - №, площадь <данные изъяты> кв.м, с земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, признать несостоявшейся.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что указанное решение комиссии об отказе в принятии предложения о цене и признании торгов несостоявшимися являются незаконными, однако оснований для возложения на ответчика обязанности заключить договор купли-продажи на здание детской библиотеки не имеется, поскольку торги фактически проведены не были, в связи с чем у суда не имеется полномочий обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи муниципального имущества, заключение которого возможно только по результатам состоявшихся торгов.
Выводы суда о незаконности принятых комиссией решений основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Одним из способов приватизации муниципального имущества в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» является продажа имущества без объявления цены.
Требования к приватизации государственного или муниципального имущества, осуществляемой способом продажи без объявления цены, установлены статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года
№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Согласно частям 1-3 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона, за исключением начальной цены.
Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.
Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).
Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в
статье 16 настоящего Федерального закона.
В силу части 4 статьи 24 указанного Федерального закона в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.
В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.
В силу пункта 1 данного постановления в отношении организации продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, подведения итогов продажи и заключения с покупателями договоров купли-продажи имущества без объявления цены настоящее Положение является примерным.
Согласно объяснений ответчика он руководствовался названным Положением при организации продажи муниципального имуещства.
Из содержания указанного Положения следует, что организация продажи государственного или муниципального имущества проходит в определенном порядке, включающем несколько этапов, включающих в себя в том числе прием заявок, прием предложений о цене приобретаемого имущества, принятие решения о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества.
Согласно пунктам 5-7 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 года
№ 549, заявки со всеми прилагаемыми к ним документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приема заявок. Продавец осуществляет прием заявок в течение указанного в информационном сообщении срока. Срок приема заявок должен быть не менее 25 календарных дней. Определенная продавцом дата подведения итогов продажи имущества указывается в информационном сообщении. Форма бланка заявки утверждается продавцом и приводится в информационном сообщении. В заявке должно содержаться обязательство претендента заключить договор купли-продажи имущества по предлагаемой им цене. Предложение о цене приобретения имущества прилагается к заявке в запечатанном конверте. Предлагаемая претендентом цена приобретения имущества указывается цифрами и прописью. В случае если цифрами и прописью указаны разные цены, принимается во внимание цена, указанная прописью. Претендент вправе подать только одно предложение о цене приобретения имущества. К заявке также прилагаются документы по перечню, указанному в информационном сообщении, и опись прилагаемых документов в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой, с отметкой продавца о приеме заявки и прилагаемых к ней документов, - у претендента.
При приеме заявки продавец: а) удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя и проверяет надлежащее оформление документа, удостоверяющего право полномочного представителя действовать от имени претендента; б) рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 8 указанного Положения продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если: а) заявка представлена по истечении срока приема заявок, указанного в информационном сообщении; б) заявка представлена лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий; в) заявка оформлена с нарушением требований, установленных продавцом; г) представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, либо они оформлены ненадлежащим образом; д) представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанный перечень оснований для отказа в приеме заявки является исчерпывающим. Сотрудник продавца, осуществляющий прием документов, делает на экземпляре описи документов, остающемся у претендента, отметку об отказе в приеме заявки с указанием причины отказа и заверяет ее своей подписью. Непринятая заявка с прилагаемыми к ней документами возвращается в день ее получения продавцом претенденту или его полномочному представителю под расписку либо по почте (заказным письмом).
В соответствии с пунктом 9 названного Положения принятые заявки и предложения о цене приобретения имущества продавец регистрирует в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени ее поступления. Зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения. Претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 10 Положения по результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.
Пунктом 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, предусмотрено, что при продаже имущества без объявления цены покупателем имущества признается: при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение; при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество; при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.
Из содержания указанного Положения следует, что после приема заявки, по результатам рассмотрения заявок продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества.
Таким образом, для признания торгов состоявшимися комиссией не только должна быть принята к рассмотрению сама заявка, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. У конкурсной комиссии, вопреки доводам истца, отсутствует обязанность принятия к рассмотрению любого предложения о цене приобретения имущества.
Как установлено, заявка истца с ценой предложения <данные изъяты> рублей была принята и зарегистрирована. Рассмотрев заявку, комиссия по приватизации муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ не приняла к рассмотрению предложение о цене приобретаемого имущества ввиду несогласия с предложенной ценой как несоизмеримой с рыночной стоимостью муниципального имущества. Тем самым в заключении договора купли-продажи на предложенных истцом условиях отказано.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи в случае непринятия собственником имущества условия о цене приобретения и право претендента понуждать продавца к заключению договора на условиях предложенной им цены.
Доводы апелляционной жалобы об обязанности продавца при продаже имущества без объявления цены принять любое предложение о цене, и в случае приема одной заявки продать имущество по предложенной в этой заявке цене основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих приватизацию государственного и муниципального имущества.
Покупателем имущества в порядке установленном пунктом 12 указанного Положения может быть признан только тот претендент, предложение которого о цене приобретения имущества принято к рассмотрению.
Поскольку предложение истца о цене приобретения имущества ответчиком к рассмотрению принято не было, оснований для признания истца покупателем имущества не имелось.
Целью проводимых торгов, вопреки позиции истца, является не продажа муниципального имущества по любой цене, а установление объективных цен на товары (работы, услуги).
Принятое комиссией решение закону не противоречит.
Ошибочность вывода суда о незаконности решения комиссии, не повлияла на правильность принятого по существу заявленных требований решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку предложение истца о цене к рассмотрению принято не было, не имелось оснований для признания его победителем торгов и заключения с ним договора-купли продажи.
Оснований для применения положений статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется, обязанность по заключению с истцом договора купли-продажи у ответчика не возникло.
Кроме того, разрешая дело, суд обоснованно с учетом положений части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходил из того, что истцом заявлено о нарушении ответчиком порядка организации и проведения продажи государственного и муниципального имущества в электронном виде, в то время как была продажа имущества осуществлялась в порядке установленном для продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.
Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО4 не имеется. Нарушения его прав при организации продажи муниципального имущества без объявления цены не допущено, обязанности заключить с истцом договор купли- продажи муниципального имущества у ответчика не возникло.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Жарковского районного суда Тверской области от 09 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: М.П. Золин
Судьи: М.В. Гудкова
А.С. Беляк