Судья – Мальцев А.С. № 33-25088/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2016 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Сагитовой Е.И.,
судей Клиенко Л.А.,Волошиной С.Г.,
прокурора Немыкиной Н.В.
по докладу судьи Клиенко Л.А.
при секретаре Назаровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГУП «Почта России» на решение Северского районного суда от 18 мая 2016 года,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Северского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением к ФГУП «Почта России» о понуждении оборудования входа в здание № 18 отделения ФГУП «Почта России» по ул.Кавказской в п. Черноморском, Северского района в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.
В обоснование указано, что прокуратурой по обращению граждан проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав инвалидов и маломобильных граждан в отделении почтовой связи Черноморский, Западно-Кубанского почтамта обособленного структурного подразделения УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП «»Почта России», расположенном по указанному адресу. В результате проверки совместно со специалистом Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края установлено, что вход в здание почтового отделения не соответствует требованиям СНиП 35-01-2001, что создает препятствия для доступности маломобильных граждан: вход в помещение не оборудован пандусом, участок пола при входе не оборудован рифленой (контрастно окрашенной) поверхностью, лестница при входе в здание не оборудована поручнями. Здание находится в хозяйственном ведении ФГУП «Почта России», поэтому ответчик обязан оборудовать его в соответствии с требованиями законодательства.
Решением Северского районного суда от 18 мая 2016 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ФГУП «Почта России», выражающееся в отсутствии надлежаще оборудованного входа в здание отделения ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <...>, для инвалидов и маломобильных граждан.
ФГУП «Почта России» обязано устранить в полном объеме допущенные нарушения путем оборудования входа в здание отделения ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: <...>, в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а именно: оборудовать вход в помещение пандусом, оборудовать участок пола на входе рифленой (контрастно окрашенной) поверхностью, лестницу при входе оборудовать поручнями.
С ФГУП «Почта России» в доход муниципального бюджета взыскана государственная пошлина в размере <...>
В апелляционной жалобе представитель УПФС Краснодарского края — филиала ФГУП «Почта России» по доверенности ФИО1 просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Обеспечение доступности для маломобильных граждан обеспечивается не только установлением пандуса, но и подъемного устройства, поэтому требование об установлении пандуса не соответствует требованиям законодательства. В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 ст. 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ установлен переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. В соответствии с данными требованиями, а также п.11 Поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 12.12.2014 № ДМ-П12-9175 Минкомсвязью России утвержден Приказ от 06.11.2015 № 449 «О плане мероприятий («дорожной карте») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере связи и массовых коммуникаций», согласно которому осуществляются мероприятия. УПФС Краснодарского края в 2016 году в соответствии с планом оборудует 56 отделений почтовой связи для обеспечения доступности маломобильных граждан, в списки указанное в иске здание не входит. Услуги почтовой связи оказываются по месту жительства или дистанционно. Вход в здание оборудован кнопкой вызова, то есть ответчик реализует мероприятия, предусмотренные законодательством, для беспрепятственного доступа маломобильных групп граждан.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Немыкину Н.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Частью 2 ст. 15 указанного Закона установлено, что Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355 утвержден Порядок обеспечения операторами почтовой связи условий доступности для инвалидов объектов почтовой связи и предоставляемых услуг почтовой связи (зарегистрирован в Минюсте России 07.12.2015 N 39986).
В соответствии с п. 4 Порядка операторы почтовой связи обеспечивают следующие условия доступности для инвалидов объектов почтовой связи и услуг почтовой связи:
а) возможность самостоятельного передвижения по объекту почтовой связи, входа на объект почтовой связи и выхода из него посредством:
- оснащения входа на объект почтовой связи и выхода из объекта почтовой связи пандусами, оборудованными поручнями, в случае размещения объекта на первом этаже здания;
- оснащения лифтами, подъемниками при размещении объекта почтовой связи на втором этаже здания и выше;
- обеспечение достаточной шириной дверных проемов в стенах, лестничных маршей и площадок для передвижения кресел-колясок (в соответствии с требованиями Свода правил "СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предусмотренных пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521);
- отсутствие порогов внутри помещения;
б) содействие инвалиду при входе на объект почтовой связи для получения услуг почтовой связи и выходе из него.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что федеральной почтовой связи федеральный орган исполнительной власти в области связи, в соответствии с Правилами разработки органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 599 разрабатывает и утверждает план мероприятий ("дорожную карту") повышения значений показателей доступностей для инвалидов объектов и услуг почтовой связи.
В соответствии со ст. 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 № 1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащимоснащению специальнымиприспособлениями и оборудованием длясвободного передвижения и беспрепятственного доступа к ниммаломобильных граждан, относятся здания и сооружения,предназначенные для пользования средствами связи и информации(почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски идругие здания и сооружения).
Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
В соответствии с п.3 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Аналогичное положение предусмотрено п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2015 № 355.
В соответствии с п.1.2 Свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» Актуализированная редакцияСНиП 35-01-2001, утвержденных приказомМинистерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011г. №605, требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Почтовое отделение в п.Черноморский находится в существующем здании, в план реконструкции и капитального ремонта на 2016 год не включено, что подтверждается пояснениями представителя ответчика в судебном заседании (л.д.74).
Принятие ответчиком возможных мер для обеспечения доступности услуг почтовой связи для маломобильных граждан, а именно, оказание услуг на дому, размещение почтовых ящиков в доступном месте и т.п., не освобождает его от оборудования входа в почтовое отделение в соответствие с указанными требованиями.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Северского районного суда от 18 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГУП «Почта России» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи