ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2509/20222.209 от 28.02.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Яковенко Т.И. Дело № 33-2509/2022 2.209г

УИД 24RS0014-01-2020-000902-92

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Туровой Т.В.,

судей: Лоншаковой Е.О., Александрова А.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Енисейска Красноярского края, о возложении обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства, по апелляционной жалобе представителя администрации города Енисейска Красноярского края – ФИО1 на решение Енисейского районного суда Красноярского края от 16 августа 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Енисейска Красноярского края, о возложении обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйств, удовлетворить.

Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, провести конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- водозабор г. Енисейска, реестровый №

- водонапорные башни, расположенные по адресам: <адрес> реестровый ); <адрес> реестровый <адрес>, реестровый №

- водоколонка Дискет, реестровый

- водопроводы: водопровод реестровый протяженностью 117,3м.;

- водопровод реестровый протяженностью 140 м.;

- водопровод реестровый протяженностью 140 м.;

- водопровод ПМК реестровый протяженностью 2966м.;

- водопровод по адресу: <адрес>, реестровый протяженностью1741 м.;

- водопровод РВПиС по ул. <адрес>, реестровый

- водопровод по <адрес>, реестровый протяженностью 654 м.;

- водопровод по <адрес>, реестровый протяженностью 310м.;

- водопровод по <адрес> реестровый

- водопровод наружный по <адрес>, реестровый номер

- водопроводные сети: по <адрес>, реестровый

- водопроводная сеть по <адрес>, реестровый

- водопроводная сеть по <адрес>, реестровый

- водопроводная сеть <адрес>, реестровый

- водопроводная сеть <адрес>, реестровый

- внешние сети по <адрес>, реестровый

- скважины: скважина (водоканал) по <адрес>, год ввода 1983 реестровый №

- скважина по <адрес> протяженностью 150м. реестровый №

- скважина по <адрес>, протяженностью 160м, реестровый номер

- скважина по <адрес> протяженностью 70м., реестровый

- скважина по <адрес>, протяженностью 100м. год ввода 1980 реестровый №1-18-000090 (605);

- скважина по <адрес>, реестровый номер №1-14-000289 (6270);

- скважина по <адрес>, реестровый 75 куб.м. протяженностью 200 м., год ввода 1986;

- скважина по <адрес>, реестровый 75 куб.м. протяженностью 150 м., год ввода 1980;

- скважина по <адрес> год ввода 1983 реестровый );

- скважина по <адрес>, год ввода 1971 реестровый

- скважина по <адрес> - 25 куб.м., год ввода 1984 реестровый

- скважина по <адрес>, - 15 куб.м. реестровый

- скважина по <адрес> - 96 куб.м. год ввода 1979 реестровый

- скважина с водонапорной башней по <адрес> - 30 куб.м. год ввода 1989, реестровый

- скважина по <адрес> - 30 куб.м., год ввода 1989, реестровый

- скважина (нежилое строение из дерева) по <адрес> реестровый

- скважина (нежилое строение из кирпича) по <адрес> реестровый

- скважина по <адрес> протяженностью 100м. реестровый

- скважина <адрес> реестровый

- скважина (нежилое строение из дерева), по <адрес>, - год ввода 1989, реестровый

- скважина по ул.<адрес> год ввода 1989, реестровый

- скважина холодного водоснабжения по <адрес>, год ввода 1988, реестровый

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Енисейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства. Требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации г. Енисейска выявлены нарушения требований законодательства о защите конкуренции и муниципальной собственности в жилищно-коммунальной сфере при распоряжении объектами водоснабжения. Так, в силу положений ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача владения и(или) пользования объектам водоснабжения и водоотведения осуществляется по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Право собственности на недвижимое имущество, которое возникло после 31.01.1998, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Проведенной проверкой установлено, что выше указанные объекты по производству и распределению водоснабжения, включены в реестр муниципальной собственности г. Енисейска. Согласно информации администрации г.Енисейска, в отношении объектов по производству и распределению холодного водоснабжения, техническая документация и право собственности не оформлены. В связи с тем, что государственная регистрация права собственности на вышеуказанное имущество – объекты водоснабжения не произведена, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проведен, концессионное соглашение не заключено. Указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства переданы ООО «Енисейский водоканал» на основании договора ответственного хранения от 18.10.2018 г. Бездействие ответчика по своевременному проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения привели к созданию для ООО «Енисейский водоканал» преимущественных условий в получении возможности эксплуатации муниципального имущества жилищно-коммунальной сферы и, следовательно, к недопущению конкуренции между претендентами на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения. Учитывая исключительную социальную значимость объектов водоснабжения, не принятие администрацией своевременных действий по постановке объектов водоснабжения на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них, проведению процедуры конкурса, нарушает публичные интересы, права и законные интересы неопределенного круга лиц. При этом невозможность проведения конкурса и заключения концессионного соглашения ввиду наличия незарегистрированного муниципального имущества не является основанием для невыполнения возложенных законом обязанностей.

Истец просил обязать администрацию г. Енисейска провести конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, концессионное соглашение по итогам проведения конкурса в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- водозабор г. Енисейска, реестровый №

- водонапорные башни, расположенные по адресам: <адрес> реестровый ); <адрес>, реестровый <адрес>, реестровый

- водоколонка Дискет, реестровый

- водопроводы: водопровод реестровый протяженностью 117,3м.;

- водопровод реестровый протяженностью 140 м.;

- водопровод реестровый протяженностью 140 м.;

- водопровод ПМК реестровый протяженностью 2966м.;

- водопровод по адресу: <адрес>, реестровый протяженностью1741 м.;

- водопровод РВПиС по <адрес>, реестровый

- водопровод по <адрес>, реестровый протяженностью 654 м.;

- водопровод по <адрес>, реестровый протяженностью 310м.;

- водопровод по <адрес>, реестровый

- водопровод наружный по <адрес>, реестровый номер

- водопроводные сети: по <адрес>, реестровый

- водопроводная сеть по <адрес> реестровый

- водопроводная сеть по <адрес>, реестровый

- водопроводная сеть <адрес> реестровый

- водопроводная сеть <адрес>, реестровый

- внешние сети по <адрес>, реестровый

- скважины: скважина 1 (водоканал) по <адрес> год ввода 1983 реестровый

- скважина по <адрес> протяженностью 150м. реестровый

- скважина по <адрес> протяженностью 160м, реестровый номер

- скважина по <адрес> протяженностью 70м., реестровый

- скважина по <адрес>, протяженностью 100м. год ввода 1980 реестровый

- скважина по <адрес>, реестровый номер

- скважина по <адрес>, реестровый 75 куб.м. протяженностью 200 м., год ввода 1986;

- скважина по <адрес> реестровый 75 куб.м. протяженностью 150 м., год ввода 1980;

- скважина по <адрес> год ввода 1983 реестровый

- скважина по <адрес>, год ввода 1971 реестровый

- скважина по <адрес> - 25 куб.м., год ввода 1984 реестровый

- скважина по <адрес>, - 15 куб.м. реестровый

- скважина по <адрес>, - 96 куб.м. год ввода 1979 реестровый

- скважина с водонапорной башней по <адрес>, - 30 куб.м. год ввода 1989, реестровый

- скважина по <адрес>, - 30 куб.м., год ввода 1989, реестровый

- скважина (нежилое строение из дерева) по <адрес>, реестровый

- скважина (нежилое строение из кирпича) по <адрес>1, реестровый

- скважина по <адрес>, протяженностью 100м. реестровый

- скважина <адрес>, реестровый

- скважина (нежилое строение из дерева), по <адрес>, - год ввода 1989, реестровый

- скважина по <адрес>, год ввода 1989, реестровый

- скважина холодного водоснабжения по <адрес>, год ввода 1988, реестровый

При этом, прокурор отказался от ранее заявленных требований о возложении на администрацию г. Енисейска обязанности провести государственную регистрацию права собственности на выше указанные объекты недвижимости – объекты водоснабжения, просил прекратить производство в указанной части иска.

Определением суда от 16.08.2021 года производство по делу по иску прокурора в части указанных требований прекращено, в связи с принятием судом отказа от них истца.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Енисейска Красноярского края – ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что по результатам проведённой УФАС по Красноярскому краю проверки установлено, что действия администрации г. Енисейска по заключению указанного договора ответственного хранения от 18.10.2018 года с ООО «Енисейский водоканал» не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, поскольку передача муниципальных объектов водоотведения могла быть осуществлена путем публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях и иными нормативно-правовыми актами РФ (поскольку дата ввода указанных в договоре объектов водоснабжения в эксплуатацию оставляет более 5 лет).

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Енисейского межрайонного прокурора – Павлов А.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя администрации города Енисейска Красноярского края – ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Дубро В.И., полагавшую обжалуемое решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения по заявленным доводам.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 16 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. п. 1, 2, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" помимо прочих относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении).

Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (08.05.2013, далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 6 упомянутой статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно ст. 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из толкования указанных выше норм, объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорные объекты водоснабжения состоят в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Енисейск Красноярского края, право собственности которого на большую часть объектов (23 объекта) зарегистрировано в установленном порядке.

Постановлением администрации г. Енисейска № 244-п от 09.12.2016 года ООО «Енисейводоканал» определено гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска.

Согласно Уставу ООО «Енисейводоканал» осуществляет забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.

Распоряжением администрации г. Енисейска № 1063-р от 18.10.2018 года на период подготовки необходимых документов, а также объявления и проведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения, муниципальное имущество – объекты водоснабжения, перечисленные в иске, переданы на ответственное хранение ООО «Енисейводоканал», о чем между Муниципальным образованием город Енисейск и ООО «Енисейводоканал» заключен Договор ответственного хранения, согласно которому муниципальное образование город Енисейск передает, а ООО «Енисейводоканал» принимает на безвозмездное хранение муниципальное имущество (перечень которого приведен в приложение № 1 к договору) и обязуется его возвратить незамедлительно после подведения итогов конкурса по заключению концессионного соглашения и непосредственно его заключения, окончании срока действия настоящего договора. При этом ООО «Енисейводоканал» вправе пользоваться переданным на хранение имуществом (п. 2.2.1.). В приложении № 1 к договору перечислены все объекты водоснабжения, расположенные в г. Енисейске (водоколонки, водопроводы, водонапорные башни, скважины, посредством которых осуществляется подача холодной воды потребителям).

Дополнительным соглашением от 02.09.2019 года к указанному договору ответственного хранения, которым внесены изменения в п. 3.1, предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует на период подготовки необходимых документов, а также объявления и подведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения на муниципальное имущество, указанное в п. 1.3 договора.

Из пояснений сторон, данных в суде первой инстанции, следует, что до настоящего времени ООО «Енисейводоканал» является гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска, фактически по назначению эксплуатирует спорные объекты водоснабжения, оказывает потребителям на территории г. Енисейска коммунальную услугу центрального холодного водоснабжения и начисляет за ее предоставление плату.

Кроме того, по результатам проведённой УФАС по Красноярскому краю проверки, установлено, действия администрации г. Енисейска по заключению указанного договора ответственного хранения от 18.10.2018 г. с ООО «Енисейский водоканал» не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, поскольку передача муниципальных объектов водоотведения (дата ввода в эксплуатацию которых составляет более пяти лет) могла быть осуществлена путем публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях и иными нормативно-правовыми актами РФ (поскольку дата ввода указанных в договоре объектов водоснабжения в эксплуатацию оставляет более 5 лет). Между тем, администрация г. Енисейска в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения не провела, а нарушение указанных выше требований закона заключила договор ответственного хранения. Таким образом, ООО «Енисейский водоканал» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения, что предоставило указанному субъекту необоснованное преимущественные условия деятельности в доступе к рынку водоснабжения в территориальных границах г. Енисейска Красноярского края. Передача права пользования объектами водоснабжения без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на товарные рынки водоснабжения в территориальных границах г. Енисейска Красноярского края, свидетельствует об ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения.

В связи с этим, в действиях администрации г. Енисейска УФАС по Красноярскому краю установлены нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившейся, в том числе, в передаче ООО «Енисейский водоканал» по договор ответственного хранения муниципального имущества без проведения публичных процедур в нарушение порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67, ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и вынесено предупреждение о необходимости прекращения выше указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью администрации г. Енисейска в срок до 01.06.2020 г. предписано: отменить распоряжение от 18.10.2018 № 1063-1, принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по ничтожному договору ответственного хранения, принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения; не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам муниципальной собственности – объектов водоснабжения, являющихся предметом указанного договора, без соблюдения требований законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67, ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Из материалов дела также следует, распоряжением администрации г. Енисейска в УФАС администрацией г. Енисейска сообщено о проведении следующих мероприятий, направленных на устранение указанных в предписании нарушений: распоряжением администрации г. Енисейска от 12.02.2021 № 96-р создана комиссия по осмотру объектов централизованного водоснабжения, переданных на ответственное хранение в ООО «Енисейводоканал», а также Положение о порядке ее работы; распоряжением администрации г. Енисейска от 12.04.2021 № 307/1-р утверждена Дорожная карта по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности г. Енисейска в порядке конкурса; ведется работа по принятию из государственной собственности Красноярского края в муниципальную собственность г. Енисейска сооружения «Оптимизация системы водоснабжения г. Енисейска Красноярского края» для формирования единого перечня имущества, как технологически связанного, передаваемого в концессию; в соответствии с дорожной картой 30.04.2021 г. заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению обследования объектов системы холодного водоснабжения, со сроком оказания услуги – 90 календарных дней в отношении трех объектов (не находящихся в реестре муниципальной собственности); 26.02.2021 г. заключены муниципальные контракты со сроком оказания по ним услуг - до 01.11.2021 г., на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости (три скважины, и три водопроводные сети), на которые отсутствует соответствующая техническая документация.

Таким образом, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку имеющиеся в деле доказательства достоверно подтверждают факт неисполнения до настоящего времени возложенной на ответчика законом обязанности по передаче спорных объектов водоснабжения в пользование в соответствии с предусмотренной законом процедурой (конкурса) по договорам концессионного соглашения.

При этом суд обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что настоящее время проводятся мероприятия, направленные на передачу спорных объектов водоснабжения в оперативное управление муниципальному казенному предприятию МУП «Енисейское коммунальное предприятие», поскольку на момент рассмотрения дела сведений о расторжении договора ответственного хранения, заключенного 18.10.2018 года с ООО «Енисейводоканал», передаче объектов МУП «Енисейское коммунальное предприятие» в деле не имеется; установленные выше приведёнными нормами закона действия по проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных в иске объектов, ответчиком не проведены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен; незаконность действия ответчика по не проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности (срок ввода в эксплуатацию большей части которых, согласно имеющимся материалам дела документам, составляет более пяти лет), подтверждена, в том числе указанным выше предписанием УФАС по Красноярскому краю.

В части доводов об ущемлении прав ответчика как собственника муниципального имущества по распоряжению последним судебная коллегия полагает отметить следующее.

Так, согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса, собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 настоящего Кодекса).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом.

Как уже отмечено выше, с момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и статьей 28.1 Закона о теплоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Наряду с указанным правилом, статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Как следует из вышеуказанных норм названных Федеральных законов, содержащиеся в них требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Статья 28.1 Закона о теплоснабжении, устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

Таким образом, действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

С учетом изложенного выше, несостоятельные доводы апеллянта со ссылкой на судебную практику в части того, что, в отсутствие законодательного заперта органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество в хозяйственное ведение государственным и муниципальным предприятиям, поскольку, ООО «Енисейский водоканал» таковым не является, при этом имущество передано последнему по договору ответственного хранения.

При таком положении, с выводами суда первой инстанции коллегия соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права и представленных сторонами доказательствах, которым судом первой инстанции дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований к иной оценке, представленных доказательств, у суда апелляционной инстанции не имеется

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Енисейского районного суда Красноярского края от 16 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Енисейска Красноярского края – ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: