Дело № 33-251 Судья Половов С.О. 2018 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Цветкова В.В.,
судей Гудковой М.В., Беляк А.С.,
при секретаре Зайцевой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
01 марта 2018 года
по докладу судьи Гудковой М.В.
дело по апелляционному представлению прокурора Зубцовского района Тверской области
на решение Зубцовского районного суда Тверской области
от 15 ноября 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Прокурору Зубцовского района Тверской области в интересах ФИО1 к Зубцовскому участку ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконным действий по включению в платежный документ платы за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома и возложении обязанности произвести перерасчет, - отказать.
В удовлетворении исковых требований Прокурору Зубцовского района Тверской области в интересах ФИО1 к Зубцовскому участку ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действия Зубцовского участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по включению в платежный документ, (извещение/квитанцию), предоставленной для оплаты ФИО1 за <данные изъяты> платы за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>., о признании незаконными действия Зубцовского участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по включению в платежный документ, (извещение/квитанцию), предоставленной для оплаты ФИО1 за <данные изъяты> г. платы за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>. и возложении обязанности на Зубцовский участок ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в течение <данные изъяты> дней со дня вступления решения суда в законную силу, произвести ФИО1 перерасчет, уменьшив размер платы за электроснабжение на сумму, выставленную за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты> - отказать».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Зубцовского района Тверской области, в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Зубцовскому участку
ОП ТверьАтомЭнергоСбыт», ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт», АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий по включению в платежный документ платы за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома и возложении обязанности произвести перерасчет.
Требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Зубцовским участком ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» законодательства, регламентирующего порядок выставления счетов за электроснабжение мест общего пользования многоквартирных домов. По результатам проверки выявлены следующие нарушения законодательства.
ФИО1 проживает в многоквартирном доме <адрес>. Зубцовским участком Ржевского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в счете-извещении ФИО1 за <данные изъяты> выставлен счет за ОДН на электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>. В счете-извещении ФИО1 за <данные изъяты> года выставлен счет за ОДН на электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>. Собственниками помещений многоквартирного дома
<адрес> выбран способ управления многоквартирными домами путем управления управляющей организацией.
Многоквартирный дом с ДД.ММ.ГГГГ находился на обслуживании у управляющей организации ООО «Зубцовская коммунальная система».
Зубцовским участком Ржевского отделения ОП «ТверьАтоиЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» предоставлена ксерокопия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о способе внесения платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации (ТверьАтомЭнергоСбыт) при наличии общедомового прибора учета в полном размере, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с выставленными ресурсоснабжающей организацией (ТверьАтомЭнергоСбыт) квитанциями, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки местонахождение оригинала данного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено. В ООО «Зубцовская коммунальная система», Зубцовском участке Ржевского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» оригинал данного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> отсутствует.
Из объяснений лиц, указанных в данной ксерокопии протокола в качестве секретаря и председателя собрания (ФИО, ФИО), следует, что общее собрание дома по данному вопросу не проводилось, секретарем, председателем общего собрания они не являлись, протокол общего собрания не подписывали, что свидетельствует о том, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о внесение платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды напрямую ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» не принималось.
По данным фактам ДД.ММ.ГГГГ в Зубцовское отделение полиции МО МВД России Ржевский направлен материал проверки по факту подделки в целях использования неустановленным лицом официального документа протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> для решения вопроса об уголовном преследовании по <данные изъяты> УК РФ. По результатам рассмотрения материала ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по ч<данные изъяты> УК РФ (<данные изъяты>).
Между ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» и ООО «Зубцовская коммунальная система» письменный договор на оплату услуг за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома
<адрес>, не заключался. Между ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» и ООО «Зубцовская коммунальная система» с ДД.ММ.ГГГГ имели место договорные отношения по энергоснабжению мест общего пользования вышеуказанного многоквартирного дома, в связи с чем, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в прокуратуру района с заявлением о защите нарушенных прав.
Учитывая, что престарелый возраст ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, не позволяет ей самостоятельно защищать свои интересы в судебном порядке, принимая во внимание сферу нарушенного законодательства, прокурор в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах ФИО1
На основании изложенного, прокурор Зубцовского района Тверской области в интересах ФИО1 просил признать незаконными действия Зубцовского участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по включению в платежный документ (извещение/квитанцию) предоставленный для оплаты ФИО1 за <данные изъяты> платы за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>; признать незаконными действия Зубцовского участка ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по включению в платежный документ (извещение/квитанцию), предоставленный для оплаты ФИО1 за <данные изъяты> платы за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>; обязать Зубцовский участок ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в течение <данные изъяты> дней со дня вступления решения суда в законную силу, произвести ФИО1 перерасчет, уменьшив размер платы за электроснабжение, на сумму, выставленную за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома в размере <данные изъяты>.
Определением Зубцовского районного суда Тверской области от19 снетября 2017 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено АО «АтомЭнергоСбыт», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Зубцовская коммунальная система».
Истец ФИО1 надлежащим образом извещалась о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании помощник прокурора Зубцовского района Сапелкина Ю.А. исковые требования в интересах ФИО1 поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП Зубцовский участок «ТверьАтомЭнергоСбыт» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Свои возражения мотивировала доводами, изложенными в письменном отзыве на исковое заявление. Полагала, что собственники помещений многоквартирного жилого дома реализовали предоставленное им право на внесение платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации (РСО). Управляющая организация ООО «Зубцовская коммунальная система» предоставило в адрес ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации, при наличии общедомового прибора учета в соответствии с выставленными энергоснабжающей организацией квитанциями. Ссылаясь на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06 мая 2011 года № 354, ответчик указал, что если управляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. При исполнении указанных обязанностей АО «АтомЭнергоСбыт» вправе требовать и получать от потребителей предоставленных коммунальных услуг оплату этих услуг. Исполнение законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том числе и на общедомовые нужды, не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку такой платеж предусмотрен нормативным актом. Кем будет взиматься плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (гарантирующим поставщиком ил управляющей организацией) на обязанность истца по внесению платы не влияет, оспариваемые действия гарантирующего поставщика не могут быть признаны незаконными. Доказательств двойного начисления платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, истцом не представлено.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Зубцовская коммунальная система», извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направило.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Зубцовского района Тверской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование представления прокурор ссылается на доводы, аналогичные тем, которые приведены в исковом заявлении. Собственники многоквартирного дома не принимали решения о способе внесения платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды напрямую ресурсоснабжающей организации. Оригинал протокола общего собрания отсутствует. Лица, указанные в протоколе в качестве секретаря и председателя собрания, пояснили, что общее собрание по данному вопросу не проводилось, протокол они не подписывали. По фактам подделки в целях использования и использования неустановленным лицом официального документа - протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома возбуждено уголовное дело. Уголовное дело приостановлено, в связи с неустановлением лица, совершившего преступление. Плата за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, является составной частью платы за содержание общего имущества многоквартирного дома. Отсутствие в квитанциях, выставленных ООО «Зубцовская коммунальная система» ФИО1 отдельной строки за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, свидетельствует о бездействии управляющей организации по ее внесению, или инициирования вопроса перед общим собранием собственников помещений об увеличении размера платы за содержание общего имущества многоквартирного дома, что также свидетельствует о достаточности установленной собственниками помещений платы для управляющей организации за содержания общего имущества многоквартирного дома, в том числе платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды. Фактически ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» вместо обращения в Арбитражный суд Тверской области о взыскании с ООО «Зубцовская коммунальная система» задолженности за предоставленные услуги, переложило ответственность управляющей организации на жителей многоквартирного дома, в том числе ФИО1, что является недопустимым.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «АтомЭнергоСбыт» по доверенности ФИО2 критикует доводы представления прокурора, просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин отсутствия не представила, о рассмотрении дела в ее отсутствие, об отложении рассмотрения дела не просила.
Прокурор Полещук Р.С. требования апелляционного представления поддержала.
Представители АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО2, ФИО3, просили оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Зубцовская коммунальная система», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях, относительно жалобы, представления. В силу части второй указанной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Изучив дело, заслушав объяснения прокурора Полещук Р.С., представителей АО «АтомЭнергоСбыт» ФИО2, Немых Т.И,, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, проверив законность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционного представления и возражений, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует, что ООО «Зубцовская коммунальная система» с ДД.ММ.ГГГГ является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>.
На основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ АО «АтомЭнергоСбыт» с ДД.ММ.ГГГГ является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории <адрес> за исключением второй зоны деятельности <данные изъяты> и зоны деятельности ОАО «<данные изъяты>».
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроэнергию.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление коммунальных услуг является одной из целей управления многоквартирным домом.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям.
При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частями 5, 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1-5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Таким образом, законом однозначно установлено право и обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей помещений в таком доме по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, в случае осуществления управления домом управляющей организацией, вносить плату за коммунальные услуги управляющей организации, а также исключения из данного общего правила, к которым относятся случаи, предусмотренные частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей после 30 июня 2015 года, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Из содержания указанной нормы права следует, что плата за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при указанных способах управления домом, может вноситься на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом право изменять установленный законом порядок оплаты коммунальных услуг решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не касалось коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года № 123-ФЗ, установлено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 названных Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
В пункте 8 указанных Правил установлено, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с
пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Согласно пункту 9 Правил условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив. При этом товарищество или кооператив не вправе отказать собственнику помещения в многоквартирном доме как являющемуся, так и не являющемуся его членом в заключении договора о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг; в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, условия предоставления коммунальных услуг зависят от выбранного способа управления многоквартирным домом, и при управлении управляющей организацией определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Проведенная прокуратурой Зубцовского района Тверской области проверка показала, что дом <адрес> находится в управлении ООО «Зубцовская коммунальная система», то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
При этом решения о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации - АО АтомЭнергоСбыт» собственники не принимали.
Доказательств принятия такого решения ответчиками не представлено.
Зубцовским участком Ржевского отделения ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» АО «АтомЭнергоСбыт» представлена ксерокопия протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о способе внесения платы за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужды, напрямую ресурсоснабжающей организации при наличии общедомового прибора учета в полном размере, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с выставленными ресурсоснабжающей организацией квитанциями, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки местонахождение оригинала данного протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не установлено.
Из объяснений лиц, указанных в данной ксерокопии протокола, в качестве секретаря и председателя собрания (ФИО, ФИО) следует, что общее собрание дома по данному вопросу не проводилось, секретарем, председателем общего собрания они не являлись, протокол общего собрания не подписывали.
По данным фактам ДД.ММ.ГГГГ в Зубцовское отделение полиции МО МВД России Ржевский направлен материал проверки по факту подделки в целях использования и использования неустановленным лицом официального документа протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 1, 3 ст. 327 УК РФ.
По результатам рассмотрения материала ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело № по <данные изъяты> УК РФ (подделка, использование заведомо подложного документа).
Оценивая представленную ксерокопию протокола общего собрания собственников помещений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанная ксерокопия как доказательство не обладает признаками допустимости, не соответствует требованиям, предъявляемым к доказательствам статьями 55, 60, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку собрание собственников помещений по вопросу о способе внесения платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды не проводилось, указанные в ксерокопии протокола общего собрания решения не породили каких-либо юридически значимых последствий.
Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производит расчет, требует от собственников и нанимателей многоквартирного жилого дома, в том числе и ФИО1, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.
Действавшим в период спорным правоотношений законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку они не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Доводы АО «АтомЭнергоСбыт» о том, что установленный в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации запрет на внесение платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям относится лишь к случаям, когда управляющей организацией, выбранной для управления многоквартирным домом, заключен договор с ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет энергоснабжение, что в случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления многоквартирным домом, и АО «АтомЭнергоСбыт» как ресурсоснабжающей организацией, последнее не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг, и при исполнении указанных обязанностей ответчик в силу пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, вправе требовать и получать от потребителей оплату предоставленных коммунальных услуг, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Ответчик не учитывает содержащееся в приведенных выше статьях Жилищного кодекса Российской Федерации прямое указание на внесение жителями многоквартирных домов, управление которым осуществляется управляющими организациями, платы за коммунальные услуги, в том числе платы за электроэнергию на общедомовые нужды, управляющей организации, о праве на выставление платежных документов на такую оплату именно управляющей компании, на случаи и основания, при которых внесение платы возможно жителями таких домов непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Отсутствие договора энергоснабжения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией законом к случаям, при которых начисление и взимание платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, осуществляется ресурсоснабжающей организацией при управлении домом управляющей организацией, к таким случаям не отнесено.
Действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению жителям многоквартирного жилого дома платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома.
Положения Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, на которые ссылается АО «АтомЭнергоСбыт», порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не изменяют.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, и положениями Постановления Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг – управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющие организации в силу статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения.
Право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета. Оплату остальной электроэнергии, использованной на общедомовые нужды, и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации. Иной порядок может быть установлен только на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил от 06 мая 2011 года № 354 указанные выводы не опровергает.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации регулируются отношения по определению размера платы за коммунальные услуги, а не порядок внесения собственниками и нанимателя жилых помещений платы за коммунальные услуги. Положения данной статьи не отменяют установленный статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок внесения платы за коммунальные услуги при выборе способа управления управляющей организацией, данной организации.
Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу пункта 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Между тем, судом установлено и не оспаривается, что после присвоения статуса гарантирующего поставщика АО «АтомЭнергоСбыт» поставляло электроэнергию в многоквартирные дома, которыми управляла управляющая организация ООО «Зубцовская коммунальная система», в том числе и в дом <адрес>.
Согласно пункту 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, в связи с чем отношения должны рассматриваться как договорные.
Несоблюдение простой письменной формы сделки не свидетельствует об отсутствии договорных отношений.
С учетом указанных выше обстоятельств, отношения между управляющими организациями и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 1 статьи 162 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
При этом следует учитывать, что ООО «Зубцовская коммунальная система» управляло домами, являлось исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса (статьи 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязано было с одной стороны предоставить коммунальные услуги жильцам, с другой рассчитаться за коммунальные услуги с ресурсоснабжащей организацией, то есть являлось стороной в сложившихся отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
Поставляя коммунальный ресурс, гражданам, использующим его для личных, бытовых нужд, к которым относятся и содержание общего имущества жилого дома, учитывая, что управление домом по поручению собственников осуществляет управляющая организация, у ресурсоснабжающей организация возникают правоотношения и с управляющей организацией.
Наличие неурегулированного спора между ресурсоснабжающей организацией и организацией, которая осуществляет управлением домом, не может служить основанием к ограничению права жителей многоквартирных жилых домов, избравших способ управления жилым домом, не связанный с непосредственным управлением собственниками, и реализовавших этот способ управления, на внесение платы за одну из коммунальных услуг, платы за электроснабжение и одной из ее составляющих - платы за электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды, в установленном законом порядке – управляющей организации, товариществу собственников жилья, специализированной организации.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, фактических обстоятельств дела вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований по заявленным основаниям судебная коллегия считает не основанным на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, что повлекло принятие судом первой инстанции неправильного решения, которое подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований по вышеизложенным основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «АтомЭнергоСбыт» направило ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, платежный документ, предоставленный для оплаты за электроснабжение, включив в него плату за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, собственниками помещений указанного многоквартирного дома на общем собрании решение о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации, не принималось, действия АО «АтомЭнергоСбыт» по включению в платежный документ, предоставленный для оплаты за электроснабжение ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, платы за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, за <данные изъяты> в размере <данные изъяты> являются незаконными.
Ссылки АО «АтомЭнергоСбыт» на решение общего собрания, принятое собственниками помещение многоквартирного дома еще в 2011 году о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, ресурсоснабжающей организации, не могут быть приняты во внимание, поскольку действовавшим в тот период времени жилищным законодательством вообще не была предусмотрена возможность принятия таких решений общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
Изменения в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие право собственников помещений многоквартирного дома принять решение на общем собрании о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, введены в действие с 01 июля 20015 года.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания указанной нормы права следует, что плата за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, при указанных способах управления домом, может вноситься на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом право изменять установленный законом порядок оплаты коммунальных услуг решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не касалось коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Действующее до 30 июня 2015 года жилищное законодательство не допускало возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом
(часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Об этом же свидетельствуют положения Правил от 06 мая 2011 года
№ 354, определяющие порядок исчисления, оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах решения общего собрания, принятые до внесения изменений в закон, которыми предоставлено право собственникам помещений многоквартирного жилого дома принимать решения о внесении платы за электроэнергию потребленную на общедомовые нужды, не могут служить основанием для взимания ответчиком с ФИО1 платы за электроэнергию, потребленной на общедомовые нужды, в <данные изъяты>.
Действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению ФИО1, собственнику помещения в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении ООО «Зубцовская коммунальная система», платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, противоречат установленному законом порядку начисления и взимания платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется не непосредственно собственниками помещений дома, а управляющей организацией.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ в части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации исключены слова «(за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме)», что свидетельствует о том, что с момента введения в действие закона собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме при наличии об этом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме вправе вносить плату за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды ресурсоснабжающим организациям.
Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2015 года и распространяются на правоотношения сторон, после указанной даты.
После указанной даты общим собранием собственников помещений многоквартирного жилого дома, в котором находится квартира истца, решение о внесении платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации не принималось и ответчику собственниками не предъявлялось.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, вступившей в силу с 30 июня 2015 года, плата за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включается в структуру платы за содержание жилого помещения. При этом положения пункта 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в указанной в редакции, применяются с 01 января 2017 года (пункт 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ, в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 года № 73-ФЗ).
На период спорных правоотношений указанная плата относилась к плате за коммунальные услуги и могла взиматься ресурсоснабжающей организации только при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
Поскольку такового не имелось, действия АО «АтомЭнергоСбыт» по выставлению истцу счетов на оплату электроэнергии на общедомовые нужды противоречат закону.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что поскольку требования об оплате за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, управляющей организацией истцу не выставлялись, двойной оплаты за одни и те же услуги не допущено, данные действия ответчика не нарушают права истца.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, суд первой инстанции не учел, что порядок внесения платы установлен законом и может быть изменен только собственниками помещений многоквартирного жилого дома на основании решения принятого на общем собрании собственников.
Закон не предоставляет право ресурсоснабжающей организации, как это имело место в данном случае, в отсутствие волеизъявления собственников помещений многоквартирного жилого дома, изменять порядок оплаты коммунальных услуг, и действия ответчика нарушают жилищные права истца.
С учетом указанных обстоятельств, судебная коллегия полагает необходимым обязать АО «АтомЭнергоСбыт» произвести
ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, перерасчет платы за электроснабжение за <данные изъяты>, уменьшив размер платы за электроснабжение на сумму оплаты за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома за <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, за <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, а всего на сумму <данные изъяты>.
Судебная коллегия принимает решение в отношении организации, которая обладает правами юридического лиц, - АО «АтомЭнергоСбыт», которая отвечает за действия своих структурных подразделений, оспариваемых истцом.
Определяя в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок в течение которого решение суда должно быть исполнено, судебная коллегия полагает разумным установить срок в течение которого решение суда о возложении обязанности должно быть исполнено ответчиком - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу. Предложенный прокурором срок судебная коллегия полагает недостаточным для осуществления ответчиком указанных действий.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части.
Поскольку истец освобождена от уплаты государственной пошлины, с АО «АтомЭнергоСбыт» в бюджет муниципального образования Зубцовский район Тверской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление прокурора Зубцовского района Тверской области удовлетворить.
Решение Зубцовского районного суда Тверской области от
15 ноября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах ФИО1 , к АО «АтомЭнергоСбыт» удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» по включению в платежный документ, предоставленный для оплаты за электроснабжение ФИО1 , проживающей по адресу:
<адрес>, платы за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома за <данные изъяты> года в размере <данные изъяты>, за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>.
Обязать АО «АтомЭнергоСбыт» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести ФИО1 , проживающей по адресу: <адрес>, перерасчет платы за электроснабжение за ноябрь<данные изъяты>, уменьшив размер платы за электроснабжение на сумму оплаты за электроснабжение на общедомовые нужды многоквартирного жилого дома за <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, за <данные изъяты> на сумму <данные изъяты>, а всего на сумму <данные изъяты>.
Взыскать с АО «АтомЭнергоСбыт» в бюджет муниципального образования Зубцовский район Тверской области государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Председательствующий: В.В. Цветков
Судьи: М.В. Гудкова
А.С. Беляк