Судья Е.В. Сухова | № 33-2513 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
«28» ноября 2018 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.Н. Демьяновой,
судей И.П. Жукова, М.В. Дедюевой,
при секретаре И.А. Черемухиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 сентября 2018 года по иску ФИО1 к УМВД России по Костромской области о перерасчёте стажа службы.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя УМВД России по Костромской области по доверенности ФИО2, возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Костромской области о перерасчёте стажа службы с включением в выслугу лет периодов службы с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца службы.
Указал, что приказом ответчика № 817 л/с от 28 мая 2018 был уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с сокращением занимаемой должности, согласно приказу об увольнении продолжительность стажа его службы в календарном исчислении составляет 15 лет 07 месяцев 05 дней, в льготном исчислении- 21 год 07 месяцев 06 дней, с чем он не согласен.
Так, в период с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года он занимал должность милиционера 2 роты (за счёт должности милиционера-кинолога 2 роты), а с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года – должность милиционера 2 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области.
Со ссылкой на действующий в спорные периоды Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённый Приказом МВД России от 09 октября 2004 года № 640, Приказ МВД России от 20 мая 2004 года № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых», исполняемые обязанности, полагал включение в выслугу лет вышеназванных периодов службы в календарном исчислении необоснованным.
Также указал, что дальнейший период службы в должности милиционера 2 взвода конвойной роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области с 02 июня 2009 года по 08 июня 2009 года ответчиком в выслугу лет включён в льготном исчислении, хотя его должностные обязанности остались неизменными.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 увеличил исковые требования, дополнительно просил о включении в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в качестве стажёра по должности милиционера 2 роты (за счёт должности милиционера-кинолога 2 роты) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области с 25 апреля 2006 года по 11 августа 2006 года.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено УМВД России по г. Костроме.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 сентября 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объёме.
Повторяя приведённые в исковом заявлении, уточнённом исковом заявлении доводы, со ссылкой на действующий в настоящее время Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пений, утверждённый Приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868, настаивает на удовлетворении иска.
В настоящем судебном заседании ФИО1 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель УМВД России по Костромской области по доверенности ФИО2 относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Дело рассматривается в отсутствие представителя УМВД России по г. Костроме, которое о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, об его отложении не ходатайствовало.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением правого положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Статья 24 вышеуказанного Федерального закона предусматривает, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажёром на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажёр выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора.
Действующее ранее Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1, также предусматривало, что сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (статья 1).
Для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трёх месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажёром на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажёра распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации (статья 12).
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Определяя категории лиц, имеющих право на пенсию по выслуге лет, данный Закон в статье 18 устанавливает, что порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии таким лицам определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение положений статьи 18 вышеназванного Закона принято Постановление Совета Министров- Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, которым установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях из расчёта один месяц службы за полтора месяца служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абзац сорок пятый подпункт «г» пункта 3).
Приказом МВД России от 09 октября 2004 года № 640 был утверждён Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Изменения в данный Перечень вносились Приказами МВД России от 26 июня 2006 года № 490, от 18 августа 2014 года № 697.
С 07 февраля 2017 года действует Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённый Приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868.
По делу видно, что в соответствии с приказом начальника УМВД России по Костромской области от 28 мая 2018 года № 817 л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с сокращением замещаемой должности, выслуга лет на день увольнения определена в календарном исчислении продолжительностью 16 лет 10 месяцев 4 дня, в льготном исчислении- 21 год 07 месяцев 06 дней.
Из расчёта выслуги лет на пенсию следует, что оспариваемые истцом периоды службы в качестве стажёра по должности милиционера 2 роты (за счёт должности милиционера-кинолога 2 роты) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области с 25 апреля 2006 года по 11 августа 2006 года, милиционера 2 роты (за счёт должности милиционера-кинолога 2 роты) отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, милиционера 2 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года включены в выслугу лет в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что исполнение обязанностей в качестве стажёра является трудовой, а не служебной деятельностью, в связи с чем к этому периоду не могут в полном объёме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчётом выслуги лет.
Поскольку с 25 апреля 2006 года по 11 августа 2006 года ФИО1 являлся стажёром, на должность сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации назначен не был, и ему не было присвоено специальное звание, суд пришёл к выводу о невозможности включения данного периода в выслугу лет в льготном исчислении.
Основания для включения периодов службы в качестве милиционера (за счёт должности милиционера-кинолога), милиционера 2 роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области в выслугу лет в льготном исчислении суд тоже не усмотрел, указав, что замещаемые истцом должности (милиционер (за счёт должности милиционера-кинолога), милиционер роты отдельного батальона) действующим в спорные периоды Перечнем, утверждённым Приказом МВД России от 09 октября 2004 года № 640, не предусмотрены.
Суд также указал, что подобные должности вышеназванным Перечнем поименованы во взводе в составе отдельного батальона, роты, отделении в составе роты, взвода, отделении кинологической службы в составе отдельного батальона, однако служба в этих должностях может быть включена в выслугу лет в льготном исчислении только после 30 апреля 2011 года и при условии непосредственного осуществления функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Вывод суда о невозможности включения в выслугу лет в льготном исчислении периода исполнения обязанностей в качестве стажёра является правильным, доводы апелляционной жалобы ФИО1 о несогласии с решением суда в этой части основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем судебной коллегией не принимаются.
Положения, содержащиеся в статье 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ, пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», не позволяют сделать вывод о включении оспариваемого периода, имевшего место с 25 апреля 2006 года по 11 августа, в выслугу лет в льготном исчислении.
Вместе с тем с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, связанных с включением в выслугу лет периодов службы с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца службы, судебная коллегия согласиться не может.
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённый Приказом МВД России от 09 октября 2004 года № 640, в первоначальной редакции, в частности, предусматривал такие наименования должностей в роте в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых как командир роты, заместитель командира роты по воспитательной работе, старшина, во взводе в составе отдельного батальона, роты - милиционер (122), в отделении в составе роты, взвода - милиционер (124), в отделении кинологической службы в составе отдельного батальона – милиционер-кинолог (127).
Приказом МВД России от 18 августа 2014 года № 697 в строках 122, 124 в графе «Наименование должности» слово «Милиционер» заменено словами «Полицейский <***>, (милиционер)» в строке 127 «Наименование должности» слова «Милиционер-кинолог» заменены словами «Полицейский (кинолог) <***>, (милиционер-кинолог)».
При этом примечание к Перечню дополнено абзацем третьим следующего содержания: <***> Непосредственно осуществляющие (осуществлявшие) функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года.
Внесение подобных изменений в Перечень с очевидностью было вызвано принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», вступившим в силу с 01 марта 2011 года.
Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утверждённый Приказом МВД России от 20 декабря 2016 года № 868, в разделе 2 «Должности, введённые до 23 августа 2014 года», в частности, предусматривает такие наименования должностей в роте в составе отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых как командир роты, заместитель командира роты по воспитательной работе, старшина, во взводе в составе отдельного батальона, роты – полицейский 3 (милиционер) (122), в отделении в составе роты, взвода – полицейский 3, милиционер (124), в отделении кинологической службы в составе отдельного батальона – полицейский (кинолог) 3 (милиционер-кинолог) (127). В абзаце третьим примечания к Перечню указано: «Лицам, замещавшим должности, отмеченные символом «3», введённые с 30 апреля 2011 года, непосредственно осуществлявшим функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Из дела видно, что включение оспариваемых периодов службы в выслугу лет ФИО1 в календарном исчислении было обусловлено тем, что занимаемые истцом должности милиционера (за счёт должности милиционера-кинолога), милиционера значились в роте в составе отдельного батальона, а ранее приведённые Перечни применительно к роте в составе отдельного батальона предусматривают только должности командира роты, заместителя командира роты по воспитательной работе и старшины.
В штатном расписании отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области, утверждённом приказом УВД Костромской области от 26 июля 2004 года № 403, в составе батальона выделены рота № 1 и рота № 2, при этом в каждой из рот значатся 2 должности командира взвода, 2 должности заместителей командира взвода, несколько должностей милиционеров, милиционеров-кинологов.
В штатном расписании отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области, утверждённом приказом УВД Костромской области от 17 апреля 2009 года № 310, в батальоне выделена конвойная рота, в её составе- 3 взвода, отделение кинологической службы. Должности милиционеров указаны во взводах, милиционера-кинолога – в отделении кинологической службы.
Соответственно, период службы истца с 02 июня 2009 года по 08 июня 2009 года, когда ФИО1 значился занимающим должность милиционера 2 взвода конвойной роты отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н/п УВД по Костромской области включён ответчиком в выслугу лет в льготном исчислении.
Однако такая позиция ответчика представляется необоснованной.
Так, согласно ранее действующему типовому штатному расписанию отдельного батальона охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённому Приказом МВД России от 20 мая 2004 года № 309, должность милиционера была отнесена к взводу в составе отдельного батальона, роты, милиционера-кинолога - к отделению кинологической службы в составе отдельного батальона (приложение № 3 к Приказу МВД России от 20 мая 2004 года № 309, утратило силу в связи с изданием приказа МВД России от 23 августа 2014 года № 725).
При таком противоречии штатного расписания 2004 года типовому штатному расписанию ошибочное указание занимаемых истцом должностей в составе именно роты, что и послужило причиной включения оспариваемых периодов в выслугу лет только в календарном исчислении, не должно приводить к умалению прав ФИО1.
Из штатного расписания 2004 года явно видно, что рота делилась на взводы, отделение кинологической службы выделено не было, хотя численность должностей милиционеров-кинологов батальона соотносилась со штатной численностью, обозначенной в типовом штатном расписании. По существу в 2009 году штатное расписание было только приведено в соответствие с установленными требованиями, в составе уже одной конвойной роты выделены три взвода, в составе батальона - отделение кинологической службы, что, как указывал истец, не повлияло на выполняемые должностные обязанности.
Содержащееся в Перечне, утверждённом Приказом МВД России от 09 октября 2004 года № 640 с учётом изменений, внесённых Приказом МВД России от 18 августа 2014 года № 697, указание на непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года, в действующем Перечне - на должности, введённые с 30 апреля 2011 года, относится к должностям полицейского, полицейского (кинолога), которые истец не замещал. Вывод суда о возможности включения при определённых условиях в выслугу лет службы в должностях милиционера, милиционера-кинолога только после 30 апреля 2011 года является ошибочным, что подтверждается и тем, что период службы истца в должности милиционера 2 взвода конвойной роты ранее указанного батальона с 02 июня 2009 года по 08 июня 2009 года ответчиков в выслугу лет включён в льготном исчислении.
Невозможность исследования рапортов, постовых ведомостей, книг нарядов и подобных письменных документов по причине истечения срока хранения в данном случае не должно являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 в рассматриваемой части. Из сохранившейся должностной инструкции милиционера-кинолога 2006 года видно выполнение обязанностей в составе конвоя, ссылки истца в апелляционной жалобе на Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых заслуживают внимания.
При этом вышеуказанные должности милиционера, милиционера-кинолога в соответствующих Перечнях не содержат каких-либо дополнительных условий относительно их включения в выслугу лет в льготном порядке.
Более того, никаких оснований считать, что приведение штатного расписания в соответствие с установленными требованиями повлекло изменение обязанностей по спорным должностям, нет, само включение ответчиком оспариваемых периодов в выслугу лет в календарном исчислении, по сути, обусловлено лишь отсутствием в Перечнях наименования занимаемых истцом должностей именно в составе роты.
В соответствии с изложенным решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УМВД России по Костромской области о возложении обязанности по перерасчёте стажа службы с включением в выслугу лет периодов службы с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года в льготном исчислении подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об удовлетворении указанных исковых требований.
На УМВД России по Костромской области подлежит возложению обязанность произвести перерасчёт стажа службы ФИО1 с включением в выслугу лет периодов службы с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца службы.
В остальной части решение суда по ранее приведённым мотивам подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 06 июня 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УМВД России по Костромской области о возложении обязанности по перерасчёту стажа службы с включением в выслугу лет периодов службы с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года в льготном исчислении отменить.
Принять по делу в этой части новое решение об удовлетворении указанных исковых требований ФИО1.
Обязать УМВД России по Костромской области произвести перерасчёт стажа службы ФИО1 с включением в выслугу лет периодов службы с 11 августа 2006 года по 01 февраля 2008 года, с 01 февраля 2008 года по 02 июня 2009 года в льготном исчислении из расчёта один месяц службы за полтора месяца службы.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: