Судья Веселкова Т.А. Дело № 33-2513/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2013 года, по которому
ФИО1 в иске к Совету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании решения Совета МО ГО «Сыктывкар» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года незаконным и его отмене, о восстановлении в должности председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам, экономическому развитию и городскому хозяйству Совета муниципального образования городского округа «Сыктывкар», об обязании выплатить заработную плату за время вынужденного прогула за период с <Дата обезличена> года и до даты фактического восстановления в должности, взыскании компенсации морального вреда в сумме ... рублей - отказано.
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения ФИО1, заключение прокурора Юдина А.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к Совету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании решения от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> незаконным и подлежащим отмене, о восстановлении в должности председателя постоянной комиссии по бюджету, налогам, экономическому развитию и городскому хозяйству Совета, об обязании выплатить заработную плату за период с <Дата обезличена>., о взыскании компенсации морального вреда в размере ....
Представитель ответчика в судебном заседании участия не принимал, в письменном возражении иск не признал.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, представитель ответчика участия в судебном заседании не принимал.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле, не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Совета МО ГО «Сыктывкар».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> ФИО1 был избран ..., осуществляющим полномочия на постоянной основе.
В соответствии с п.1 ст.29 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар» Совет МО ГО «Сыктывкар» является представительным органом муниципального образования городского округа «Сыктывкар».
Согласно п.1 ст.36 Устава МО ГО «Сыктывкар» по вопросам организации своей деятельности Совет городского округа в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом принимает Регламент работы Совета городского округа.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>. <Номер обезличен> утвержден Регламент работы Совета МО ГО «Сыктывкар».
На основании ст.5 Регламента в структуру Совета города входят постоянные комиссии, которые в силу ст.17 Регламента избираются из числа депутатов по отраслевым направлениям для подготовки вопросов на заседания Совета города, рассмотрения в пределах компетенции Совета города, по отраслевым направлениям, обращений организаций и граждан города Сыктывкара. Постоянные комиссии формируются Советом города на срок полномочий Совета города. Формирование составов постоянных комиссий производится на добровольной основе депутатов в пределах численности постоянных комиссий, установленной решением Совета города.
Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> года <Номер обезличен> ФИО1, осуществлявший полномочия на постоянной основе, освобожден от должности ... Пунктом 2 решения постановлено считать утратившим силу решение Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> ... осуществляющего полномочия на постоянной основе».
Разрешая спор и принимая решение об отказе ФИО1 в удовлетворении иска, суд правильно исходил из позиции, что оспариваемое заявителем решение принято Советом МО ГО «Сыктывкар» с соблюдением требований закона, устава и регламента МО ГО «Сыктывкар».
В соответствии с положениями статей 34, 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Абзацем 4 ст.20 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» регламентировано, что председатели постоянных комиссий Совета города подотчетны Совету города и могут быть освобождены решением Совета города от должности путем открытого голосования. Вопрос об освобождении от должности включается в повестку заседания по инициативе главы муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - председателя Совета, группы депутатов либо депутата, если за это предложение проголосовало большинство от установленного Уставом числа депутатов.
Основанием для принятия оспариваемого решения явилось обращение депутатов Совета МО ГО «Сыктывкар» - ... депутата к председателю Совета о включении в повестку дня очередного заседания сессии Совета об отзыве депутата ФИО1 в связи с некомпетентностью, систематическим нарушением регламента работы и норм депутатской этики.
Протоколом совместного заседания постоянных комиссий Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>. (из установленного количества депутатов ... избрано ... депутатов) ... депутатов из ... присутствующих проголосовали за внесение вопроса об освобождении ФИО1 от должности ... для внесения в работу очередной сессии.
Протоколом двенадцатого заседания Совета МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>. ... депутата из ... присутствующих проголосовали за принятие проекта решения об освобождении от должности ФИО1
Установив данные обстоятельства по делу, суд пришел к правильному выводу о том, что ответчиком была соблюдена процедура принятия решения, по основаниям, перечисленным в ст. 20 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар».
Поскольку оспариваемое решение принято в пределах полномочий Совета МО ГО «Сыктывкар» с соблюдением процедуры его принятия, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания решения Совета незаконным и подлежащим отмене.
Как правильно указал суд в решении, поскольку истцу было отказано в удовлетворении основного требования, то не подлежали удовлетворению и производные требования о восстановлении в должности, взыскании заработка за период с <Дата обезличена>., компенсации морального вреда.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 о том, что ст.20 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» противоречит ч.10 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и при разрешении спора суд должен был руководствоваться Федеральным законом, как нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном понимании закона.
В части 10 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» перечислены случаи досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Из обстоятельств дела следует, что полномочия ФИО1 как депутата Совета МО ГО «Сыктывкар» не прекращены, он на основании решения Совета освобожден от должности председателя постоянной комиссии, что имеет под собой разные основания. Позиция истца о том, что он является выборным должностным лицом местного самоуправления, является ошибочной. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как следует из ст.21 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» председатель постоянной комиссии Совета города не наделен полномочиями представительного органа, в том числе собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с доводами истца о противоречии положений Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» и норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что абзац 4 ст.20 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» не регламентирует освобождение от должности председателя постоянной комиссии, работающего на постоянной основе, и не может применяться к истцу, деятельность которого осуществляется в соответствии с законодательством РФ, несостоятельна. Абзацем 4 ст.20 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» предусмотрена процедура освобождения от должности председателей постоянных комиссий Совета города. При этом каких-либо различий в выполнении должностных обязанностей на постоянной или непостоянной основе Регламент работы Совета МО ГО «Сыктывкар» не устанавливает. Что касается содержания ст.44 Регламента работы Совета МО ГО «Сыктывкар» о том, что депутатская деятельность на постоянной основе осуществляется в соответствии с законодательством РФ, то Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» не содержит понятия осуществления депутатской деятельности на постоянной основе. В данном случае в Регламенте речь идет о гарантиях осуществления таких полномочий на постоянной основе. Соответствующие гарантии истцу были предоставлены, в частности должностной оклад, ежемесячное денежное поощрение, ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска, в том числе другие гарантии в соответствии с законодательством РФ, Республики Коми, Уставом МО ГО «Сыктывкар».
Иные доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», Устава МО ГО «Сыктывкар» о незаконности оспариваемого решения об освобождении от должности не свидетельствуют о неправильности постановленного решения, поскольку регулируют вопросы об отзыве депутата, досрочном прекращении его полномочий. В рассматриваемом споре, ФИО1 был освобожден от должности, что имеет иные основания, чем отзыв депутата или досрочное прекращение его полномочий.
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы заявителя.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 26 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи