ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2513/2015 от 16.09.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Андреева И.С.

№ 33-2513-2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

16 сентября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Хмель М.В.

судей

Серовой М.Г.

Щукиной Л.В.

при секретаре

Штепа Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району к Стрелецкому О.М. о возмещении затрат на обучение

по апелляционной жалобе Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 25 июня 2015 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району к Стрелецкому О.М. о возмещении затрат на обучение оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Серовой М.Г., объяснения представителя Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району Жуковой А.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы ответчика Стрелецкого О.М. и его представителя Уманцевой П.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району (далее – ОМВД России по Кольскому району) обратился в суд с требованиями к Стрелецкому О.М. о возмещении затрат на обучение, указав в обоснование, что _ _ Стрелецкий О.М. был зачислен курсантом очного обучения сроком на *** в ***.

_ _ Стрелецкий О.М. принят на службу в ОМВД России по ..., а _ _ уволен из органов внутренних дел по собственному желанию по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Названным Федеральным законом, вступившим в силу с 01 января 2012 года, введено новое правовое регулирование вопросов прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Статьей 23 Федерального закона определена обязанность сотрудника по возмещению затрат на обучение федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно расчету, размер средств затраченных на обучение ответчика со дня вступления в силу Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 составил ***. С учетом того, что Стрелецкий О.М. отслужил в органах внутренних дел один год, сумма возмещения составляет ***.

Уведомление о необходимости возмещения затрат на обучение Стрелецкий О.М. получил лично _ _ .

Истец просил взыскать с ответчика в пользу ОМВД России по Кольскому району затраты за обучение в сумме ***.

В судебном заседании представитель ОМВД России по Кольскому району Жукова А.Б. исковые требования поддержала.

Ответчик Стрелецкий О.М. и его представитель Уманцева П.В. иск не признали.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОМВД России по Кольскому району Жукова А.Б. просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.

Ссылаясь на приказ МВД России от 28 мая 2013 года № 300 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, бюджетных полномочий главного администратора, администраторов доходов федерального бюджета», положения статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приводит доводы о том, что МВД России является главным распорядителем средств федерального бюджета, а УМВД России по Мурманской области - территориальным органом МВД России, осуществляющим бюджетные полномочия администратора доходов.

Приводит доводы о том, что, согласно пунктам 2, 3, 21 Положения об ОМВД России по Кольскому району, утвержденного приказом УМВД России по Мурманской области от 31 марта 2015 года №180, ОМВД России по Кольскому району является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и также является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как указывает податель жалобы, несмотря на то, что ОМВД России по Кольскому району непосредственно не несло расходов на обучение Стрелецкого О.М., однако из приведенных норм следует, что истец уполномочен взыскивать в доход федерального бюджета расходы, понесенные МВД России на его обучение.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как подтверждается материалами дела, _ _ между Министерством внутренних дел России в лице начальника УВД по Мурманской области и Стрелецким О.М. заключен контракт о службе в органах внутренних дел, вступление в силу которого предусмотрено с момента зачисления в учебное заведение.

Согласно контракту, сотрудник обязался служить в органах внутренних дел на условиях, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о службе в органах внутренних дел и настоящим Контрактом.

_ _ Стрелецкий О.М. был зачислен курсантом очного обучения сроком на *** в ***.

В *** в результате реорганизации *** присоединен в качестве филиала к ***.

С 01 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий новое правовое регулирование вопросов прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в том числе, подготовки кадров для органов внутренних дел.

Согласно пункту 4 части 5 названного Федерального закона, с сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную организацию или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, заключается контракт на период обучения и обязательной последующей службы в органе внутренних дел, направившем сотрудника на обучение, в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статьей 23 указанного Федерального закона определено содержание контракта, в том числе, предусмотрено включение в контракт: обязательства гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (пункт 3 части 3 статьи); обязанности сотрудника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, возместить федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение (пункт 6 части 3 статьи).

В соответствии с частью 14 статьи 76 названного Федерального закона в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктами 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15 или 20 части 2 либо пунктами 4, 5, 7, 9 или 13 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по собственной инициативе.

Анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органа внутренних дел, в том числе, по его инициативе, в течение срока, обусловленного контрактом, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на его обучение в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно материалам дела, _ _ между *** и Стрелецким О.М. заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, в пунктах 4.12, 4.14 которого предусмотрена обязанность Стрелецкого О.М. заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел на период не менее пяти лет по окончанию университета; возместить МВД России затраты на его обучение в случаях, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно диплому об окончании вышеуказанного учебного заведения КР *, _ _ Стрелецкому О.М. присуждена квалификация *** по специальности ***.

_ _ Стрелецкий О.М. был принят на службу в ОМВД России по ... на должность *** на основании приказа начальника УМВД России по Мурманской области от _ _ *.

_ _ Стрелецкий О.М. уволен из органов внутренних дел по собственному желанию по пункту 2 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

_ _ Стрелецкий О.М. получил уведомление ОМВД России по ... о возмещении затрат на обучение в системе МВД в _ _ годах в размере *** в течение 30 рабочих дней с момента получения уведомления.

В добровольном порядке указанные затраты на обучение ответчиком не возмещены, что им не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении дела, а именно, наличие затрат, понесенных на обучение работника, расторжение контракта о службе в органах внутренних дел до истечения пяти лет со дня окончании образовательной организации высшего образования по инициативе сотрудника, что привело к возникновению ущерба у наймодателя.

Вместе с тем, приходя к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований ОМВД России по Кольскому району и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что затраты на обучение ответчика, указанные в представленной справке-расчете, фактически не понесены истцом.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенным выводом суда первой инстанции, ввиду следующего.

Согласно статье 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 3) бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.

В силу положений приказа МВД России от 28 мая 2013 года № 300 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета, администратора доходов федерального бюджета», федеральными казенными учреждениями, указанными в приложении № 1 к настоящему приказу, осуществляются в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета следующие бюджетные полномочия администраторов доходов федерального бюджета: в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, взыскание с плательщика платежей в федеральный бюджет, в том числе пеней и штрафов, через судебные органы или через судебных приставов-исполнителей с доведением необходимой для заполнения платежного документа информации до суда (мирового судьи) и (или) судебного пристава-исполнителя в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 87 Приложения № 1 к Приказу МВД России № 300, Министерство внутренних дел Российской Федерации по ... осуществляет полномочия администратора доходов федерального бюджета.

В соответствии с подпунктом 39 пункта 12 Положения об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, утвержденного Приказом МВД России от 27 апреля 2011 года № 308, Управление является получателем и распорядителем средств федерального бюджета, а также исполняет полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Мурманской области и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.

В силу пункта 4 названного Положения, Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне.

Согласно пунктам 2, 3 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району, утвержденного приказом УМВД России по Мурманской области от 31 марта 2015 года №180, ОМВД России по Кольскому району является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне и входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации.

В силу пункта 21 Положения, ОМВД России по Кольскому району является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Положения указанных нормативных правовых актов не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Как следует из пояснений представителя ОМВД России по Кольскому району, денежные средства на обучение сотрудника органа внутренних дел перечисляются учебному учреждению непосредственно Министерством внутренних дел России, то есть, в централизованном порядке.

Вместе с тем, исходя из смысла приведенных выше положений, регламентирующих полномочия ОМВД России по Кольскому району, как территориального органа МВД России на районном уровне, в том числе, предусматривающих полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у истца права на взыскание с ответчика денежных средств, затраченных из федерального бюджета на его обучение, с последующим перечислением этих средств в доход федерального бюджета.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ОМВД России по Кольскому району - ненадлежащий истец по заявленным требованиям, поскольку непосредственно не нес расходов на обучение ответчика, является ошибочным, так как основан на неверном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах, решение суда об отказе в иске не является законным и обоснованным и подлежит отмене.

Судебная коллегия находит необходимым принять по делу новое решение, которым исковые требования ОМВД Росси по Кольскому району к Стрелецкому О.М. о возмещении затрат на обучение удовлетворить.

Возражения стороны ответчика относительно того, что Федеральный закон от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» в части, регулирующий вопросы возмещения затрат на обучение, распространяется только на сотрудников МВД России, поступивших на обучение с 01 января 2012 года и не подлежит применению к спорным правоотношениям, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.

Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции», действующий в период заключения с истцом контракта о службе в органах внутренних дел от 25 апреля 2008 года, не регулировал вопросы возмещения сотрудниками милиции затрат на обучение.

Вместе с тем, согласно статье 4 названного Закона, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

Часть 6 статьи 38 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ, вступившего в законную силу с 01 марта 2011 года, предусматривала необходимость возмещения средств федерального бюджета, затраченных на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в том числе, для граждан Российской Федерации, окончивших такое образовательное учреждение и уволенных со службы в полиции до окончания срока службы, предусмотренного контрактом о прохождении службы в полиции, по основаниям, установленным пунктами 1, 10 - 13, 15, 16, 21 и 22 части 1 статьи 40 настоящего Федерального закона. Размер возмещаемых средств и порядок его исчисления устанавливались Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 93 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 6 статьи 38 Федерального закона «О полиции», регламентирующая профессиональную подготовку сотрудников полиции, признана утратившей силу.

Вместе с тем, частью 14 статьи 76 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» норма части 6 статьи 38 Федерального закона «О полиции» фактически продублирована с соответствующими изменениями.

При этом Правительству Российской Федерации делегировано полномочие по установлению порядка и размеров возмещения затрат на обучение в указанных случаях.

Во исполнение части 14 статьи 76 Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила), в которых определен механизм возмещения понесенных затрат на обучение.

С учетом изложенного, поскольку контракт о прохождении службы в органах внутренних дел, заключенный с ответчиком 01 сентября 2012 года, содержит ссылки на Федеральный закон № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года, судебная коллегия находит, что на отношения, возникающие из данного контракта, распространяется действие Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 01 января 2012 года, в том числе, положения части 14 статьи 76 о возмещении сотрудником федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затрат на обучение.

Таким образом, доводы ответчика относительно отсутствия оснований для применения названного Федерального закона ошибочны.

То обстоятельство, что при назначении Стрелецкого О.М. на должность *** с ним не был оформлен контракт в письменной форме, что подтверждается служебной проверкой, само по себе, не влечет освобождение ответчика от выполнения обязанности по возмещению затрат на обучение, возложенной частью 14 статьи 76 Федерального закона № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года и пунктом 4.14. контракта о прохождении службы в органах внутренних дел от 01 сентября 2012 года.

Определяя размер подлежащей ко взысканию с ответчика суммы, судебная коллегия принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 № 1465, затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательной организацией высшего образования, образовательной или научной организацией на обучение сотрудника.

Согласно пункту 3 Правил, расчет размера средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника, подлежащих возмещению, осуществляется соответствующим подразделением, входящим в состав органов внутренних дел Российской Федерации, руководитель которого принимает решение о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении сотрудника.

Согласно пункту 12 Правил, размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, обучавшимися в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по предусмотренной данным пунктом формуле, в соответствии с которой учитывается количество полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количество полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количество дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размер средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Согласно справке, представленной истцу Калиниградским филиалом Санкт-Петербургского университета МВД России за подписью временно исполняющего обязанности начальника филиала, размер средств федерального бюджета, затраченных на обучение Стрелецкого О.М. в период с _ _ по _ _ , составил ***

Как следует из справки-расчета указанной суммы, представленной филиалом, её расчет произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от _ _ * исходя из нормы возмещения средств федерального бюджета, затраченных на обучение единицы переменного состава из числа курсантов и слушателей за год обучения по данным *** финансового года, утвержденной Приказом начальника филиала от _ _ * (***), а также исходя из количества полных лет и полных месяцев обучения в периоде с _ _ по _ _ .

На основании указанных данных ОМВД России по Кольскому району произведен расчет размера средств федерального бюджета, затраченных на обучение сотрудника и подлежащих возмещению Стрелецким О.М., исходя из количества полных лет его службы в органах внутренних дел, количества полных месяцев службы и количества дней службы в органах внутренних дел в году увольнения.

Согласно расчету, произведенному истцом, размер средств, подлежащих возмещению Стрелецким О.М., составляет ***.

Проверив данный расчет, судебная коллегия находит его соответствующим пункту 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 № 1465, поэтому оснований не доверять ему не усматривает.

Таким образом, судебная коллегия принимает по делу новое решение, которым со Стрелецкого О.М. в пользу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району в счет возмещения средств, затраченных на обучение ответчика, подлежит взысканию *** с последующим перечислением этой суммы в доход федерального бюджета.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации со Стрелецкого О.М. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета Муниципального образования город Мурманск в размере ***.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Первомайского районного суда города Мурманска от 25 июня 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району к Стрелецкому О.М. о возмещении затрат на обучение удовлетворить.

Взыскать со Стрелецкого О.М. в пользу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району в счет возмещения средств, затраченных на обучение Стрелецкого Олега Михайловича, *** с последующим перечислением в доход федерального бюджета.

Взыскать со Стрелецкого О.М. государственную пошлину в доход бюджета Муниципального образования город Мурманск в размере ***

председательствующий

судьи