Судья - Катюха А.А. Дело №
Докладчик - Прокопец Л.В. Дело № 33-2514/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 октября 2022 года г.Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего – Прокопец Л.В.,
судей – Доманова В.Ю. и Загорьян А.Г.,
при секретаре – помощнике судьи Остапенко Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» к ФИО1 о взыскании задолженности по договору целевого жилищного займа и обращении взыскания на заложенное имущество, -
по апелляционной жалобе ответчицы ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 12 мая 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично и постановлено:
Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» пени в размере 22.639 рублей 81 копейку, пени в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с 02 сентября 2021 года по день вступления решения суда в законную силу. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» государственную пошлину в размере 879 рублей 20 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» - отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Прокопец Л.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
В обоснование заявленных требований указано, что 09 июня 2014 года между ФГКУ «Росвоенипотека» иФИО1 был заключен договор целевого жилищного займа№, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Данный целевой жилищный заем был предоставлен на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита для приобретения в собственность заемщика жилого помещения, расположенногопо адресу: <адрес>, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете ФИО1, а также на погашение обязательств по ипотечному кредиту, предоставленному банком. В соответствии с Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года №89, при увольнении военнослужащего регистрирующий орган вносит в реестр запись об исключении этого военнослужащего из реестра и направляет в уполномоченный федеральный орган (истцу) сведения об этом. Указанное сообщение является основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета военнослужащего. Отмечено, что свою обязанность по уведомлению уполномоченного органа о своем увольнении ФИО1 не исполнила, в связи с чем истец продолжал погашать ее обязательства перед банком. На основании сведений, полученных из регистрирующего органа, именной накопительный счет ФИО1 был закрыт 30 мая 2019 года, с правом на использование накоплений. В результате образовалась задолженность по договору целевого жилищного займа в размере 60.382 рубля 56 копеек – основной долг и 33.753 рубля 85 копеек – неустойка в виде пени. До настоящего времени указанная задолженность не погашена. ФГКУ «Росвоенипотека» просило в исковом заявлении взыскать с ФИО1 денежные средства в размере 94.136 рублей 41 копейки, а также - пени в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с 02 сентября 2021 года по день вступления решения суда в законную силу, и обратить взыскание на заложенное имущество, находящееся по адресу: <адрес>, кадастровый или условный номер№, установив начальную продажную цену заложенного имущества при его реализации с публичных торгов в размере 4.500.000 рублей.
Определением Корсаковского городского суда от 23 ноября 2021 года указанное гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Южно-Сахалинский городской суд.
В связи с частичным погашением ответчиком задолженности 18 апреля 2022 года истец (ФГКУ «Росвоенипотека») уточнил заявленные требования, просил взыскать пени в размере 0,1 процента от суммы остатка задолженности за каждый день просрочки - 29.685 рублей 25 копеек.
В судебное заседание представитель истца ФГКУ «Росвоенипотека» не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, ее представитель ФИО2 с иском не согласился.
Судом принято вышеприведенное решение, которое обжалует ответчица ФИО1, просит это решение отменить.
В своей апелляционной жалобе она излагает обстоятельства дела, не соглашается с определенной истцом суммой долга. Указывает, что согласно справке ФГКУ «Росвоенипотека» от 02 августа 2021 года сумма задолженности составляет 51.349 рублей 95 копеек, а в исковом заявлении - 60.382 рубля 56 копеек. Обращает внимание, что в счет погашения кредитного договора на приобретение квартиры, после исключения ее из реестра участников накопительно-ипотечной системы, были произведены платежи на общую сумму 46.668 рублей. Ранее она осуществила возврат суммы в размере 60.382 рубля 56 копеек, следовательно, долг в размере 46.668 рублей считается погашенным, и оснований для взыскания с нее пени в размере 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с 02 сентября 2021 года по день вступления решения суда в законную силу, не имеется. Отмечает, что в данном случае переплата долга в размере 13.714 рублей 56 копеек должна пойти на погашение пени. Полагает, что задолженность по пени, которая составляет 21.286 рублей 44 копейки (35.001 рубль - 13.714 рублей 56 копеек), может быть уменьшена в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Письменных возражений на данную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 20.04.2005г. №449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» - на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Во исполнение приведенного Указа Президента РФ и пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12. 2005г. №800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы, в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано Федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.
На основании статьи 3 Федерального закона от 20.08.2004г. №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» под накопительно-ипотечной системой жилищного обеспечения военнослужащих (далее - накопительно-ипотечная система) следует понимать совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение (пункт 1). Участниками накопительно-ипотечной системы являются военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункты 2 и 3).
Согласно пункту 6 статьи 14 указанного Федерального закона №117-ФЗ - источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2005г. №655 (ред. от 27.05.2020г.), - основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Документом, подтверждающим возникновение оснований для открытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа о включении военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Основанием для закрытия уполномоченным федеральным органом именного накопительного счета является исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Документом, подтверждающим возникновение основания для закрытия именного накопительного счета, является уведомление соответствующего федерального органа об исключении военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы (пункт 8 указанных Правил).
Увольнение с военной службы в силу пункта 18 Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.02.2005г. №89 (в ред. от 30.11.2019г.)) является основанием для исключения военнослужащего из реестра. В соответствии с пунктом 22 указанных Правил - регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в реестр запись об исключении военнослужащего из реестра с указанием реквизитов соответствующих документов и направляет в уполномоченный федеральный орган - сведения об исключении военнослужащего из реестра по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.
На основании пункта 74 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2008г. №370, - в случае увольнения с военной службы участник обязан уведомить уполномоченный орган о факте своего увольнения в течение 5 рабочих дней со дня издания соответствующего приказа и сообщить полный почтовый адрес для направления материалов по взаиморасчетам с уполномоченным органом. Уполномоченный орган, получив уведомление об увольнении участника, направляет в федеральный орган запрос о предоставлении сведений об исключении участника из реестра участников.
После получения от федерального органа сведений об исключении участника из реестра участников уполномоченный орган прекращает погашение обязательств по ипотечному кредиту и в течение одного месяца уведомляет об этом кредитора (пункт 78 указанных Правил).
Пункт 77 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, - предусматривает, что при исключении из реестра участников участника, у которого возникли основания, предусмотренные пунктами 1, 2 и 4 статьи 10 Федерального закона, излишне перечисленные средства подлежат возврату уполномоченному органу без уплаты процентов.
В случае невозврата участником излишне перечисленных средств в течение 6 месяцев со дня направления уполномоченным органом участнику уведомления о возврате указанных средств участник со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, уплачивает уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки.
В случае невозврата излишне перечисленных средств и начисленных пеней в течение 12 месяцев со дня направления участнику уведомления уполномоченный орган обращается в суд для взыскания долга и в течение 5 рабочих дней со дня такого обращения извещает об этом кредитора.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, 09 июня 2014 года между ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и ФИО1 был заключен договор № целевого жилищного займа, предоставляемого участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту. С учетом указанного договора и заключенного с «Газпромбанк» (АО) кредитного договора от 09.06.2014г. № ФИО1 стала собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18.07.2014г.. В связи с увольнением с военной службы она была исключена из реестра участников накопительно-ипотечной системы (с датой возникновения основания для исключения из реестра – 17.05.2019г.). В связи с нарушением ФИО1 пункта 74 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, ее именной накопительный счет был закрыт 30.07.2019г. (с правом на использование накоплений). После возникновения оснований для исключения ФИО1 из реестра участников накопительно-ипотечной системы истец продолжал производить перечисления в погашение ее обязательств по ипотечному кредиту, в связи с чем у ответчика перед ФГКУ «Росвоенипотека» образовалась задолженность в размере 46.668 рублей (два платежа по 23.334 рубля – от 31.05.2019г. и от 01.07.2019г., справка «Газпромбанк» (АО), т.1 л.д.172-173). В период рассмотрения спора в суде, 14 марта 2022 года ФИО1 произвела оплату по реквизитам ФГКУ «Росвоенипотека» в сумме 60.382 рубля 56 копеек (чек на л.д.161, т.1), и истец уточнил свои требования, просил взыскать с ответчика оставшуюся часть пени в размере 29.685 рублей 25 копеек.
Руководствуясь приведенными нормами закона, положениями статей 56 и 67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных ФГКУ «Росвоенипотека» требований о взыскании с ФИО1 пени за несвоевременный возврат излишне выплаченных сумм по договору целевого жилищного займа № от 09 июня 2014 года.
Вместе с тем, разрешая вопрос о размере, подлежащих взысканию с ФИО1 денежных сумм, суд неправильно истолковал и применил нормы материального права, предусматривающие порядок начисления пени, а также не в полном объеме учел установленные по делу обстоятельства.
Согласно пункту 77 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, - в случае невозврата участником излишне перечисленных средств в течение 6 месяцев со дня направления уполномоченным органом участнику уведомления о возврате указанных средств участник со дня, следующего за днем истечения 6-месячного срока, уплачивает уполномоченному органу неустойку в виде пеней в размере 0,1 процента суммы остатка излишне перечисленных средств, подлежащих возврату, за каждый день просрочки.
Как усматривается из материалов дела, период просрочки возврата долга, на который начисляется пени, составил с 24 февраля 2020 года (следующий день после истечения 6 месяцев со дня направления участнику уведомления) по 14 марта 2022 года (день возврата долга) – 750 дней. Таким образом, ко взысканию с ответчика подлежит оставшаяся непогашенной сумма пени: (46668 х 0,1% х750 дн.) – (60382,56 – 46668) = 21286,44 рублей. С учетом изложенного, в указанной части решение суда подлежит изменению, с ФИО1 в пользу ФГКУ «Росвоенипотека» подлежит взысканию пени в размере 21.286 рублей 44 копейки.
Поскольку ответчиком 14 марта 2022 года была возвращена сумма излишне перечисленных средств, подлежащих возврату (т.1 л.д.161), и сумма пени была исчислена по указанную дату, то оснований для удовлетворения требования истца о взыскании пени в размере 0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с 02 сентября 2021 года по день вступления решения суда в законную силу, не имелось. В силу положений части 1 статьи 330 ГПК РФ в данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанного требования.
Ссылку в апелляционной жалобе на необходимость применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в отношении начисленной суммы пени следует признать несостоятельной. При рассмотрении дела судом первой инстанции сторона ответчика не заявляла о применении положений статьи 333 ГК РФ, доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства не предоставлялись, не исследовались, данный вопрос судом не разрешался. Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия не находит оснований для уменьшения размера неустойки с учетом положений статьи 333 ГК РФ.
В соответствии с положениями статей 103 и 330 ГПК РФ и части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит изменению решение суда в части определенной ко взысканию с ответчика суммы государственной пошлины, она уменьшается до 838 рублей 60 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 12 мая 2022 года – в части размера определенной ко взысканию с ФИО1 в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» пени в сумме 22.639 рублей 81 копейки – изменить, определив ко взысканию пени в размере 21.286 рублей 44 копейки.
Это же решение в части взыскания с ФИО1 в доход бюджета Муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» государственной пошлины в размере 879 рублей 20 копеек – изменить, определив ко взысканию размер государственной пошлины – 838 рублей 60 копеек.
Это же решение в части взыскания с ФИО1 в пользу Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» пени в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, начиная с 02 сентября 2021 года по день вступления решения суда в законную силу – отменить; принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении этого требования.
В остальной части это же решение суда – оставить без изменения.
Данное апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (г.Владивосток Приморского края) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий: Прокопец Л.В.
Судьи: Доманов В.Ю.
Загорьян А.Г.