Судья Казанчев В.Т. дело № 33-2519/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 11 апреля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Минаева Е.В.,
судей: Фоминова Р.Ю., Турлаева В.Н.,
при секретаре судебного заседания: Вяхиревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 декабря 2017 года
по иску ФИО4 к ФИО1 об исключении арендатора из договора аренды № 244-з от 17 мая 2011 года и дополнительного соглашения к договору аренды от 12 декабря 2012 года, по иску ФИО2 к ФИО4 о признании действий кадастрового инженера незаконным, результатов межевания границ земельного участка недействительными, исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, отмене постановления администрации о предоставлении ФИО4 земельного участка в аренду, признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении записи из ЕГРП
заслушав доклад судьи Фоминова Р.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с иском к ФИО2 об исключении арендатора из договора аренды № <…>от 17 мая 2011 года и дополнительного соглашения к договору аренды от 12 декабря 2012 года.
ФИО4 указал, что ФИО2 являлась собственником объекта незавершенного строительством жилого дома № <…> по улице <…>в городе Ессентуки Ставропольского края литер «Д», на основании кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от 14.01.2011 года, разрешения на строительство № RU26304000 от 23.06.2011 года.
ФИО4 являлся собственником 3/10 долей в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительством жилого дома № <…> по улице <…> в городе Ессентуки Ставропольского края литер «Д», на основании договора купли-продажи от 17.08. 2011 года, заключенного мною с ФИО2, и свидетельства о государственной регистрации <…>от 17.08.2011 года.
Оставшиеся 7/10 долей объекта незавершенного строительства литер «Д» ФИО2 оставила за собой, являясь собственником 7/10 долей в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительством жилого дома № <…> по улице <…> в городе Ессентуки Ставропольского края литер «Д», на основании кадастрового паспорта объекта незавершенного строительства от 14.01.2011 года, разрешения на строительство № RU26304000 от 23.06.2011 года, свидетельства о государственной регистрации 26-АЗ511489 от 17.08.2011 года.
Данный объект незавершенного строительством жилого дома литер «Д» был расположен на земельном участке площадью 974,7 кв.м, на основании договора аренды земельного участка №244-з от 17.05.2011 года, и дополнительного соглашения к указанному договору аренды от 12 декабря 2012 года, согласно которого 170 кв.м. определялись в пользование ФИО4, а оставшиеся 804,7 кв.м –ФИО2, о чем была составлена схема, подписанная сторонами, согласованная с УАиГ Администрации г. Ессентуки и Комитетом по муниципальной собственности Администрации г. Ессентуки.
Согласно данной схемы, каждый из них строил часть жилого дома на определенном земельном участке. Часть жилого дома литер «Д», которую он строил в счет, причитающихся ему 3/10 долей, была расположена на земельном участке 170 кв.м.
В настоящее время он окончил строительство своей части жилого дома литер «Д». ФИО2 строительство приостановила.
02 июля 2015 года между ним и ФИО2 было подписано соглашение о прекращении общей долевой собственности и реальном разделе объекта капитального строительства.
В соответствии с данным соглашением ему в счет его 3/10 долей перешел жилой дом, общей площадью 184,1 кв.м., кадастровый № <…>, и согласно Постановления Администрации г. Ессентуки №1998 от 27.07.2015 года принадлежащему ему дому присвоен почтовый адрес: г. Ессентуки, улица <…>.
Ответчице ФИО2 в счет ее 7/10 долей перешел объект незавершенного строительства жилого дома литер «Д», г. Ессентуки, улица <…>кадастровый (условный ) № <…>.
В связи с выделением ему земельного участка площадью 245 кв.м., из земельного участка кадастровый №<…>, заключении с ним договора аренды земельного участка №<…>от 20.04.2016 года кадастровый № кадастровый №<…> (поскольку был изменен статус принадлежащего ему объекта капитального строительства, Постановлением администрации города Ессентуки № 494 от 08.2016 года земельному участку был присвоен новый почтовый адрес, возникла необходимость соблюдения СНиП, а так же норм противопожарной безопасности), он обратился в Комитет по муниципальной собственности города Ессентуки с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды №<…>от 17.05.2011 года об исключении его из договора аренды земельного участка кадастровый №<…>, расположенного по адресу <...>.
Согласно его заявления Комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки был подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды №<…>от 17.05.2011 года об исключении его из договора аренды земельного участка кадастровый №<…>, расположенного по адресу г. Ессентуки улица <…>, и направлен посредством почтовой связи( исх.№321-з от 26.01.2017г.), в порядке предусмотренном положениями Земельного законодательства в соответствии с п.6 договору аренды № <…>от 17.05.2011 года ФИО2
До настоящего времени, дополнительное соглашение к договору аренды №<…>от 17.05.2011 года об исключении его из договора аренды земельного участка кадастровый №<…>, расположенного по адресу г. Ессентуки улица <…>, не заключено, в связи с тем, что ФИО2 не явилась в почтовое отделение.
После того, как ему удалось дозвониться до ФИО2 и предложить ей явится для заключения дополнительного соглашения к договору аренды №<…>от 17.05.2011 года об исключении его из договора аренды земельного участка кадастровый №<…>, он получил письменное сообщение из Комитета по муниципальной собственности г. Ессентуки, о том, что после его звонка ФИО2 явилась на прием в Комитет по муниципальной собственности и в устной форме заявила, что отказывается подписывать данное соглашение, так как изменения площади земельного участка кадастровый № <…>были произведены без ее согласия. Ему было рекомендовано обратится для разрешения данной проблемы в суд.
Отказ ФИО2 от подписания данного дополнительного соглашения создает ему определенные проблемы: ему приходится платить арендную плату за два участка площадью 170 кв.м кадастровый №№<…>и площадью 245 кв.м. кадастровый №№<…>, что является для него существенными расходами, поскольку он является пенсионером.
Собственниками в их случае является муниципалитет.
В письме Министерства экономического развития РФ от 03.04.2009 № Д23-888 «По вопросам согласования местоположения границ земельных участков» указано, что в случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков, согласование местоположения границ в порядке, установленном ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», не проводится и акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается.
Необходимость уточнения местоположения границ не требуется.
В данном случае, образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Кодекса, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно действующему законодательству согласие ФИО2 на вновь образованный земельный участок площадью 245 кв.м. кадастровый №<…>путем раздела земельного участка кадастровый №<…>и предоставление его ему, не требуется.
На земельном участке площадью 245 кв.м. № <…>отсутствуют принадлежащие ФИО2 капитальные строения, наличие которых бы препятствовало выделению ему земельного участка площадью 245 кв.м., кадастровый №<…>.
Для разрешения спора им в адрес ответчика была направлена досудебная претензия, в которой он просил во внесудебном порядке заключить дополнительное соглашения к договору аренды №<…>от 17.05.2011 года об исключении его из договора аренды земельного участка кадастровый №<…>, расположенного по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. <…>, в срок до 01 ноября 2017 года. Данная претензия осталась без ответа.
Просит суд исключить его из числа арендаторов договора аренды № 244-з от 17.05.2011 и дополнительного соглашения к указанному договору аренды от 12 декабря 2012 года, земельного участка кадастровый № <…>, расположенного по адресу г. Ессентуки улица <…>, без согласия ФИО2.
ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО4 о признании действия кадастрового инженера ФИО3 (номер квалификационного аттестата: 26-11-286, дата выдачи: 28 июля 2011 года, реестровый номер: 15993, дата внесения записи в ЕРКИ: 29 февраля 2016 года, член СРО «НП «Кадастровые инженеры юга») при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка площадью - 245 кв. м с кадастровым номером <…>, путем раздела земельного участка с кадастровым номером <…>- незаконными, а схему и межевание земельного участка - недействительными в связи с отсутствием согласования с ней местоположения границ земельного участка согласно ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; исключении из ЕКН сведения о земельном участке общей площадью - 245 кв.м. с кадастровым номером <…>поставленным на кадастровый учет 16 февраля 2016 года; отмене постановления о предоставлении ФИО4 земельного участка площадью - 245 кв.м. с кадастровым номером <…> в аренду; признании недействительным договора аренды земельного участка № 120-3 от 20 апреля 2017 года; исключении из ЕГРП записи регистрации договора аренды № <…>- <…>от 05 мая 2016 года.
В обосновании заявленных требований указано, что она является собственницей частей жилых домов, находящихся по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. <…>.
Вышеуказанные части жилых домов расположены на земельном участке площадью 974,7 кв. м, с кадастровым номером 26<…>, по ул. <…>, который находится у нее в аренде, что подтверждается договором аренды № 244-3 от 17.05.2011 зарегистрированный в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 28.06.2017 года запись регистрации 26-26- 20/2011-292, дополнительным соглашением от 12.12.2012 года к договору аренды №244- т 17.05.2011 года и схемы порядка пользования земельным участком, зарегистрированным управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 25.12.2012 года запись регистрации <…>.
Уточнение границ земельного участка проводилось в 2011 году.
Согласно дополнительного соглашения от 12.12.2012 года к договору аренды У44-з от 17.05.2011 года и схемы порядка пользования земельным участком площадью - 804.7 кв. м, с кадастровым номером <…>.
- ФИО2 пользуется и оплачивает арендную плату за земельный участок площадью - 804.7 кв.м.
- ФИО4 пользуется и оплачивает арендную плату за земельный участок площадью - 170 кв.м.
На основании вышеуказанного дополнительного соглашения и схемы порядка использования, на земельном участке была установлена граница.
В сентябре 2017 года она случайно узнала, о том, что без ее уведомления и согласия, без согласования с ней новых границ, ФИО4 незаконно выкопал фундамент на земельном участке, находящемся у нее в аренде, кроме этого провел межевание в ее отсутствие, тем самым увеличил площадь своего земельного участка, уменьшил площадь ее арендованного земельного участка и 05.05.2016 года зарегистрировал новый договор аренды.
Межевание вышеуказанного земельного участка проводилось кадастровым инженером Т.М. Цой.
О выезде кадастрового инженераона я не знала и не была надлежащим образом уведомлена, при межевании земельного участка с кадастровым номером <…>она не присутствовала, никакие документы, и схемы не видела и не подписывала.
Кадастровым инженером Т.М. Цой были умышленно нарушены требования Земельного кодекса РФ и ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О растровой деятельности» в ходе проведения кадастровых работ в отношении земельного частка с кадастровым номером <…>при образовании земельного участка площадью - 245 кв.м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 15:30:010224:17.
В связи, с чем из арендованного ей земельного участка площадью - 804.7 кв. м незаконно присоединяется - 75 кв. м ФИО4, а 29.7 кв. м совсем исчезают из площади ее участка.
В результате незаконных действий кадастрового инженера Т.М. Цой, площадь ее арендованного земельного участка уменьшалась на - 104,7 кв. м и стала составлять - 700 кв. м.
Кроме того, на основании заведомо незаконно составленных схем кадастровым инженером Т.М. Цой без согласования с ним местоположения границ земельного участка, воспользовавшись своими должностными полномочиями, на кадастровый учет был незаконно поставлен земельный участок площадью - 245 кв.м и присвоен кадастровый номер <…>, на этом основании неправомерно заключен новый договор аренды с ФИО4.
Документы и схемы об изменении, она не видела и не подписывала, с ними не ознакомлена и с ней они согласованы не были. Согласие на изменение границ вышеуказанного земельного участка она не давала.
С 2012 года и по настоящее время она пользуется и оплачивает арендную плату за земельный участок площадью - 804.7 кв. м.
20.09.2017 года она обратилась в Комитет по муниципальной собственности г.Ессентуки с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и принять меры.
20.10.2017 года Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки после зассмотрения ее обращения сообщил, что согласно пункта 2 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 - ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования зестоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Следовательно, кадастровым инженером ФИО3 при проведении кадастровых работ по образованию одного земельного участка (площадью 245,0 кв.м.) путем раздела земельного участка с кадастровым номером <…>17 с остатком исходного земельного участка в измененных границах, с ней как с арендатором земельного участка, должно было производиться согласование местоположения границ земельного участка и ей как арендатору земельного участка было предложено обратиться в суд для защиты нарушенных прав.
Кадастровым инженером Т.М. Цой были умышленно нарушены требования Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров.
ФИО4 умышленно были представлены в Комитет по муниципальной собственности г. Ессентуки, неправомерно составленная схема земельного участка, а также неправомерно постановлен на кадастровый учет земельный участок площадью - 245 кв. м с кадастровым номером <…>, без согласования с ней, так как она является арендатором, местоположения границ земельного участка, в нарушение требований Земельного кодекса РФ и ст. ст. 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» при образовании земельного участка площадью - 245 кв. м, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:30:010224:17 и регистрацией договора аренды, в связи с чем, площадь ее арендованного земельного участка - 804.7 кв.м уменьшалась на - 104,7 кв. м и стала составлять - 700 кв. м.
Вышеуказанные действия нарушают ее права и законные интересы.
На основании представленных сведений и в связи с тем, что земельный участок, границы которого установлены с нарушением прав смежных землепользователей, нарушены требования Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», необходимо снять с кадастрового учета земельный участок общей площадью - 245 кв. м с кадастровым номером <…>, восстановить положение, существовавшее до нарушения ее прав, в отношении земельного участка с кадастровым номером <…> в прежних границах. Просит суд исковые требования удовлетворить.
Определением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 01 декабря 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Ессентуки.
Определением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 12 декабря 2017 года дела объединены в одно производство.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 декабря 2017 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО4 к ФИО2 об исключении арендатора из договора аренды № 244-з от 17 мая 2011 года и дополнительного соглашения к договору аренды от 12 декабря 2012 года
Исковые требования ФИО2 к ФИО4 о признании действий кадастрового инженера незаконными, результатов межевания границ земельного участка недействительными, исключении сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости, отмене постановления администрации о предоставлении ФИО4 земельного участка в аренду, признании недействительным договора аренды земельного участка, исключении записи из ЕГРП - удовлетворены.
Признаны действия кадастрового инженера ФИО3 при проведении кадастровых работ по образованию земельного участка площадью 245 кв.м., с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: Ставропольского края, г. Ессентуки, ул. <…>- незаконными.
Признаны результаты кадастровых работ по межеванию земельного участка и утверждению схемы земельного участка, площадью 245 кв.м., с кадастровым номером <…>, расположенного по адресу: Ставропольского края, г. Ессентуки, ул. <…>- недействительными.
Постановление администрации г. Ессентуки № 2761 от 09 декабря 2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий» - отменено.
Признан недействительным договор аренды земельного участка №120-з от 20 апреля 2017 года, заключенный между ФИО4 и комитетом по муниципальной собственности г. Ессентуки.
Из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о земельном участке общей площадью 245 кв.м., с кадастровым номером <…>, расположенном по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. <…>.
Из Единого государственного реестра прав на недвижимость и сделок с ним исключена запись о государственной регистрации права № <…>от 05 мая 2016 года.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное по доводам апелляционной жалобы, принять по делу новое решение, считает, что судом неправильно применены нормы материального правам. Судом неверно дана оценка тому, что схема раздела земельного участка составлена с учетом того, что объекты недвижимости, принадлежащие сторонам (незавершенное строительство ФИО2 и построенный жилой дом ФИО4) с кадастровыми номерами <…>и <…>блокированы и не имеют между собой разрывов. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленная ООО «СтавропольНИИгипрозем Экспертиза, подготовлена в соответствии с нормами действующего законодательства, а межевой план, подготовленный кадастровым инженером ФИО3, соответствует нормам ФЗ 221-ФЗ от 24.07.2007 «О кадастровой деятельности»..
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просила решение суда от 22.12.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, не явились и сведений о причинах своей неявки суду не представили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, в силу требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с нормами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ФИО2 и ее представителя по доверенности ФИО5, просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
По смыслу ст.ст. 1, 11, 12 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу положений ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) «О государственном кадастре недвижимости» регулировал отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. (далее - кадастровые отношения)
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
Поскольку правоотношения между сторонами возникли в период 2015 года, то руководствоваться следует нормами ФЗ - № 221.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июля 2007 года, вступившего в силу с 01 марта 2008 года (далее ФЗ № 221), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст. 7 названного Федерального закона к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.
В соответствии со ст. 16 ФЗ № 221 кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п. 7, 10 - 21 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Статьей 22 ФЗ № 221 предусматривается, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы предоставляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст.38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
В соответствии со ст. 25 ФЗ № 221 под смежным земельным участком следует понимать земельный участок, одна из границ которого одновременно является границей или частью границы другого земельного участка. К смежным земельным участкам применяются общие требования по образованию земельных участков.
На основании ст. 38 ФЗ № 221 межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. (ч. 1)
Если в соответствии со ст. 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. (ч. 3)
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. (ч. 7)
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. (ч. 9)
В ст. 39 указанного Федерального закона установлено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в ч.3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. (ч. 1)
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе. (ч. 2)
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). (ч. 3)
На основании ст. 40 ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 являлась правообладателем неоконченного строительством жилого дома литер «Д», готовностью 4%, расположенного по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. <…>.
17 августа 2011 года между ФИО2 и ФИО4 заключен договор купли-продажи 3/10 долей указанного объекта недвижимости. ФИО4 в счет его 3/10 долей жилого дома выделена площадь - 184,1 кв.м., кадастровый номер <…>.
ФИО2 стало принадлежать 7/10 долей неоконченного строительством жилого дома, площадью 248,9 кв.м., степенью готовности 4%.
Указанный жилой дом возведен ФИО2 на основании разрешения на строительство № RU26304000 от 23 июня 2011 года.
Жилой дом ранее был расположен на земельном участке, общей площадью 2 294 кв.м., кадастровый номер <…>, предоставленном ФИО2 в аренду на основании договора № 244-з от 17 мая 2011 года, заключенного между ней и КМС г. Ессентуки. Земельный участок предоставлен в целях использования под эксплуатацию жилого дома и хоз. построек. Срок аренды на 25 лет - с 24 сентября 2010 года по 23 сентября 2035 года.
ФИО4 вступил в договор аренды земельного участка №244-з на основании соглашения от 12 декабря 2012 года. ФИО4 выделен земельный участок общей площадью 170 кв.м., у ФИО2 в пользовании остался земельный участок площадью 804.7 кв.м.
Сторонами подписана схема порядка пользования земельным участком. Стороны обязаны оплачивать арендную плату, пропорционально своим площадям. Договор аренды и соглашение к нему прошли государственную регистрацию.
ФИО4 окончил строительство своей части жилого дома в 2015 году. 16 июля 2015 года был разработан и утвержден кадастровый план территории.
17 августа 2015 года ФИО4 зарегистрировал свое право на оконченный строительством жилой дом, общей площадью 184,1 кв.м., этажностью -3, кадастровый номер <…>. В дело представлено свидетельство о праве.
07 декабря 2015 года была разработана схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий с целью образования одного земельного участка, путем раздела земельного участка с кадастровым номером <…>, с остатком исходного земельного участка в измененных границах.
Схема была утверждена постановлением главы г. Ессентуки от 09 декабря 2015 года № 2761. Тогда же КМС г. Ессентуки было дано согласие на осуществление проезда и прохода через земельный участок с кадастровым номером <…>землепользователя, землевладельца вновь образуемого земельного участка.
27 декабря 2015 года кадастровым инженером ООО «СтавропольНиигипрозем. Экспертиза» был разработан межевой план, после проведения межевых работ площадь земельного участка, выделенного ФИО4, составила 245,5 кв.м. Постановлением администрации города Ессентуки № 494 от 2016 года земельному участку был присвоен новый почтовый адрес: СК, г. Ессентуки, <…>.
Достоверно установлено, не оспорено сторонами, что согласование между ФИО4 и ФИО2 об определении границ вновь образуемого земельного участка не заключалось.
После выделения ФИО4 земельного участка площадью 245 кв.м., из земельного участка с кадастровым номером № <…>, между истцом и КМС г. Ессентуки был заключен договор аренды земельного участка № 120-з от 20 апреля 2016 года, кадастровый № <…>, общей площадью 245,0 кв.м., сроком на 49 лет - с 17 августа 2015 года по 18 августа 2064 года.
В пользовании ФИО2 остался земельный участок, общей площадью 700 кв.м.
Однако, из договора аренды земельного участка от 17 мая 2011 года ФИО4 не исключен, что влечет уплату арендной платы в двойном размере.
Согласно заявления ФИО4 КМС г. Ессентуки был подготовлен проект дополнительного соглашения к договору аренды №244-з от 17 мая 2011 года об исключении ФИО4 из договора аренды земельного участка, кадастровый №<…>, расположенного по адресу: г. Ессентуки улица <…>, и направлен ФИО2 посредством почтовой связи (исх.№321-з от 26 января 2017 года) в порядке, предусмотренном положениями Земельного законодательства, и в соответствии с п.6 договору аренды № 244-з от 17 мая 2011 года.
Дополнительное соглашение к договору аренды № 244-з от 17 мая 2011 года об исключении ФИО4 из договора аренды земельного участка кадастровый №<…>, расположенного по адресу: СК, г. Ессентуки, ул. <…>, между сторонами не заключалось.
ФИО2, узнав о своих нарушенных правах, обратилась в КМС г. Ессентуки. В ответе на ее обращение КМС г. Ессентуки указал на нарушении кадастровым инженером ФИО3 норм ст.ст. 39 и 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при проведении кадастровых работ по образованию одного земельного участка, путем раздела земельного участка с кадастровым номером <…>.
В результате проведения работ кадастровым инженером ФИО3 проведен раздел земельного участка с кадастровым номером <…>. В настоящее время земельный участок продолжает свое существование в измененных границах. Как указано в заключении кадастрового инженера: внешние участки границ не требуют согласования, так как были согласованы ранее. Схема раздела земельного участка с кадастровым номером <…>согласована в соответствии с действующим законодательством. В реквизите 4 «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» в разделе 3 не указаны предельный минимальный и максимальный размер земельного участка.
При этом, следует отметить, что в силу ч. 3 ст. 38 ГрК РФ в пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства и сочетаниями таких размеров и параметров. В указанной норме отсутствует требование об отображении границ территориальных зон в схеме границ действия предельных параметров разрешенного строительства, равно как не содержится норм, определяющих то, что в одной территориальной зоне должны быть установлены единые предельные параметры разрешенного строительства. Таким образом, отсутствует нормативно установленная обязанность проведения межзонной границы.
Как следует из требований ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами. При этом, не допускается образование земельных участков, если оно приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. (отсутствие подъезда, подхода) Не допускаются раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (включая сервитуты) или ограничения (например при нахождении в зоне охраны) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Предельные размеры земельных участков, на которые согласно ч.7 ст.36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется (линейные объекты, памятники, территории общего пользования) или в отношении которых такие регламенты не устанавливаются (лесные, водные угодья и т.п.), должны определяться в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.
Решением Совета города №36 от 29 апреля 2008 года «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки» утвержден Порядок предоставления земельных участков на территории муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки. (далее - Порядок)
Согласно установленного Порядка отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение. Но, указанным решением предельный минимальный и максимальный размеры использования земельного участка с таким разрешенным использованием не определены.
Как указывает кадастровый инженер ФИО3, объекты недвижимости с кадастровыми номерами <…>и <…>блокированы и не имеют между собой разрывов.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития РФ от 28 ноября 2013 года № Д23и-5649 «Об отнесении объектов недвижимости к жилому или многоквартирному дому, размещении домов блокированной застройки на одном земельном участке» «…по мнению Департамента недвижимости, строительство жилых домов блокированной застройки может осуществляться на одном земельном участке, сформированном для их строительства, при этом, с учетом ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях эксплуатации указанных жилых домов, каждый блок должен быть расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования. (эксплуатации)»
В соответствии с Приложением Г. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89»:
1. Площадь земельного участка необходимого для обслуживания здания вычисляется по формуле;
2. Пу=Пз/КЗ;
3. Площадь земельного участка для эксплуатации здания жилой дом с кадастровым номером 26:30:010224:287 площадью застройки 81,6 кв.м. должна составлять: 272 кв.м.;
4. Пу=Пз/КЗ=80,6/0,3=272;
Образуемый земельный участок под зданием жилой дом с кадастровым номером 26:30:010224:287, невозможно было увеличить ввиду сложившегося землепользования.
Минимальная площадь земельного участка, определенная с учетом требований СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и сложившегося землепользования между ФИО4 и ФИО2, определенная ООО «СтавропольНИИгипрозем. Экспертиза», составила 245 кв.м.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с такой позицией и действиями кадастрового инженера по следующим основаниям.
В силу требований ст.2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 года) «О государственном кадастре недвижимости» правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Требованиями ст. 29 ФЗ №221 в вышеуказанной редакции установлено, что кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. (далее - квалификационный аттестат)
Из представленных документов видно, что кадастровый инженер ФИО3 обладает полномочиями по осуществлению кадастровой деятельности.
При этом, результатом кадастровых работ, в силу требований ст. 38 ФЗ № 221 индивидуального предпринимателя, указанного в ст. 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в ст. 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В статье 38 ФЗ № 221 раскрыто понятие межевого плана.
При этом в ч. 6.1 и ч.10 ФЗ № 221 указано, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета.
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Как следует из пояснений кадастрового инженера ФИО3, при совершении действий по образованию спорного земельного участка, площадью 245,0 кв.м., она исходила из схемы расположения земельного участка, которая уже была утверждена постановлением главы г. Ессентуки от 09 декабря 2015 года, при формировании отдельных земельных участков каждой из сторон. Кроме того, на основании схемы был подготовлен межевой план, который был проверен органами кадастрового учета, в т.ч. на предмет отсутствия согласования со смежными землепользователями.
Вместе с тем, требованиями ст. 40 ФЗ № 221 установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц, или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В приказе Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года № 412 (ред. от 22 декабря 2014 года) «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (вместе с «Требованиями к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (документ утратил силу с 28 декабря 2015 года, т.е. в момент изготовления межевого плана спорного земельного участка, документ действовал) указано, что межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в состав межевого плана, и разделы, включение которых в состав межевого плана зависит от вида кадастровых работ.
При этом определено, что к текстовой части межевого плана относятся в т.ч. и раздел - акт согласования местоположения границ земельного участка. (далее - Акт согласования)
В соответствии с ч. 4 ст. 11.2. действующей редакции ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны. (далее - военные городки)
Согласно ч. 1 ст. 11.3 действующей редакции ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Как следует из данных межевого плана, кадастровый инженер осуществляла образование земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:30:010224:17. При этом, отражено, что земельный участок с таким номером продолжает существовать, но уже в измененных границах.
Кадастровый инженер ФИО3, при составлении межевого плана руководствовалась нормами действующего на тот момент законодательства, с учетом того, что согласование границ земельного участка уже было произведено с собственником земельного участка - муниципальным образованием.
В исковом заявлении ФИО4, а также в своих пояснениях кадастровый инженер ФИО3 ссылаются на письмо Минэкономразвития от 03 апреля 2009 года № д23-888 «По вопросам согласования местоположения границ земельных участков», где указано, что в случаях образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии необходимости уточнения местоположения границ смежных, учтенных в государственном кадастре недвижимости земельных участков, согласование местоположения границ в порядке, установленном Законом о кадастре, не проводится и Акт согласования местоположения границ земельных участков в межевой план не включается.
В данном случае, образование земельных участков осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым до проведения кадастровых работ разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, в указанном случае местоположение границы образуемого земельного участка согласовывается органом местного самоуправления на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Вместе с тем, вышеуказанное разъяснение относится к земельным участкам и смежным земельным участкам, которые не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов местного самоуправления), либо в аренду на срок более чем пять лет.
Истец ФИО4 ссылается на нормы действующего земельного законодательства, а именно ст.ст. 11.3, 11.4, 11.9, 11.10, 39.2 ЗК РФ. Такими же нормами закона руководствуется и кадастровый инженер ФИО3
Вместе с тем, общие правила образования земельных участков в соответствии с вышеуказанными статьями Земельного кодекса РФ применяются к свободным земельным участкам и смежным земельным участкам, в отношении которых не принято решение о предоставлении в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо в аренду на срок более чем пять лет.
Местоположение же границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, предоставленными им в пожизненное наследуемое владение, в постоянное (бессрочное) пользование (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов местного самоуправления), либо в аренду на срок более чем пять лет.
Следует отметить, что раздел земельного участка происходил в декабре 2015 года, при этом указанный земельный участок не являлся свободным, а был предоставлен сторонам в аренду на срок более чем пять лет.
Основные требования к порядку выполнения, контроля, приемки и оформления результатов работ по межеванию земель определены в Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08 апреля 1996 года.
В соответствии с п. 2 названной Инструкции межевание земель включает в себя: уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.
Согласно п. 9.1. Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
Пунктом 9.2 Инструкции установлено, что результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ.
Таким образом, обязательность согласования местоположения границы земельного участка с пользователем смежного земельного участка прямо предусмотрена положениями Инструкции по межеванию земель, не противоречащими требованиям Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ земельного участка при проведении кадастровых работ, является основанием для признания результатов межевания недействительными, в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя.
При проведении кадастровых работ - образование одного земельного участка площадью - 245 кв.м. с кадастровым номером 26:30:010224:291 путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:30:010224:17 с остатком исходного земельного участка в измененных границах, подлежало обязательному согласованию с ФИО2 как с арендатором, обладающим смежным земельным участком, предоставленным ей в аренду на срок более чем пять лет.
Согласно указанного письма Минэкономразвития № д23-888 в соответствии с ч. 1 ст. 39 ФЗ № 221 местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.
В связи с чем, согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ: земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела, акт установления и согласования границ земельного участка при производстве раздела земельного участка ответчика ФИО4 со смежным земельным участком ФИО2 в материалах межевого дела отсутствует.
Письмом Министерства экономического развития РФ от 08 октября 2013 года № ОГ-Д23-5470 «О подготовке межевого плана и проведении процедуры согласования местоположения границ земельного участка» разъяснено, что в соответствии с п. 84.1 Требований в акт согласования границ земельного участка включаются сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, местоположение границ которого уточнено в результате кадастровых работ.
Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре.
По мнению Минэкономразвития России (изложенном в письме от 24 сентября 2015 года № ОГ-Д23-12402 «По вопросу согласования местоположения границ земельного участка, предоставленного в аренду на срок более чем 5 лет») в случае если смежный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду на указанный срок, согласование границ проводится как с лицом, обладающим таким земельным участком на праве собственности, так и с лицом, обладающим таким земельным участком на праве аренды.
Суд правомерно учел положения ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой согласование местоположения границ земельных участков с органом местного самоуправления осуществляется при условии, что такие земельные участки находятся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения, и данные земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов местного самоуправления), либо в аренду на срок более чем пять лет.
Согласование границы земельного участка ФИО4 со смежным землепользователем ФИО2 являлось обязательным в любом случае, тем более, что в результате таких действий площадь ее земельного участка уменьшилась. Согласования местоположения границ только с собственником земельного участка в рассматриваемом случае являлось недостаточным, при этом совершенно не имеет значение и не является безусловной последующая регистрация договора аренды от 20 апреля 2016 года в органах Росреестра.
Как указано выше, доказательств, свидетельствующих о наличии согласования границ указанных смежных земельных участков с ФИО2, ФИО4 не представлено. Следовательно, схема расположения земельного участка, площадью - 245 кв.м., с кадастровым номером 26:30:010224:291 на кадастровом плане территории без согласования местоположения границ со смежным землепользователем ФИО2, как с арендатором смежного земельного участка, не могла быть согласована и утверждена Постановлением администрации г. Ессентуки № 2761 от 09 декабря 2015 года.
При проведении работ по образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:30:010224:291, кадастровым инженером были существенно нарушены требования действующего кадастрового законодательства и ведомственных инструкций.
Как следует из материалов дела, ФИО2, при проведении кадастровых работ, не присутствовала, о нарушенном праве узнала много позже - при сообщении ей ФИО4 о необходимости подписания соглашения о его выходе из договора аренды в рамках соглашения от 12 декабря 2012 года.
Ошибочное толкование норм закона не позволило кадастровому инженеру произвести раздел земельного участка, не нарушая при этом прав смежного землепользователя.
Суд, анализируя нормы материального права, обоснованно счел безосновательными доказательства, представленные истцом ФИО4 и пояснения кадастрового инженера ФИО3
Статья 60 ЗК РФ предусматривает, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
По указанной причине, постановление администрации г. Ессентуки № 2761 от 09 декабря 2015 года подлежит отмене, а действия кадастрового инженера ФИО3 и результаты кадастровых работ признанию незаконными.
В соответствии с ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 168 ГК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исходя из смысла ст. 168 ГК РФ недействительность сделки вызывается во всех случаях ее несоответствия требованиям правовых норм.
Согласно ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в т.ч. повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов
Оспариваемый договор аренды земельного участка с кадастровым номером <…>, заключенный между ФИО4 и КМС г. Ессентуки нарушает права ФИО2 ввиду изложенных выше обстоятельств.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно пришел к выводу, и судебная коллегия с ним соглашается, о невозможности сохранения земельного участка ФИО4 в выделенном состоянии, и в указанных границах, поскольку иное нарушает права смежного землепользователя ФИО2 Действия по образованию спорного земельного участка путем раздела, подлежат совершению только при соответствии кадастровых работ нормам действующего законодательства.
В рассматриваемом случае договор аренды № 120-з от 20 апреля 2017 года земельного участка с кадастровым номером <…>подлежит признанию недействительным, последствием чего будет являться исключение соответствующей записи из ЕГРН.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы значимые по делу обстоятельства, установленные на основании оценки представленных сторонами доказательств, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 22 декабря 2017 года -оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: