ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-25238/12 от 13.12.2012 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Тайгибов Р.Т. Дело № 33-25238/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе: председательствующего Агибаловой В.О.,

судей: Диденко И.А., Башинского Д.А.

по докладу судьи краевого суда Агибаловой В.О.

слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сочи ФИО1  на решение Центрального районного суда г.Сочи от 04 октября 2012 г. и возражениям на нее прокурора, участвующего в деле, Брацлавской О.В.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Сочи обратился в суд с заявлением в интересах ФИО2 о признании незаконным постановления главы города Сочи от 11.07.2012 года № 1477 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», обязав администрацию города Сочи принять ФИО2, < дата обезличена > года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с даты обращения с заявлением о принятии на жилищный учет от 12.04.2012 года.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В ходе проверки установлено, что ФИО2, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющая право на внеочередное обеспечение жилым помещением, 12.04.2012 г. обратилась к главе города Сочи с заявлением о принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Постановлением главы города Сочи от 11.07.2012 года ФИО2 отказано в принятии на учет и включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с наличием в учетном деле документов, согласно которым она проживает и зарегистрирована в квартире № < адрес обезличен > постоянно, а какие-либо помещения, предполагаемые и (или) возможные для ее возвращения отсутствуют.

В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила об их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица - администрации города Сочи по доверенности ФИО1 заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Обжалуемым решением суд заявление прокурора города Сочи удовлетворил. Суд признал незаконным постановление главы города Сочи от 11.07.2012 года № 1477 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Суд обязал администрацию города Сочи принять ФИО2, < дата обезличена > года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с даты подачи ею заявления о принятии на жилищный учет oт 12.04.2012 года.

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Сочи ФИО1 просит судебную коллегию отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, в связи с отсутствием правовых оснований для принятия ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Брацлавская О.В. просит судебную коллегию решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению ФИО2 по вопросу отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

В ходе проведенной проверки установлено, что ФИО2, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющая право на внеочередной обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном ст.57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 12.04.2012 года обратилась к главе города Сочи с заявлением о принятии на учет и включении в список граждан нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 11 Жилищного кодекса РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом.

Согласно ст.45 ГПК РФ, прокурор имеет право подать заявление в суд в защиту прав граждан в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статьей 57 Жилищного кодекса РФ и ст.8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст.1, 4, 5 Закона Краснодарскою края oт 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» предусмотрено внеочередное обеспечение жилыми помещениями лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета.

Постановлением главы города Сочи от 11.07.2012 года № 1477 ФИО2 отказано в принятии на учет т включении в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», в связи с представлением документов, которые не подтверждают ее право состоять на учете граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.54 Жилищного кодекса РФ решения об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 этой же статьи.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в. случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в нарушение требований п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, в постановлении главы города Сочи от 11.07.2012 года № 1477 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», не указано, какие именно представленные ФИО2 документы, не подтверждают ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также, по каким основаниям они признаны таковыми.

В соответствии с ч.4 ст.52 Жилищного кодекса РФ с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могли служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, чаконами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с учетом требований cт.7 Закона Краснодарскою края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в уполномоченный орган, наряду с документами, подтверждающими статус лица, оставшегося без попечения родителей, прохождение обучения в образовательных учреждениях, включая круглогодичные группы ГОУ школа-интернат № 1 города Сочи, представлены сведения об отсутствии зарегистрированных прав недвижимое имущество в городе Сочи.

Распоряжением администрации Центрального района города Сочи от 14.02.2000 года № 68 «Об учреждении опеки над ФИО2, < дата обезличена > рождения, ФИО3, < дата обезличена > года рождения» детям назначен опекун в лице ФИО4, за малолетними К-ными сохранено право на жилую площадь по < адрес обезличен >.

В муниципальной квартире < адрес обезличен >, общей площадью < данные изъяты > кв.м, зарегистрировано и проживает 4 человека, включая ФИО2, суммарная обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека составляет < данные изъяты > кв.м.

В связи с чем, ФИО2 были представлены в уполномоченный орган по учету документы, подтверждающие обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного по месту жительства в закрепленном жилом помещении менее 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (технический паспорт квартиры, выписки из лицевого счета жилого помещения, введения из поквартирной карточки).

В соответствии со ст.ст.1. 4, 5, 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» правом на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма обладают лица, указанные в статье 1 Закона, имеющие закрепленные жилые помещения, при условии, что возвращение в него невозможно при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 4 настоящею Закона.

Обстоятельствами, препятствующими возвращению лиц, указанных в статье 1 Закона, в закрепленные за ними жилые помещения, являются случаи, если обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного по месту жительства в закрепленном(ых) жилом(ых) помещении(ях) составляет менее 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека, включая лиц, указанных в статье 1 Закона.

Уполномоченным органом по учету установлено, что квартира < адрес обезличен > является закрепленным за ФИО2 жилым помещением, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного зарегистрированного по месту жительства в данном помещении, включая саму ФИО2, составляет менее 18 кв.м, что относится к обстоятельствам, препятствующим возвращению в жилое помещение, а также свидетельствует о наличии права на внеочередное предоставление жилого помещения.

В силу п. 14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учет) заявления о принятии на учет учетных документов.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что в связи с отказом в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» нарушено право ФИО2 на жилище, ей созданы препятствия к осуществлению права на внеочередной получение жилого помещения, реализации дополнительных гарантий о социальной поддержке как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и удовлетворил заявление прокурора города Сочи. Признал незаконным постановление главы города Сочи от 11.07.2012 года № 1477 «Об отказе в принятии на учет и включении ФИО2 в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Обязал администрацию города Сочи принять ФИО2, < дата обезличена > года рождения, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с даты подачи ею заявления о принятии на жилищный учет oт 12.04.2012 года.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2 отказано в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», поскольку она зарегистрирована и постоянно проживает по < адрес обезличен >, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могли служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, чаконами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда г.Сочи от 04 октября 2012 г. законным, обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Сочи от 04 октября 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г.Сочи ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи