Председательствующий Толмачева И.И.
Дело № 33-2528/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 23 сентября 2015 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Редько Е.П., Вениченко О.В.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу «Общество» о понуждении совершить определенные действия
по апелляционной жалобе представителя ответчика СНТ «Общество» ФИО1 на решение Абаканского городского суда от 06 июля 2015 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., выслушав объяснения участвующего прокурора Пименовой Е.А., представителя ГУ МЧС России по <данные изъяты> ФИО2, выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СНТ «Общество» (далее – Товарищество, СНТ) об обязании совершить определенные действия, указывая, что ответчиком нарушается противопожарное законодательство. В ходе прокурорской проверки было установлено, что Товариществом не исполнены предписания ОНД <данные изъяты> УНД ГУ МЧС России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, неисполнение которых способствует образованию пожаров и их распространению.
В судебном заседании участвующий прокурор Лыско Е.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
В ходе судебного рассмотрения представители ответчика СНТ «Общество» ФИО3, ФИО1, требования не признали, поясняли, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности выполнены Товариществом частично.
Представители третьих лиц администрации <данные изъяты> ФИО4, Главного управления МЧС России по <данные изъяты> ФИО2, действующие на основании доверенностей, не возражали против удовлетворения требований прокурора <данные изъяты>.
Решением Абаканского городского суда от 06 июля 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика СНТ «Общество» ФИО1, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований. Указывает, что суд нарушил нормы процессуального права, поскольку не привлек к участию в деле собственника квартиры, арендуемой СНТ «Общество». Неправильно применил нормы материального права – свод правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утв. приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 № 778, поскольку требование об изолировании выхода из офиса от общей лестничной клетки распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструированных жилых зданий высотой до 75 м, а арендуемое ответчиком помещение было построено в <данные изъяты> году. Обращает внимание, что истцом не представлено доказательств в обоснование своих требований.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий прокурор Лыско Е.А. просит решение оставить без изменения.
Выслушав присутствующих лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ) даются определения следующим понятиям:
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Часть 2 ст. 2 Закона № 69-ФЗ закрепляет, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 № 858 утверждены Правила разработки и утверждения сводов правил. Согласно п. 4 указанных Правил своды правил являются составной частью национальной системы стандартизации Российской Федерации.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849 утвержден свод правил «СП 53.13330.2011» «СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (далее - СП 53.13330.2011).
Пунктом 5.9 СП 53.13330.2011 предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории общего пользования садоводческого, дачного объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары вместимостью, м3, при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей).
На территории садоводческих, дачных объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых, дачных участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров. Площадки должны быть ограждены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков (п. 5.11 СП 53.13330.2011).
На улицах и проездах территории садоводческого (дачного) объединения следует предусматривать наружное освещение, управление которым осуществляется, как правило, из сторожки (п. 8.15 СП 53.13330.2011).
Приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178 утвержден «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». Согласно раздела 9 указанного Свода правил водоемы, из которых производится забор воды для целей пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей в любое время года. Пожарный объем воды в баках водонапорных башен должен рассчитываться на тушение одного пожара снаружи здания и внутри здания в течение десяти минут при одновременном наибольшем расходе воды на другие нужды. Общее количество резервуаров одного назначения в одном водопроводном узле должно быть не менее двух. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Емкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключенных к системам центрального отопления зданий, а также с помощью электрических водонагревателей и греющих кабелей.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила).
Согласно п. 16 Правил на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Запрещается на территориях поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов (п. 19 Правил).
В силу п. 7.1.12 свода правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 № 778 встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.
Из устава СНТ «Общество», выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что в состав СНТ «Общество» входят ... кв. м земельной площади в южной части в черте <адрес>; место нахождения юридического лица указан адрес: <адрес> (л.д. 22-30, 76-92).
Судом первой инстанции установлено, что СНТ «Общество» не выполнило законное предписание ОНД <данные изъяты> УНДПР ГУ МЧС России по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а также повторное предписание от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: выход из офиса СНТ не изолирован от общей лестничной клетки; территория, прилегающая к дачным постройкам своевременно не очищается от горючих материалов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы; на территории СНТ отсутствуют противопожарные водоемы или резервуары вместимостью не менее 60 куб. м для обеспечения пожаротушения с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей; на территории товарищества отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; улицы и проезды на территории товарищества не имеют наружного освещения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты> по итогам проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в связи с пожаром, произошедшим в дачном массиве «Общество» ДД.ММ.ГГГГ, председателю СНТ «Общество» С.Л. вынесено предостережение о недопустимости нарушения противопожарного законодательства РФ, недопустимости непринятия мер по исполнению предписаний ОНД <данные изъяты> УНД ГУ МЧС России по <данные изъяты> (л.д. 20-21).
Согласно требованиям абз. 2, 3 ч. 2 ст. 37 Закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности (ч. 3 ст. 37 Закона № 69-ФЗ).
Частью 1 ст. 38 Закона № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Доказательств того, что СНТ «Общество» были устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, правильно определив круг обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, обоснованно удовлетворил требования прокурора. Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении и толковании норм права, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправильно применил свод правил СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 24.12.2010 № 778, поскольку требование об изолировании выхода из офиса от общей лестничной клетки распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструированных жилых зданий высотой до 75 м, а арендуемое ответчиком помещение было построено в ДД.ММ.ГГГГ году, основан на неправильном толковании норма материального права.
В соответствии с п. 1.5 СП.54.13330.2011 при изменении функционального назначения отдельных помещений или частей жилого здания в процессе эксплуатации или при реконструкции должны применяться правила действующих нормативных документов, соответствующие новому назначению частей здания или отдельных помещений, но не противоречащие правилам данного документа.
Ссылка в апелляционной жалобе на нарушение судом норм процессуального права, выразившегося в непривлечении к участию в деле собственника арендуемого жилого помещения, не опровергает выводов суда о том, что использование занимаемого помещения для осуществления деятельности СНТ «Общество» не освобождает руководителя от обязанностей, предусмотренных законом.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы ответчика приведенные (озвученные) в суде первой инстанции, были исследованы судом, получили соответствующую оценку в решении. Выводы суда основаны на нормах материального права, проанализированных в судебном постановлении, предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда в обжалованной части принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда от 06 июля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика СНТ «Общество» ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи | Страхова О.А.Редько Е.П. |
Вениченко О.В. |