ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2529/2016 от 28.06.2016 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33-2529/2016 Докладчик Фирсова И.В.

Судья Макарова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Фирсовой И.В.,

судей Белогуровой Е.Е., Бондаренко Е.И.,

при секретаре Кудрявовой М.Н.,

с участием прокурора Лапицкой Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 июня 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации г. Коврова Владимирской области на решение Ковровского городского суда Владимирской области от 14 апреля 2016 года, которым на управление городского хозяйства администрации города Коврова Владимирской области, администрацию города Коврова возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход на перекрестке ул.Шмидта – ул.Лопатина г.Коврова, пешеходными светофорами на каждой стороне проезжей части со звуковым сопровождением светового сигнала.

Заслушав доклад судьи Фирсовой И.В., объяснения прокурора Лапицкой Д.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц иск к администрации г.Коврова, управлению городского хозяйства администрации г. Коврова о возложении обязанности по оборудованию пешеходного перехода на перекрестке ул.Шмидта – ул.Лопатина г.Коврова пешеходными светофорами на каждой стороне проезжей части со звуковым сопровождением светового сигнала. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки по исполнению управлением городского хозяйства администрации г.Коврова законодательства о защите прав инвалидов, безопасности дорожного движения выявлено, что в нарушение требований федерального законодательства указанный выше пешеходный переход не оборудован пешеходными светофорами и звуковым сопровождением световых сигналов пешеходных светофоров. Данный пешеходный переход находится рядом с объектами городской социальной инфраструктуры: МУП «Октябрьский рынок», ДК им.Ленина, профилакторий «Заведенский», ТЦ «Глобус», которым пользуются и маломобильные группы населения, включая слабовидящих и слепых граждан. Отсутствие звукового оповещения создает угрозу жизни или здоровью граждан с ограниченными возможностями зрения.

В судебном заседании помощник прокурора г.Коврова Суслова Д.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчиков ФИО1 в судебном заседании признала исковые требования, предъявленные к Управлению городского хозяйства администрации г.Коврова, полагая администрацию г. Коврова ненадлежащим ответчиком. Замена ламповых светофоров на светодиодные с установкой светофоров для пешеходов на перекрестке улиц Шмидта-Лопатина запланирована на 2018 год, в связи с чем просила принять во внимание сроки, утвержденные администрацией г. Коврова.

Представитель третьего лица ОГИБДД ММ ОМВД России «Ковровский» - ФИО2 исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Коврова просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что в компетенцию администрации не входят вопросы по оборудованию пешеходных переходов пешеходными светофорами, в связи с чем администрация г.Коврова является ненадлежащим ответчиком. Управление городского хозяйства администрации г.Коврова является ответственным исполнителем программы «Развитие транспортной системы и транспортной доступности города Коврова на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением администрации г.Коврова от 28 октября 2014 года № 2607. Приложением №2 утверждена подпрограмма «Обеспечение безопасности дорожного движения», целью которой является модернизация светофорных объектов, приобретение и монтаж пешеходных светофоров. Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств городского бюджета, распорядителем которого является Управление городского хозяйства администрации г.Коврова. Считает, что суд незаконно отклонил доводы администрации об увеличении срока на установку требуемого светофора до двенадцати месяцев.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, заслушав прокурора Лапицкую Д.В. в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Установлено, что Постановлением администрации г.Коврова от 1 декабря 2015 года № 3177 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г.Коврова, в отношении которых органами местного самоуправления осуществляются полномочия по их содержанию и ремонту, в данный перечень входят, том числе, и автомобильные дороги по ул.Шмидта – ул.Лопатина. Указанные дороги закреплены на праве оперативного управления за управлением городского хозяйства администрации г.Коврова.

Управление городского хозяйства администрации г.Коврова является самостоятельным структурным подразделением администрации г.Коврова и наделено правами юридического лица.

В результате проверки, проведенной Ковровской городской прокуратурой совместно с ГИБДД ММ ОМВД России «Ковровский», установлено, что пешеходный переход на пересечении ул.Шмидта – ул.Лопатина в нарушение требований федерального законодательства не оборудован пешеходными светофорами и звуковым сопровождением световых сигналов пешеходных светофоров, что создает угрозу жизни и здоровья маломобильной группы населения, включая слабовидящих и слепых граждан.

Стороной ответчиков не оспаривалось, что данный пешеходный переход находится рядом с объектами городской социальной инфраструктуры (МУП «Октябрьский рынок», ДК им.Ленина, профилакторий «Заведенский», ТЦ «Глобус»), которыми пользуются, в том числе, указанная категория граждан.

Удовлетворяя требования о возложении на администрацию г.Коврова и управление городского хозяйства администрации г.Коврова обязанности по оборудованию пешеходного перехода пешеходными светофорами и звуковым сопровождением световых сигналов пешеходных светофоров, суд первой инстанции правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют.

Оснований не соглашаться с данными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо с организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социально инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта; средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковым сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии со ст.34 «Устава муниципального образования городской округ город Ковров Владимирской области» администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа.

Согласно ст.35 Устава к полномочиям администрации относится, в том числе, формирование и исполнение местного бюджета, распоряжение средствами городского округа в соответствии с утвержденным городским Советом бюджетом и бюджетным законодательством РФ; осуществление управления и распоряжения муниципальной собственностью; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Общего порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью г.Коврова, муниципальное образование г.Ковров является собственником принадлежащего ему муниципального имущества. администрация г.Коврова от имени собственника управляет муниципальной собственностью.

Таким образом, к компетенции органов местного самоуправления относится обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения, создание условий для предоставления транспортных услуг населению, в том числе и гражданам, являющимися инвалидами.

Управление городского хозяйства администрации г.Коврова является самостоятельным структурным подразделением администрации, непосредственно подчинено главе города Коврова, осуществляет свою деятельность в структуре администрации города Коврова, основными задачами которого являются: обеспечение эффективной практической реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, благоустройства и экологической безопасности, осуществление функций заказчика с правом расходования бюджетных средств на содержание объектов городского благоустройства, ремонтные работы на объектах коммунального хозяйства, находящегося в муниципальной собственности.

Исходя из установленных судом обстоятельств, а также возложенных на управление городского хозяйства администрации г.Коврова и администрацию г.Коврова функций, вывод суда о возложении на обоих ответчиков обязанности по оборудованию пешеходного перехода на перекрестке ул.Шмидта – ул.Лопатина г.Коврова пешеходными светофорами на каждой стороне проезжей части со звуковым сопровождением светового сигнала, нормам материального права не противоречит.

В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок, в течение которого ответчики должны исполнить решение суда (6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу), является разумным и учитывает баланс интересов сторон спора.

При наличии к тому оснований администрация г.Коврова не лишена возможности обратиться в суд первой инстанции в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ковровского городского суда Владимирской области от 14 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Коврова – без удовлетворения.

Председательствующий: И.В. Фирсова

Судьи: Е.Е. Белогурова

Е.И. Бондаренко