ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33-25316/2018
г. Уфа 26 декабря 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Куловой Г.Р. и Смирновой О.В.
при секретаре Романовой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2018 г., по иску ФИО2 к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., выслушав объяснения представителя ФИО2 – ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан – ФИО4, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее – Администрация района) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером адрес категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: личное подсобное хозяйство, по адресу: адрес.
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с землеустроительным делом по инвентаризации земель адресадрес Республики Башкортостан, ФИО2 является землепользователем участка с кадастровым номером адрес целевое назначение – личное подсобное хозяйство. В соответствии с пунктами 1, 2, 6 постановления главы администрации адресадрес Республики Башкортостан от дата№... постановлено: согласовать представленные материалы инвентаризации земель (пункт 1); считать закрепленными фактически используемые земельные участки (пункт 3); принять площади земельных участков у граждан, не имеющих правоудостоверяющих документов (пункт 4); просить администрацию адрес утвердить материалы инвентаризации земель адрес (пункт 6). Постановлением главы адрес от дата№... постановлено: утвердить материалы инвентаризации земель населенного пункта адрес сельского ФИО1адрес, выполненные институтом ... (пункт 1); принять сведения по землепользователям без оформленных документов (пункт 3). На основании вышеуказанных документов сведения о земельных участках и их землепользователях внесены в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) и являются ранее учтенными землями.
Таким образом, до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением главы администрации адрес Республики Башкортостан от дата№... и постановлением главы адрес от дата№... ФИО2 предоставлен земельный участок площадью адрес под личное подобное хозяйство с кадастровым номером адрес. Согласно сведениям Росреестра, ограничений предоставления в частную собственность земельного участка с кадастровым номером адрес не установлено. Администрация сельского поселения адресадрес Республики Башкортостан признает, что ФИО2 принадлежит земельный участок с кадастровым номером адрес, на данном земельном участке запрещений (арестов) не имеется, задолженности по налогам не числится.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2018 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО15 к Администрации муниципального района Уфимский район РБ о признании права собственности на земельный участок отказать.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщала. В связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося истца.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением главы администрации адрес Совета адрес Республики Башкортостан №... от дата постановлено: согласовать представленные материалы инвентаризации земель (пункт 1); предоставить гражданам и юридическим лицам земельные участки площадь, которых больше, чем предоставлено по документам, в собственность, владение, пользование, аренду (пункт 2); считать закрепленными фактически используемые земельные участки, площадь которых меньше, чем предоставлено по документам в собственность, владение, пользование, аренду (пункт 3); принять площади земельных участков у граждан, не имеющих правоудостоверяющих документов (пункт 4); рекомендовать землепользователям уточнить и получить документы, удостоверяющие право собственности, владения, пользования, аренды на землю в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству и зарегистрировать их в установленном порядке (пункт 5); просить администрацию адрес утвердить материалы инвентаризации земель адрес (пункт 6).
Как следует из землеустроительного дела по инвентаризации земель адрес сельского Совета адрес Республики Башкортостан, списка собственников, землепользователей, землевладельцев без оформленных документов или с просроченными на то правами, включая самовольный захват участка адресадрес, адрес Совет, адрес, Республики Башкортостан (приложение №2), ФИО2 являлась землепользователем земельного участка площадью 1460 кв. м без оформленных документов.
Постановлением главы адрес№... от дата утверждены материалы инвентаризации земель населенных пунктов адрес, адресадрес, выполненные институтом ФИО16 (пункт 1); приняты сведения о расхождении фактически занимаемых площадей земельных участков физических и юридических лиц с данными правоудостоверяющих документов, согласно приложению № 1, 2 (пункт 2); приняты сведения по землепользователям без оформленных правоудостоверяющих документов согласно приложению № 3 (пункт 3); утверждены площади земель в границах населенных пунктов согласно приложению № 4 (пункт 4).
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от дата, земельный участок с кадастровым номером адрес категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес, адресадрес, поставлен на кадастровый учет дата Сведения о правообладателе отсутствуют.
Согласно ответу Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по адрес от дата сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером адрес внесены в ЕГРН (кадастр недвижимости) дата на основании перечня ранее учтенных земельных участков, составленного в виде списка землепользователей в границах кадастрового квартала адрес, утвержденного председателем Уфимского райкомзема ФИО10. Согласно вышеназванному Перечню землепользователем является ФИО2
Как следует из декларации о факте использования земельного участка на территории адрес от дата ФИО2 использовала земельные участки: с кадастровым номером адрес, расположенный по адрес, земли жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства; с кадастровым номером адрес, расположенный по адрес, земли с/х использования, для ведения личного подсобного хозяйства, на основании похозяйственных книг. В заявлении просила оформить в собственность земельный участок с кадастровым номером адрес в связи с уточнением границ и площади земельного участка.
Согласно ответу администрации сельского поселения ФИО17 муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№..., в похозяйственных книгах администрации сельского поселения ФИО18 отсутствует запись о принадлежности ФИО2, кому-либо из членов ее семьи земельного участка с кадастровым номером адрес по адресу: адрес. В выдаче правоустанавливающего документа на вышеуказанный земельный участок в виде выписки их похозяйственной книги отказано.
Согласно похозяйственной книге №... администрации сельского поселения ФИО19 на 1997 – 2001 года адрес хозяйства ФИО2 адресадресадрес), земля, находящаяся в пользовании на 2001 г. – 0,0982 га, далее записи: в собственности – 0,0982 га и в пользовании – 1460. Земельный участок по адресу: адрес, адресадрес, имеет кадастровый №...... разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что соответствует записям в похозяйственной книге, где главой хозяйства указана ФИО2, и в отношении которого дата она подала заявление об оформлении участка в собственность с уточнением границ и площади земельного участка (л.д. ...).
На спорном земельном участке с кадастровым номером №... по адресу: адрес, каких-либо объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности ФИО2, не имеется. Согласно пояснениям ФИО2 в суде первой инстанции (л.д. №...) на земельном участке с кадастровым номером №... у нее имеется погреб и гусятник, земельный участок используется под посадку картофеля, что также подтверждено допрошенными судом свидетелями. Как усматривается из плана земельных участков (л.д. №...), земельный участок с кадастровым номером №...№... расположен на значительном отдалении от земельного участка с кадастровым номером №... в совокупности площадь земельных участков составляет №....
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции, оценивая вышеприведенные и представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что документов, устанавливающих или удостоверяющих права истца на земельный участок, прямо указанных в абзаце 2 пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подтверждающих оформление прав на спорный земельный участок с кадастровым номером №... для целей ведения личного подсобного хозяйства, площадью №.... м, в соответствии с действующим на тот момент земельным законодательством, истцом в материалы дела представлено не было; сам факт использования истицей земельного участка и утвержденные материалы инвентаризации не могут являться правовым основанием для признания за ФИО2 права собственности на спорный земельный участок, поскольку до введения в силу Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок за истицей не закреплен, для ведения личного подсобного хозяйства либо для иных целей на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования не выделялся, отсутствует соответствующее решение о предоставлении истице данного земельного участка.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 70, 64, 80 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. (в редакции, действовавшей до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации), все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находились в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов; земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией; земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставлялись местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.
Статьей 35 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. было установлено, что заявления граждан о предоставлении земельных участков рассматриваются местными Советами народных депутатов в месячный срок.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33- 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ) поселковая, сельская администрация предоставляет в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки в пределах черты поселка, сельского совета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Как было предусмотрено пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратившего силу с 1 января 2009 г. в связи с принятием Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной применительно к настоящему случаю Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, основанием для возникновения права на земельные участки, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с приведенными выше правовыми актами, действовавшими в спорный период, являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом - свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.
Судебная коллегия находит, что доказательств, удовлетворяющих требованиям закона об относимости и допустимости (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), которые бы подтверждали, что в 2001 г., до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО2 обращалась в администрацию ФИО20ФИО1адрес Республики Башкортостан или адрес с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №... для использования в целях личного подсобного хозяйства и что указанные администрации принимали решение о его предоставлении, в деле не имеется.
Исходя из вышеприведенного, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции, что материалы инвентаризации и фактическое использование ФИО2 земельного участка с кадастровым номером №... м, в отсутствие правового акта, подтверждающего предоставление местной администрацией земельного участка ФИО2 для ведения личного подсобного хозяйства в 2001 г. до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, правового значения для дела не имеют и не указывают о возникновения у истца права собственности на спорный земельный участок, также принимая во внимание, что в постановлении №... от дата администрации ФИО21ФИО1адрес Республики Башкортостан было рекомендовано землепользователям уточнить и получить документы, удостоверяющие право собственности, владения, пользования, аренды на землю в районном комитете по земельным ресурсам и землеустройству и зарегистрировать их в установленном порядке. Указание в пункте 2 названного постановления о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, площадь которых больше, чем представлено по документам в собственность, владение, пользование, аренду не позволяет сделать вывод о принятии сельской администрацией решения о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером №... в собственности ФИО2, в совокупности с обращением последней при проведении инвентаризации земель о предоставлении другого земельного участка с кадастровым номером №... и согласованием границ именно этого земельного участка, площадь которого по декларации о факте использования земельного участка по сведения похозяйственной книги составляла №...
По вышеизложенным мотивам судебной коллегией признаются несостоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что постановления №... от дата и №... от дата являются документами, удостоверяющими право на землю в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», так как в силу вышеприведенных правовых норм таким документом может являться только решение местной администрации о предоставлении земельного участка, а подтверждающим это право документом - свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Таковые у истца отсутствуют и, что не оспаривалось стороной истца, не выдавались.
Суждения апелляционной жалобы о том, что поданную при инвентаризации земель ФИО2 декларацию следует оцениваться как заявление истца о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером №... на каком-либо праве, противоречат содержанию самой декларации, в котором имеется заявление ФИО2 о предоставлении в собственность только земельного участка с кадастровым номером №...
Доводы апелляционной жалобы о том, что основанием для закрепления земельных участков за землепользователями является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»; и тот факт, что ранее учтенный объект недвижимости подлежит передаче в собственность, основаны на неверном толковании норм права подателем жалобы.
В соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации земель, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 659, и утратившим силу с 1 марта 2015 г., инвентаризация земель проводилась во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 480 «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей (пункт 1 Положения).
При проведении инвентаризации выявляются: соответствие документов, удостоверяющих права юридических лиц на землю, фактически используемым земельным участкам; неиспользуемые либо используемые не по целевому назначению земельные участки. В ходе инвентаризации земель устанавливаются их местоположение, площадь, качественное состояние, а также причины, приведшие к выявленным изменениям состояния земель (пункт 4 Положения).
Утвержденные материалы инвентаризации земель являются основанием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию (пункт 8 Положения).
Таким образом, сама по себе инвентаризация земель и утвержденные ее результаты не предусмотрена законодателем в качестве правоустанавливающего документа гражданина на земельный участок.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце третьем пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством, которым не предусмотрено возникновение права собственности на земельный участок, в связи с тем, что он является ранее учтенным.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО2 оплачивает налог за земельный участок, является несостоятельным, поскольку закон не связывает возникновение прав на землю с оплатой налогов, как и с фактом пользования земельным участком.
При таких данных решение суда по данному гражданскому делу следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального законодательства судом не допущено.
Апелляционная жалоба является несостоятельной и удовлетворению не подлежит. Оснований для отмены решения суда по ее доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 4 октября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ФИО11