Председательствующий по делу Дело № 33-2531-2014
судья Булгаков А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Кулаковой О.К.
Судей краевого суда Погореловой Е.А., Усольцевой С.Ю.
при секретаре Поляковой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 01 июля 2014 года гражданское дело по искам ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Ононский район» о взыскании неначисленной и невыплаченной заработной платы, понуждении производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, с начислением районного коэффициента и процентной надбавки свыше минимального размера оплаты труда
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края ФИО2
на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2014 года, которым постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ за период с <Дата> по <Дата> в размере <данные изъяты> руб.
Обязать администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа», в соответствии с установленным порядком финансирования.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» начиная с 1 марта 2014 года производить начисление заработной платы ФИО1 при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, с начислением к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы свыше минимального размера оплаты труда.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Усольцевой С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с вышеназванными иском, ссылаясь на следующее. Истец работает в МБОУ «Усть-Борзинская ООШ» сторожем, по совместительству рабочим по обслуживанию здания. Заработная плата истца состоит из оклада, районного коэффициента, процентной надбавки за непрерывный стаж работы, доплаты до МРОТ. Считает, что включение компенсационных выплат, районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает их трудовые права.
Просил взыскать с ответчика неначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <Дата> по <Дата> в сумме <данные изъяты> руб.: за работу рабочего <данные изъяты> руб., за работу сторожа <данные изъяты> руб. Обязать ответчика, начиная с 1 марта 2014 года, производить начисления и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Определением суда от 14 марта 2014 года гражданские дела по искам были соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением суда от 14 марта 2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Определением суда от 14 апреля 2014 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Судом постановлено указанное выше решение.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края ФИО2 просит решение отменить в части привлечения Министерства финансов Забайкальского края к ответственности по обязательствам МБОУ «Усть-Борзинская ООШ». Суть жалобы сводится к тому, что Министерство финансов края не является ответчиком по данному делу в силу того, что не отвечает по обязательствам бюджетного общеобразовательного учреждения, указанный финансовый орган организует исполнение бюджета. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования осуществляется путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда. Субвенции в утвержденных объемах направлены в бюджет муниципального района «Ононский район», бюджет Забайкальского края на 2013 год исполнен. Фонд оплаты труда на 2014 год бюджетным законодательством утвержден, средства бюджета перечисляются в рабочем, плановом порядке финансовым органом Министерству образования, науки и молодежной политики края в соответствии с заявками последнего. Фактов недофинансирования из бюджета края не установлено, что и не было предметом иска по данному делу. Распределение средств субвенций между получателями, а также определение порядка их расходования осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, Министерство финансов края в этом участия не принимает. Главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство образования, науки и молодежной политики края, который и отвечает от имени субъекта по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. В резолютивной части решения отсутствует указание на источник финансирования – средства бюджета Забайкальского края.
В судебное заседание не явились участники разбирательства: истец и ответчики, уведомленные надлежаще о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, не просившие об отложении, не заявившие суду об уважительности причин неявки, что позволило судебной коллегии в силу ч.ч.3, 4 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прийти к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Истец работает в МБОУ «Усть-Борзинская ООШ» <данные изъяты>, по совместительству рабочим по обслуживанию зданий. На должностной оклад ФИО1 начисляется надбавка за непрерывный стаж работы – 30% и районный коэффициент – 40%.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст.ст.20, 129, 133, 133.1, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для частичного удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем нарушены трудовые права истцов при начислении и выплате заработной платы.
Правомерны выводы суда о необходимости исчисления оплаты труда истцам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, начисленных на заработную плату, составляющую не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
В то же время, в жалобе обоснованно указано на то, что Министерство финансов края, как финансовый орган субъекта, не отвечает по обязательствам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в части формирования фонда оплаты труда, выплаты заработной платы работникам в установленным законодательством порядке. Приведенные доводы жалобы заслуживают внимания судебной коллегии.
По Положению, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края 25 февраля 2014 года №93, Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по предоставлению государственных услуг, функции по контролю в пределах установленных полномочий. Министерство является финансовым органом края.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Министерство выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если в соответствии с действующим законодательством эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (п.9.9. Положения).
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп.4, 5 п.1 ст.158).
В соответствии с п.9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года №186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
Следовательно, Министерство образования, науки и молодежной политики края – главный распорядитель бюджетных средств, направленных для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года №608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 3 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года №612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В соответствии с п.3 Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года №36 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2013 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях» предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2013 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 20 января 2014 №6 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» Министерство финансов Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения сводной заявки на финансирование субвенций перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Из вышеизложенного следует, что Министерство финансов края не является органом исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников бюджетных общеобразовательных учреждений. Указанное позволяет прийти к выводу о том, что Министерство финансов края надлежащим ответчиком по делу не является.
Надлежащим ответчиком в рассматриваемых правоотношениях является Министерство образования, науки и молодежной политики края, как главный распорядитель средств бюджета и уполномоченный орган исполнительной власти, участвующий в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и финансированию в этой части.
Поэтому решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство финансов Забайкальского края обязанности по финансированию муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты сумм заработной платы истцам в случае их недостаточности подлежит изменению, такое указание – исключению из судебного акта.
Кроме того, в силу ч.2 ст.327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В силу п.2 ст.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации настоящий кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса и в соответствии со ст.9 Кодекса муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз.3 п.1 ст.86 БК Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз.3 п.1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст.140 настоящего Кодекса (п.3 ст.86 БК Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенные нормы об исполнении расходных обязательств муниципального образования и полномочиях главного распорядителя бюджетных средств – Министерства образования, науки и молодежной политики края для определенности при исполнении решения суда следует уточнить, что Администрация муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края несут обязанность по финансированию бюджетного общеобразовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
В этой части решение суда судебной коллегией дополняется в соответствии с п.4 ч.1 ст.330 ГПК Российской Федерации в связи с неправильным применением норм материального права о финансировании фонда оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений.
В остальной части решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения при отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ононского районного суда Забайкальского края от 17 апреля 2014 года изменить в части.
Исключить из решения суда вывод о возложении обязанности на Министерство финансов Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у муниципального бюджетного образовательного учреждения «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа».
Обязать Администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Борзинская основная общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты заработной платы истцу в случае их недостаточности за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи