Судья Сухорукова Л.В. Дело № 33-2535 (2014)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Корженкова В.М.,
Фроловой И.М.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июля 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционным жалобам представителя Брянской городской администрации Г., Д., представителя М. – Ж. и апелляционному представлению старшего помощника Брянского природоохранного прокурора Б. на решение Советского районного суда г.Брянска от 05 мая 2014 года по заявлению Брянского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Брянской городской администрации, Управления имущественных отношений Брянской области по исполнению требований лесного законодательства и возложении обязанности на Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных отношений Брянской области по исполнению требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Брянской городской администрации по исполнению требований лесного законодательства в отношении лесных участков, расположенных в пределах городской черты гор. Брянска.
В обоснование заявления указал, что в пределах городской черты г. Брянска на территории четырех районов расположены городские леса общей площадью 1043 га. Решением Брянского горисполкома от 10.11.1985 года № 722 лесные участки, расположенные на территории города Брянска, объединены в городское лесничество, которое входит в структуру МУП «Специализированное предприятие по вопросам похоронного дела г. Брянска».
В нарушение требований ст. 41 Конституции РФ, п. 32 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. ст. 19, 84, 98 Лесного кодекса РФ, муниципальный контроль и лесной надзор в отношении городских лесов органами местного самоуправления не организован. Право собственности на лесные участки, расположенные на территории города, не оформлено. Границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет лесные земельные участки не поставлены, лесохозяйственный регламент городского лесничества не разработан и не утвержден.
В связи с чем прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации города Брянска по исполнению требований лесного законодательства. Обязать Брянскую городскую администрацию: оформить право собственности на лесные участки, на которых расположены городские леса; поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса; организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов; разработать и утвердить в установленном законом порядке лесохозяйственный регламент городского лесничества.
05.02.2014 года в судебном заседании представитель Брянского природоохранного прокурора старший помощник Брянского природоохранного прокурора В. уточнила заявленные требования и просила суд на основании «Проекта организации и ведения лесного хозяйства городских лесов города Брянска» 2003 года, в связи с частично проведенным в 2011-2013 годах кадастровым учетом земельных участков, занятых городскими лесами, обязать: Управление имущественных отношений Брянской области поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса, а именно: Рощу «Соловьи» площадью 258,9198 га; урочище «Заставище» - 84,1483 га; урочище «Ивановская дача» - 34,7362 га; урочище «Деснянский лесопарк» -72,4051 га; урочище «Голубочка» - 11,8714 га; Лесные культуры у зеленхоза - 60 га; Роща «Комсомольская» - 112,601 га; урочище «Снежка» - 25,7915 га; урочище «Десна» - 133 га; обязать Брянскую городскую администрацию организовать муниципальный контроль в отношении лесных участков, расположенных в пределах городской черты гор. Брянска; разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городского лесничества; оформить право собственности на земельные участки, на которых расположены городские леса.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 05 мая 2014 года заявление Брянского природоохранного прокурора о признании незаконным бездействия Брянской городской администрации, Управления имущественных отношений Брянской области по исполнению требований лесного законодательства и возложении обязанности на Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных отношений Брянской области по исполнению требований лесного законодательства, удовлетворены частично.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию разработать и утвердить в установленном порядке Лесоустроительный регламент городского лесничества, оформить право муниципальной собственности на земельные участки, на которых расположены городские леса.
В остальной части требований отказано.
В апелляционном представлении старший помощник Брянского природоохранного прокурора Б. просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований об обязании Управления имущественных отношений Брянской области поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, на которых расположены городские леса, указывая на несогласие с выводом суда о том, что все городские леса поставлены на кадастровый учет.
Также указывает, что прокурором не заявлялись исковые требования по земельным участкам: левобережье реки «Десна» район литейного моста, кадастровый номер 32:28:0000000:4761 площадью 135883+/-6451 кв.м. и левобережье реки «десна» район литейного моста, кадастровый номер 32:28:0000000:4811 площадью 596170+/-270 кв.м. Таким образом, по мнению помощника прокурора, суд первой инстанции вышел за пределы исковых требований.
Выражает несогласие с выводом суда о бездействии прокуратуры по обжалованию выделения земельных участков городского леса под жилую застройку и иные цели.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации Г. просит об отмене решения суда, указывая, что в настоящее время Управлением имущественных отношений Брянской области передан 21 земельный участок с разрешенным использованием под городские леса, в соответствии с действующим законодательством МО город Брянск оформило на них право муниципальной собственности. Других земельных участков с городскими лесами МО город Брянск не передавалось, поэтому не понятно какие земельные участки необходимо оформить право муниципальной собственности. Суд обязал Брянскую городскую администрацию разработать и утвердить Лесоустроительный регламент городского лесничества, однако не учел, что Брянская городская администрация не имеет полномочий на утверждение Лесоустроительного регламента, данные вопросы отнесены к компетенции городского Совета народных депутатов.
В апелляционной жалобе Д. просит об отмене решения суда, считая его необоснованным и незаконным. Указывает, что суд дал неверную оценку тому, что все городские леса на территории г.Брянска относятся к землям особо охраняемых территорий, потому что суд применил нормы градостроительного, а не земельного, лесного и природоохранного законодательства. Судом не учтены требования Водного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов, не допускающих использование пойменных территорий и находящихся на них лесов для застройки.
Судом не исследованы все обстоятельства появления множества отдельных участков на территории единого участка конкретного городского леса.
Обращает внимание, что после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. У органов местного самоуправления нет полномочий на ликвидацию городских лесов. Изменять разрешенный вид использования земельных участков Управление имущественных отношений не имеет права.
В апелляционной жалобе представитель М. – Ж. просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что невыполнение администрацией Брянского городского округа обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по отношению к городским лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха граждан и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Брянского городского округа и других на благоприятную окружающую природную среду.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения ст. помощника прокурора Брянской природоохранной прокуратуры В., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Брянской городской администрации, по доверенности, Г., Д., представителя М., по доверенности, Ж., поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации З., поддержавшей доводы апелляционной жалобы представителя Брянской городской администрации, возражения представителя Управления имущественных отношений Брянской области К., представителя ООО «Дар-строй» Л., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и представления старшего помощника Брянского природоохранного прокурора Б., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное пространство.
До вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации 29.01.1997 года, городские леса, расположенные на землях поселений, были отнесены к лесному фонду Российской Федерации, являлись государственной собственностью. Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы, к которым были отнесены городские леса, в силу ст. 22 Основ лесного законодательства от 06.03.1993 года, осуществлялся в исключительных случаях с разрешения Правительства Российской Федерации. После введения в действие Лесного кодекса РФ 1997 г., городские леса исключены из лесного фонда, отнесены к лесам, расположенным на землях городских поселений не входящих в лесной фонд (земли городских поселений).
В силу положений Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 года (введенного в действие с 01 января 2007 года) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Городские леса относятся к категории защитных лесов (часть 1 статьи 6, п.п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса РФ), то есть их сохранение касается неопределенного круга лиц, которые проживают или будут проживать и находиться, хотя бы и временно, на территории указанного муниципального образования.
В соответствии со ст.ст. 7, 67, 69, 92 Лесного Кодекса РФ лесным участком является земельный участок с границами, установленными в соответствии с Порядком проведения лесоустройства, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка. Постановка на государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п.19 ч. 1 ст.14, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения; использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения и городского округа; осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Одним из основных принципов в области лесных отношений, закрепленных п.п. 1, 2, 6 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации является устойчивое управление лесами, обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Статьями 19, 84 и 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков.
На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальный районов, городских округов, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ также определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые создаются на территории поселений, на которых расположены городские леса. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Порядок проведения лесоустройства определен Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», согласно п. 5 которой проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Основой правоотношений, регулируемых Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утвержденными решением Брянского Горсовета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991, является зонирование - деление территории в границах городской черты на зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон. Леса, лесопарки, урочища на территории гор. Брянска включены в природно-рекреационные зоны и зоны природных территорий с особым режимом использования.
Собственность на указанные лесные участки, не разграничена.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Брянской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - г. Брянска» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Брянской области - гор. Брянске, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Брянской области, определяемым Губернатором Брянской области.
В соответствии с постановлением администрации Брянской области от 30.10.2006г. № 641 на Управление имущественных отношений Брянской области возложена обязанность по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории административного центра Брянской области - гор. Брянска.
Таким образом, по мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции о том, что Управление имущественных отношений Брянской области осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, являются правильными.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением администрации Брянской области от 30 октября 2006 г. N 641, предметом распоряжения являются сформированные земельные участки, прошедшие кадастровый учет (п. 1.8).
Ч.3 ст. 12, ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрена идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета. Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является кадастровый паспорт данного объекта недвижимого имущества.
Судом установлено, что Решением Брянского облисполкома от 01.06.1961г. № 333 был утвержден Список объектов живой и неживой природы по Брянской области, подлежащих сохранению как памятники природы, в состав которых включались, в т.ч. расположенные на территории г.Брянска роща «Соловьи» 158 га, «Комсомольская роща» 96 га, Роща «Лесные сараи» 5,0 га, озеро «Круглое» 8,5 га (л.д. 149-164 т. 4).
Решением Брянского Горисполкома от 27.04.1979 года № 309 утверждена окружная граница и площади участков городских лесов рекреационного назначения общей площадью 603 га, в том числе: Урочище «Заставище» 83,3 га; «Ивановская дача» 42,0 га; «Деснянский лесопарк» 136,1 га; Урочище «Голубочка» 13,2 га; Лесные культуры от Октябрьского моста до зеленхоза 57,2 га; Роща «Комсомольская» 118,0 га (л.д. 184 т. 2).
Решением Брянского горисполкома от 10.11.1985г. № 722 лесные участки, расположенные на территории г. Брянска были объединены в городское лесничество, входившее в структуру МУП «Специализированное предприятие по вопросам похоронного дела г. Брянска» (л.д. 27-43 т. 1).
МУП «Комбинат ритуальных услуг населению г. Брянска» в 2002 году был разработан план лесонасаждений городского лесничества (лесоустройство 2002 года) общей площадью 1034 кв.м (л.д. 186-195 т. 3).
Согласно Проекта организации и ведения лесного хозяйства городских лесов города Брянска 2003 года, разработанного ГУП «Западное государственное лесоустроительное предприятие» (л.д. 9-65 т. 1) лесной фонд по лесоустройству (1979 года) в пределах городской черты гор. Брянска на территориях четырех городских районов, занимал общую площадь 1034 га, в состав которого входили, в том числе спорные участки: роща «Соловьи» -в Советском районе - 123 га, в Володарском районе - 152 га, общей площадью 275 га; урочище «Заставище» в Бежицком районе - 89 га; урочище «Ивановская дача» в Бежицком районе - 45 га; урочище «Деснянский лесопарк» в Бежицком районе - 132 га; урочище «Голубочка» в Володарском районе - 13 га; урочище «Лесные культуры у зеленхоза» в Советском районе - 60 га; роща Комсомольская в Советском районе - 116 га; урочище «Снежка» в Фокинском районе - 40 га; урочище «Десна» в Фокинском районе - 133 га.
С 1979 года до 2011 год межевание и постановка на государственный кадастровый учет городских лесов не производились, изменения в Проект лесоустройства и лесоустроительное дело не вносились. Указанные документы по Проекту организации лесного хозяйства на территории г. Брянска в установленном законом порядке органами государственной власти и органами местного самоуправления не утверждались.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утвержденными решением Брянского Горсовета народных депутатов от 28.05.2008 г. № 991, были установлены следующие территориальные зоны фактического использования спорных земельных участков, занятых лесами:
Роща «Соловьи» в Советском районе (123 га), в Володарском районе (152 га), общей площадью 275 га, - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); урочище «Заставище» в Бежицком районе - 45 га - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); урочище «Деснянский лесопарк» в Бежицком районе 132 га - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0), зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше) (Ж1); урочище «Голубочка» в Володарском районе 13 га - зона высших и средних специальных учебных заведений (ОД5), зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); Урочище «Лесные культуры у зеленхоза» в Советском районе 60 га - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0), зона многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4 этажей и выше) (Ж1); роща «Комсомольская» в Советском районе 116 га - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0); урочище «Десна» в Фокинском районе (133 га) - зона природных территорий с особым режимом использования (Р0). Земельный участок роща «Соловьи», земельный участок урочище «Десна», покрытые лесом на указанных площадях находятся в областной собственности. На всю площадь рощи «Соловьи» установлен статус Памятник природы - особо охраняемая природная территория Брянской области. Земельные участки урочище «Ивановская дача», урочище «Снежка» отнесены к рекреационной зоне(л.д. 182-194 т. 1).
В 2011г. ООО «Брянскземпроект» в соответствии с муниципальным контрактом произвело межевание городских лесов по состоянию на 2011г.
По результатам межевания 2011 года на кадастровый учет поставлены городские леса, в том числе спорные лесные земельные участки:
урочище Роща Комсомольская, квартал 24, кадастровый номер
32:28:0023303:4, площадью 33990+/-65 кв.м.,
урочище Деснянский лесопарк (массив 2), квартал 8, кадастровый
номер 32:28:0015502:55, площадью 83614+/-101 кв.м.,
урочище Деснянский лесопарк, квартал 10, кадастровый номер
32:28:0030205:6, площадью 310693+/-195 кв.м.,
урочище Заставище, квартал 3,4, кадастровый номер 32:28:0012001:61
площадью 9589+/-34 кв.м.,
урочище Заставище, квартал 3,4, кадастровый номер 32:28:0011701:31, площадью 1222+/-12 кв.м. (л.д. 50-53, 68-71, 76-77 т. 3).
В 2013 - 2014 годах по результатам межевания, проведенного на основании государственного контракта филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Заплеспроект», на кадастровый учет поставлены городские леса, в том числе спорные лесные земельные участки:
Урочище «Снежка» кв.24, кадастровый номер 32:28:0000000:4803, площадью 21588+/-51 кв.м.
Урочище «Соловьи» кв. 8,9, кадастровый номер 32:28:0000000:4805 площадью 155371+/-138 кв.м.
Урочище «Снежка» кв. 24,25, кадастровый номер 32:28:0000000:4806 площадью 47674+/-76 кв.м.
Урочище «Снежка» кв. 29, кадастровый номер 32:28:0000000:4807 площадью 72823+/-94 кв.м.
Урочище «Соловьи» кв. 7, кадастровый номер 32:28:0031003:29, площадью 3177+/-20 кв.м.
Урочище «Ивановская дача» кв. 6, кадастровый номер 32:28:0000000:4808, площадь 21719+/-52 кв.м.
Урочище «Голубочка» кв. 15, кадастровый номер 32:28:0000000:4809, площадь 11286+/-37 кв.м.
Урочище «Соловьи» кв. 6, кадастровый номер 32:28:0030721:5, площадь 2254+/-17 кв.м.
Урочище «Ивановская дача» кв. 5, кадастровый номер 7, кадастровый номер 32:28:0000000:4810 площадь 80919+/-100 кв.м.
Урочище «Деснянский лесопарк» кв. 7, кадастровый номер 32:28:0015501:2373, площадь 29097+/-60 кв.м.
«Деснянский лесопарк» кв. 9, кадастровый номер 32:28:0015301:38 площадь 50961+/-79 кв.м.
Урочище «Заставище» кв. 1, кадастровый номер 32:00:0000000:195, площадь 30407+/-61 кв.м.
Урочище «Деснянский лесопарк» кв. 10, кадастровый номер 32:28:0000000:4814 площадь 60478+/-86 кв.м.
Урочище «Деснянский лесопарк» кв. 10, кадастровый номер 32:28:0030205:13 площадь 61113+/-87 кв.м.
Урочище «Голубочка» кв. 15, кадастровый номер 32:28:0000000:4823, площадь 62878+/-88 кв.м (л.д. 93-148 т. 4).
По результатам межевания спорных земельных участков, проведенных ФГУП «Заплеспроект» в рамках государственного контракта в 2013 году, суду представлены заключения кадастрового инженера (л.д. 15-103 т. 5, 41-46 т. 8), согласно которым по сведениям лесоустройства 2002-2003 года и сведениям ФКП Брянской области о территориях, смежных со спорными лесными земельными участками, на данный момент, земельные участки, которые по материалам лесоустройства 2002-2003 года числились как городские леса, поставлены на государственный кадастровый учет как земли иных категорий, в соответствии с зонированием, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Брянск, утвержденными решением Брянского Горсовета народных депутатов от 28.05.2008 г. №991.
В связи с чем, установлены пересечения границ городских лесов по материалам проекта лесоустройства 2002-2003 года, с границами земель иных категорий, согласно следующего перечня.
Урочище «Ивановская дача» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0010501:6, к.н. 32:28:0010501:6, площади пересечения 7601 кв.м и 6656 кв.м, для эксплуатации общежития; с к.н. 32:28:0010501:37 площадь пересечения 13984 кв.м для использования зданий детского сада № 154 «Лебедушка»; с к.н. 32:28:0010501:42 площадь пересечения 17949 кв.м для использования существующих зданий и сооружений; с к.н. 32:28:0010501:44 площадь пересечения 5937 кв.м для использования здания бывшего детского сада; с к.н. 32:28:0010501:95 площадь пересечения 9247 кв.м. для использования здания (бывшее дошкольное образовательное учреждение № 131); с к.н. 32:28:0010202:2 площадь пересечения 15259 кв.м для эксплуатации аэродрома «Бежица»; с к.н. 32:28:0010501:14 площадь пересечения 146618 кв.м для завершения строительства ПТУ №3. Итого площадь пересечения 223251 кв.м.
Урочище «Заставище» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0011702:24 площадь пересечения 4785 кв.м для строительства Православного храма; с к.н. 32:28:0011702:23 площадь пересечения 26641 кв.м. для использования стадиона; с к.н. 32:28:0011702:30 площадь пересечения 22416 кв.м под производственные предприятия, цеха, мастерские, лабораторные корпуса. Итого площадь пересечения 53842 кв.м.
Урочище «Деснянский лесопарк» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0015301:13 площадь пересечения 33488 кв.м для размещения объектов торговли, торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы; с к.н. 32:28:0015502:89 площадь пересечения 103132 кв.м. малые архитектурные формы. Объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; с к.н. 32:02:0400101:25 площадь пересечения 50984 кв.м для комплексного освоения в целях жилищного строительства; с к.н. 32:28:0015502:88 площадь пересечения 87256 кв.м для комплексного освоения в целях жилищного строительства; с к.н. 32:28:0011702:23 площадь пересечения 90061 кв.м. для использования стадиона; с к.н. 32:28:0015301:35 площадью пересечения 61290 кв.м, с к.н. 32:28:0015301:34 площадью пересечения 42155 кв.м для комплексного освоения в целях жилищного строительства; с к.н. 32:28:0015502:48 площадь пересечения 3749 кв.м для организации школьной спортивной зоны с благоустройством береговой территории р. Десна; с к.н. 32:28:0015501:1 площадь пересечения 15903 кв.м для строительства жилого комплекса с офисно-торговыми помещениями; с к.н. 32:28:0015501:8 площадь пересечения 4281 кв.м для строительства жилого дома переменной этажности; с к.н. 32:28:0015501:9 площадь пересечения 7317 кв.м. многоквартирные многоэтажные дома от 4 до 17 этажей. Встроенные помещения учреждений и организаций, размещаемые в жилых многоквартирных домах ниже третьего этажа; с к.н. 32:28:0015501:11 площадь пересечения 3803 кв.м для использования жилого дома; с к.н. 32:28:0015501:12 площадь пересечения 5973 кв.м под строительство жилого дома переменной этажности; с к.н. 32:28:0015501:16 площадь пересечения 3167 кв.м для завершения строительства 14-этажного жилого дома; с к.н. 32:28:0015501:20 площадь пересечения 3838 кв.м для использования жилых и нежилых помещений; с к.н. 32:28:0015501:27 площадь пересечения 6922 кв.м многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей; объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; с к.н. 32:28:0015501:39 площадь пересечения 28143 кв.м для использования существующих зданий и сооружений; с к.н. 32:28:0015501:45 площадь пересечения 13318 кв.м для использования зданий детского сада № 155 «Светлячок»; с к.н. 32:28:0015501:46 площадь пересечения 14655 кв.м для использования зданий детского сада; с к.н. 32:28:0015501:49 площадь пересечения 5335 кв.м, с к.н. 32:28:0015501:50 площадь пересечения 3418 кв.м для разработки и строительства жилого дома; с к.н. 32:28:0015501:58 площадь пересечения 10561 кв.м многофункциональные нежилые здания общей площадью до 15000 кв.м.; торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы общей площадью до 15000 кв.м.; малые архитектурные формы, проезды, тротуары; с к.н. 32:28:0015501:1836 площадь пересечения 8251 кв.м. открытые гостевые (бесплатные) автостоянки для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей; с к.н. 32:28:0015502:49 площадь пересечения 13830 кв.м. основной вид - проезды, тротуары, зеленые насаждения общего пользования; вспомогательный вид - объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры. Итого площадь пересечения 620830 кв.м.
Урочище «Голубочка» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0021307:17 площадь пересечения 22906 кв.м торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные центры) центры и комплексы; с к.н. 32:28:0021307:2 площадь пересечения 7495 кв.м под культовые объекты; с к.н. 32:28:0021307:10 площадь пересечения 8235 кв.м для использования существующих зданий и сооружений; с к.н. 32:28:0021307:16 площадь пересечения 15566 кв.м для эксплуатации объектов гидропарка; с к.н. 32:28:0000000:4730 площадь пересечения 4340 кв.м. многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей. Итого площадь пересечения 58542 кв.м.
Урочище «Лесные культуры у зеленхоза» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0031406:6 площадь пересечения 39090 кв.м основной вид - многоквартирные многоэтажные жилые дома от 4 до 17 этажей; вспомогательный вид - объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры; условно разрешенный вид - отдельно стоящие объекты общественного питания, торговли, обслуживания населения общей площадью до 3000 кв.м; с к.н. 32:28:0031407:6 площадь пересечения 546525 кв.м. под размещение малоэтажной застройки. Итого площадь пересечения 585615 кв.м.
Урочище «Снежка» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32628:0040860:51 площадь пересечения 223065 кв.м для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства.
Урочище «Десна» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0040704:10 площадь пересечения 888160 кв.м для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства; с к.н. 32:28:0040704:9 площадь пересечения 49955, с к.н. 32:28:0040704:6 площадь пересечения 30157 под парки; с к.н. 32:28:0040704:7 площадь пересечения 135806 линейные объекты инженерной инфраструктуры; с к.н. 32:28:0040704:8 площадь пересечения 62659 кв.м для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства. Итого площадь пересечения 1166737 кв.м.
Роща «Соловьи» имеет пересечение с земельными участками иной категории: с к.н. 32:28:0023302:4 площадь пересечения 49189 кв.м, с к.н. 32:28:0023302:14 площадь пересечения 58627 кв.м под линейные объекты инженерной инфраструктуры; с к.н. 32:28:0023302:5 площадь пересечения 52926 кв.м, к.н. 32:28:0023303:2 площадь пересечения 335946 кв.м., с к.н. 32:28:0023202:12 площадь пересечения 460793 кв.м., с к.н. 32:28:0023202:13 площадь пересечения 85108 кв.м для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства. Итого площадь пересечения 1042589 кв.м.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в настоящее время, исходя из предоставленных доказательств по делу, все имеющиеся в городе Брянске земельные участки, занятые лесами, поставлены на кадастровый учет в фактических границах по результатам проведенного межевания в 2011-2013 годах, и в соответствии с зонированием территорий, утв. Правилами землепользования и землеустройства на территории г. Брянска.
Общая площадь земельных участков, занятых городским лесами по отношению к данным лесоустройства 1979 г., 2002 г. 2003 г. уменьшилась за счет площадей вышеуказанных пересечений с землями иных категорий, также поставленных на ГКУ в установленном законом порядке. Изменение целевого использования земель указных категорий произведено в соответствии с зонированием, определенным Правилами землепользования и землеустройства на территории г. Брянска 2008 года.
Следовательно, в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» земельные участки, состоящие на государственном кадастровом учете, не могут быть повторно поставлены на кадастровый учет, без снятия их с первичного ГКУ.
Основной причиной, препятствующей постановке на кадастровый учет спорных земельных участков, занятых городскими лесами в границах и площадях по материалам лесоустройства 2002-2003 годов, являются ограничения Федерального закона ФЗ-№ 221 «О государственном кадастре недвижимости».
Доводы помощника прокурора о наличии не обремененных земельных участков, на территории которых расположены городские леса, судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку суду не предоставлены индивидуализирующие признаки данных участков, с указанием площади и местоположения границ земельного участка.
В связи с чем, оснований для их проверки и оценки применительно к указанным Правилам землепользования и землеустройства на территории г. Брянска и приведенным нормам закона в рамках данного дела, у суда не имеется.
Судом установлено, что Управлением имущественных отношений на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области от 19.12.11 №2905 «О предоставлении Брянской городской администрации в безвозмездное срочное пользование земельных участков с разрешенным использованием: под городскими лесами» все поставленные на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены леса, предоставлены Брянской городской администрации по договорам безвозмездного срочного пользования № 488, №486, №491, №490, №489, №476, №478, №479, №492, №481, №473, №474, №485, №487, 484, №475, №480, №483, №482, №494 от 22 декабря 2011г.
Доказательства передачи Управлением имущественных отношений Брянской области Брянской городской администрации земельных участков для оформления права муниципальной собственности, на которых расположены леса, поставленные на кадастровый учет в 2013-2014 годах, а также доказательства оформления и принятия Лесохозяйственного регламента городского лесничества, Брянской городской администрацией, Управлением имущественных и земельных отношений г. Брянска, суду не представлены.
Таким образом, выводы суда первой инстанции в этой части судебная коллегия полагает обоснованными.
Поскольку требования о необходимости организации муниципального лесного контроля и надзора в отношении лесных участков фактически исполнены Брянской городской администрацией, что подтверждается публикацией в муниципальной газете «Брянск» выпуск 35 (713) от 06.09.2013 года, утвержденного Порядка организации и осуществлении муниципального контроля в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Брянска, то выводы суда об отказе в удовлетворении требований прокурора в этой части являются правильными.
Доводы апелляционных жалоб в части неудовлетворенных исковых требований Брянского природоохранного прокурора не опровергают выводы суда и не имеют правового значения для правильного разрешения настоящего дела.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 05 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы и апелляционное представление без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда М.В.Корженков
И.М.Фролова