Судья Фатхуллина Э.М. Дело № 33-2537/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Булатова П.Г.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
при секретаре Пономаревой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 29 августа 2019 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области на решение Мокроусовского районного суда Курганской области от8 июля 2019 года, которым постановлено:
«Удовлетворить частично заявленные исковые требования ФИО1 к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда.
Признать незаконным распоряжение № от 13.05.2019 г. Администрации Мокроусовского сельсовета о расторжении трудового договора от 10.07.2017 г. с ФИО1 в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Восстановить ФИО1 в должности специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31.05.2019 г., ИНН <***>).
Решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
Взыскать в пользу ФИО1 с Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31.05.2019 г., ИНН <***>) компенсацию морального вреда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В удовлетворении оставшейся части заявленных исковых требований ФИО1 к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31.05.2019 г., ИНН <***>) о взыскании компенсации морального вреда, отказать.».
Заслушав доклад судьи Курганского областного суда Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области о признании распоряжения об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований, с учетом их изменения, указывала, что с 10 июля 2017 года работала в Администрации Мокроусовского сельсовета в качестве специалиста по осуществлению воинского учета. 12 марта 2019 года ей было вручено уведомление о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации на основании п. 1 ч. 1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, в данном уведомлении отсутствовало указание на организацию от чьего имени оно выдано, а также должность, фамилия и подпись должностного лица, его издавшего и вручившего. Распоряжением главы Мокроусовского сельсовета от 13 мая 2019 года № она была уволена в связи с ликвидацией организации по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Полагала увольнение незаконным, поскольку уведомление о предстоящем уведомлении не соответствовало требованиям ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме того, считала, что фактически произошла не ликвидация организации, а ее реорганизация ввиду присоединения двух сельсоветов, поскольку у Мокроусовского сельсовета имеется правопреемник с аналогичным наименованием, функции, права и обязанности которого не изменились, в том числе и в части ведения воинского учета, сокращения численности или штата работников также не произошло, а на ее место был принят другой работник. Указывала, что в нарушение ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации ей не была предложена иная должность, а ее увольнение не было согласовано с военным комиссаром Варгашинского, Белозерского и Мокроусовского районов, как это предусмотрено п. 22 Методических рекомендаций по осуществлению первичного воинского учета в органах местного самоуправления от 11 июля 2017 года. Считала, что поскольку при увольнении ей не была выдана копия распоряжения об увольнении и не выплачено выходное пособие, работодателем были нарушены ее права, предусмотренные ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Действиями работодателя по незаконному увольнению ей был причинен моральный вред, компенсацию которого она оценила в 10000 руб.
Просила признать незаконным и отменить распоряжение главы Мокроусовского сельсовета от 13 мая 2019 года № о ее увольнении в связи с ликвидацией организации, восстановить ее на работе в качестве специалиста по осуществлению воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>), взыскать с Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН<***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>) в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 на измененных исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>) ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН<***> от 2 декабря 2012 года, ИНН <***>) в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН<***>) просит решение суда отменить и принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованных муниципальных образований. Так, согласно решению Мокроусовской сельской Думы от 27 марта 2019 года № 14 «О правопреемстве органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета» Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>) не является правопреемником Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от 2 декабря 2012 года, ИНН <***>) по вопросам трудовых правоотношений, а именно по трудовым договорам, заключенным с лицами, замещающими должности, не относящиеся к муниципальной службе в Администрации Мокроусовского сельсовета. Не оспаривая факт выполнения ФИО1 14 и 15 мая 2019 года должностных обязанностей специалиста по осуществлению первичного воинского учета Администрации Мокроусовского сельсовета, в частности факт принятия документации от специалистов ликвидируемых сельсоветов для дальнейшей их передачи новому специалисту по осуществлению воинского учета, настаивает на том, что данное обстоятельство не свидетельствует о заключении с истцом трудового договора. Обращает внимание, что 14 и 15 мая 2019 года действовала ликвидационная комиссия по ликвидации Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от2 декабря 2012 года, ИНН <***>), которая в силу действующего законодательства Российской Федерации не может выступать в качестве работодателя, поскольку не обладает статусом юридического лица, а Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области зарегистрирована в качестве юридического лица только 31 мая 2019года.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика прокурор, участвовавший в деле, и истец ФИО1 выражают согласие с постановленным решением суда, просят оставить его без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежаще, представитель ответчика Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>) просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иные лица о причинах неявки не уведомили. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с 10 июля 2017 года на основании трудового договора работала в Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от2декабря 2012 года, ИНН <***>) в должности специалиста по осуществлению воинского учета. Работа в указанной должности являлась для истца основной, трудовой договор был заключен на неопределенный срок (п.п. 1.1, 1.3, 1.4 договора). Занимаемая ФИО1 должность к должностям муниципальной службы не относилась.
На основании решения Мокроусовской сельской Думы от 18 февраля 2019 года № 1, в соответствии со ст.ст. 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Курганской области от 31 октября 2018 года № 126 «О преобразовании муниципальных образований Мокроусовский сельсовет, Карпунинский сельсовет и Крепостинский сельсовет, входящих в состав Мокроусовского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» постановлено ликвидировать Администрацию Мокроусовского сельсовета (ОГРН<***> от 2 декабря 2012 года, ИНН <***>) в срок до 30 декабря 2019 года, создать для проведения процедуры ликвидации ликвидационную комиссию, считать ликвидированной Администрацию Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от 2 декабря 2012 года, ИНН <***>) смомента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности.
Решением Мокроусовской сельской Думы от 27 марта 2019 года № 14 учреждено Положение о порядке правопреемства органов местного самоуправления Мокроусовского сельсовета, согласно которому Глава Мокроусовского сельсовета является правопреемником Главы Мороусовского сельсовета, Главы Карпунинского сельсовета, Главы Крепостинского сельсовета в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Курганской области, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, в частности, по вопросам, касающимся прав и обязанностей, вытекающих в соответствии с действующим законодательством о труде и о муниципальной службе из трудовых договоров, заключенных с муниципальными служащими преобразованных муниципальных образований, а также прав и обязанностей, предусмотренных договорами, заключенными уполномоченными должностными лицами Администрациями преобразованных муниципальных образований, с физическими и юридическими лицами (п.п. 5, 6 Положения).
В соответствии с решением Мокроусовской сельской Думы от 30 апреля 2019 года № 24, вступившим в силу со дня его подписания, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством и Уставом Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области, согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2006 года № 131-ФЗ, ст. 32 Устава Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области учреждена Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области в форме муниципального казенного учреждения и наделена правами юридического лица.
Согласно Выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц от 13 июня 2019 года Администрация Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от 2 декабря 2012года, ИНН <***>) находится в стадии ликвидации, а 31 мая 2019 года в него внесена запись о регистрации юридического лица Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН<***>).
В связи с указанными обстоятельствами, 12 марта 2019 года ФИО1 было вручено уведомление о расторжении трудового договора ввиду ликвидации организации на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации с 13 мая 2019 года, что подтверждается ее подписью в уведомлении.
8 мая 2019 года истец обратилась с заявлением к Главе Мокроусовского сельсовета о принятии ее на работу на прежнюю должность специалиста по осуществлению воинского учета. Данное заявление было согласно с военным комиссаром Варгашинского, Белозерского, Мокроусовского районов Курганской области.
Вместе с тем, распоряжением главы Мокроусовского сельсовета о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) от 13 мая 2019 года № истец уволена с должности специалиста по осуществлению воинского учета по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации – в связи с ликвидацией организации, с которым она ознакомлена в тот же день.
Разрешая исковые требования ФИО1, оценив предоставленные доказательства в порядке ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для увольнения истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, признав Администрацию Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>) правопреемником Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от 2 декабря 2012 года, ИНН <***>) по трудовому договору, заключенному с ФИО1 10 июля 2017 года.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда, так как они соответствуют требованиям закона и основаны на обстоятельствах дела, установленных в судебном заседании.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
При отказе работника от продолжения работы в случаях, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 ст. 77 настоящего Кодекса (ч. 6 ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения исков о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми расторгнут в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации), обязанность доказать которое возлагается на ответчика, в частности, является действительное прекращение деятельности организации или индивидуальным предпринимателем. Основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации может служить решение о ликвидации юридического лица, т.е. решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
При этом под правами и обязанностями понимаются не только имущественные правоотношения ликвидируемого юридического лица, но весь комплекс правоотношений, вытекающих из правоспособности этого юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (ч. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность иметь гражданские права и нести обязанности должна быть предусмотрена в учредительном документе юридического лица и соответствовать целям деятельности юридического лица.
В том случае, когда учредитель юридического лица принимает решение о прекращении деятельности одного юридического лица и об образовании другого юридического лица с другим названием, но с аналогичными целями деятельности и правоспособностью, имеет место не ликвидация юридического лица, а реорганизация в форме преобразования (ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии с ч. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Абзацем 10 ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с Законом Курганской области от 31 октября 2018 года № 126 «Опреобразовании муниципальных образований Мокроусовский сельсовет, Карпунинский сельсовет и Крепостинский сельсовет, входящих в состав Мокроусовского района Курганской области, путем их объединения и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (далее Закон Курганской области от 31 октября 2018 года № 126) муниципальные образования Мокроусовский сельсовет, Карпунинский сельсовет и Крепостинский сельсовет, входящие в состав Мокроусовского района Курганской области, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование – Мокроусовский сельсовет Мокроусовского района Курганской области. Днем создания вновь образованного муниципального образования определен день вступления в силу настоящего закона (ст. 4 Закона Курганской области от 31 октября 2018 года № 126).
Проанализировав вышеназванные нормы законодательства, а также решения Мокроусовской сельской Думы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в данном случае имела место не ликвидация исполнительно-распорядительного органа Мокроусовского сельсовета - Администрации Мокроусовского сельсовета (ОГРН<***> от 2 декабря 2012 года, ИНН <***>), а его реорганизация, в результате которой в структуре органов местного самоуправления образовано юридическое лицо Администрация Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019года, ИНН <***>), являющееся правопреемником реорганизованного лица, в том числе по трудовым договорам, заключенным ранее Администрацией с физическими лицами, что исключает возможность применения правовых последствий, связанных с прекращением деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
О том, что Администрация Мокроусовского сельсовета (ОГРН <***> от2декабря 2012 года, ИНН <***>) была преобразована в Администрацию Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН<***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>) свидетельствует также и то, что фактически организационная структура и штат сотрудников нового юридического лица изменений не претерпели, цели, задачи и функции как ранее созданной, так и вновь созданной Администрации не изменились.
Таким образом, учитывая положения ст.ст. 58, 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 75, 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае не имелось оснований для увольнения ФИО1 по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации – в связи с ликвидацией организации, и последняя подлежит восстановлению на работе в прежней должности в Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН <***>).
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено, что истец выразила намерение на продолжение работы в преобразованной Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области (ОГРН <***> от 31 мая 2019 года, ИНН<***>), обратившись 8 мая 2019 года к Главе Администрации с соответствующим заявлением. При этом, ответчиком не предоставлены относимые и допустимые доказательства, опровергающие намерение ФИО1 на продолжение работы в органе местного самоуправления в прежней должности после получения 12 марта 2019 года уведомления об увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы жалобы ответчика относительно приобретения Администрацией Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области статуса юридического лица лишь 31 мая 2019года и незаконности применения в связи с этим положений ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оценивает как не влекущие отмену постановленного судом решения, поскольку приведенные ссылки не опровергают осуществление органом местного самоуправления - Администрацией Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области, учрежденной решением Мокроусовской сельской Думы от 30 апреля 2019 года № 24, какой-либо деятельности, в том числе входящей в круг трудовых обязанностей ФИО1 по воинскому учету на территории сельского поселения.
Статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
В связи с установлением факта нарушения трудовых прав истца как работника со ссылкой на положения ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации судом с ответчика в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 руб. В указанной части решение суда лицами, участвовавшими в деле, не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит постановленное судом первой инстанции решение законным, изложенные в нем выводы основанными на нормах материального права, получивших правильное применение, а также на установленных обстоятельствах, подтвержденных предоставленными в дело доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах оспариваемый судебный акт по доводам апелляционной жалобы ответчика отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 8 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Мокроусовского сельсовета Мокроусовского района Курганской области – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Безносова Е.И.
Булатов П.Г.