Судья Солдатенкова В.Г. Дело № 33-25404/2022
Уникальный идентификатор дела
50RS0020-01-2022-000583-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Рыбкина М.И., Колотовкиной Е.Н.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 августа 2022 г. апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области на решение Коломенского городского суда Московской области от 7 июня 2022 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, указав, что 27 сентября 2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях», как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Решением ответчика № 220000002868/1483726/21 от 24.12.2021г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, засчитано 30 лет 00 месяцев 01 день. Согласно указанному решению в льготный стаж истца не были включены следующие периоды: с 15.08.2003г. по 12.11.2003г. в должности стажера медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6, с 01.08.1987г. по 24.07.1989 г. в должности медицинской сестры урологического отделения Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского включен в подсчет специального стажа в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 06 месяцев, вместо льготного исчисления 1 год работы как 1 год 09 месяцев. ФИО1 считает отказ необоснованным, нарушающим ее пенсионные права, просила суд признать незаконным решение ответчика № 220000002868/1483726/21 от 24.12.2021г., обязать включить в специальный стаж периоды работы с 01.08.1987г. по 24.07.1989 г. в должности медицинской сестры урологического отделения Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 09 месяцев, с 15.08.2003г. по 12.11.2003 г. в должности стажера медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6 в календарном исчислении.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 7 июня 2022 г. постановлено исковые требования ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным Решение ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области № 220000002868/1483726/21 от 24.12.2021г. в части отказа во включении периодов работы. Обязать ответчика ГУ-ГУ ПФР № 8 по г. Москве и Московской области включить в подсчет специального стажа периоды работы: с 01.08.1987г. по 24.07.1989г. - в должности медицинской сестры урологического отделения 3-то Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 09 месяцев; с 15.08.2003г. по 12.11.2003г. - в должности медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6 в календарном исчислении.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое судебное решение.
Представитель истца в заседании судебной коллегии просил решение суда оставить без изменения.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие истца, представителя ответчика, учитывая их надлежащее извещение и отсутствие сведений о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 23 «О судебном решении» от 19.12.2003 г., решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение суда в полной мере не соответствует.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 - за периоды работы с 12.11.2002 по настоящее время.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 27 сентября 2021 года обратилась в Государственное учреждение – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.13г., как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Решением Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области № 220000002868/1483726/21 от 24.12.2021г. ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду того, что право на пенсию у истца возникает с 26.09.2024 г., засчитано документально подтвержденным 30 лет 00 месяцев 01 день.
Пенсионным органом не включен в подсчет специального стажа период работы с 15.08.2003 г. по 12.11.2003 г. в должности стажера медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6, а так же период работы истца с 01.08.1987 г. по 24.07.1989 г. в должности медицинской сестры урологического отделения Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского включен в подсчет специального стажа в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 06 месяцев, вместо льготного исчисления 1 год работы как 1 год 09 месяцев.
Согласно приказу № 207 от 12.08.1987 г. ФИО1 была принята на должность медицинской сестры урологического отделения 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского с 01.08.1987 г. В указанной должности истец проработала по 24.07.1989г. и на основании приказа №196 от 25.07.89г. была уволена в связи с переводом мужа (военнослужащего) к новому месту службы, что подтверждается записями трудовой книжки и архивной справкой.
Ответчиком данный период включен в подсчет льготного стажа в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 06 месяцев.
При этом, согласно справки от 18.01.2022 г., выданной Администрацией городского округа Красногорск, 3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А.А.Вишневского расположен в сельской местности, а именно: Московская область, Красногорский район, поселок Новый.
Согласно Правилам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Таким образом, суд правильно включил в специальный стаж истца (в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 09 месяцев) период работы с 01.08.1987г. по 24.07.1989г. в должности медицинской сестры урологического отделения 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского, поскольку льготное исчисление 1 год работы как 1 год и 6 месяцев ответчиком применено бесспорно, однако не применено дополнительно льготное исчисление за работу в сельской местности.
Судебная коллегия соглашается указанными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что справка Администрации городского округа Красногорск от 18.01.2022 г. основана на постановлении Губернатора Московской области от 14.03.2017 г. № 87-ПГ и не подтверждает расположение 3-го Центрального военного клинического госпиталя им. А.А.Вишневского в сельской местности в период с 01.08.1987г. по 24.07.1989г., является несостоятельным, поскольку указанным постановлением Губернатора Московской области упразднены территориальне единицы Московской области - сельское поселение Ильинское Красногорского района Московской области и сельское поселение Отрадненское Красногорского района Московской области, ранее входившие в их состав сельские населенные пункты (включая пос. Новый) включены в состав сельских населенных пунктов, административно подчиненных городу Красногорск Красногорского района Московской области. Таким образом, постановлением Губернатора Московской области от 14.03.2017 г. № 87-ПГ сельские населенные пункты (включая пос. Новый) не учреждены вновь, их статус не изменен, изменена лишь их административная подчиненность. Следовательно, до издания постановления Губернатора Московской области от 14.03.2017 г. № 87-ПГ пос. Новый, на территории которого расположен 3-й Центральный военный клинический госпиталь им. А.А.Вишневского, также относился к сельской местности.
Вместе с тем судебная коллегия находит решение суда в части включения периодов работы с 15.08.2003 г. по 12.11.2003 г. стажером по должности медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6 в календарном исчислении неправильным.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, предусмотрено, что в специальный стаж включается лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Между тем временный охраняемый объект «Областная спецбольница», открытый на базе ИТК-6 г. Коломны с 01.09.1995 г. на основании приказа начальника ГУВД Московской области от 06.09.1995 г. № 174, к учреждениям здравоохранения для целей специального медицинского стажа в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 не относится.
Кроме того, работа стажером по должности медицинской сестры (согласно трудовой книжке, приказу по личному составу от 21.08.2003 г. № 34 и служебной карточке) не предусмотрена Списком от 29.10.2002 № 781.
В выписке из индивидуального лицевого счета истца отсутствует код льготы медицинского работника за указанный период работы.
Таким образом, работа истца с 15.08.2003г. по 12.11.2003г. стажером по должности медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6 не подлежит включению в специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При таких обстоятельствах решение Коломенского городского суда Московской области от 7 июня 2022 г. в указанной части подлежит отмене с принятием по делу в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении иска ФИО1
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коломенского городского суда Московской области от 7 июня 2022 г. в части включения в специальный стаж ФИО1 периода работы с 15.08.2003г. по 12.11.2003г. стажером по должности медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6 в календарном исчислении отменить.
В отмененной части принять по делу новое решение.
В иске ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы с 15.08.2003г. по 12.11.2003г. стажером по должности медицинской сестры областной больницы для осужденных Учреждения УУ-163/6 в календарном исчислении отказать.
В остальной части решение Коломенского городского суда Московской области от 7 июня 2022 г. оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 8 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи