ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2541/2013 от 28.11.2013 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

                                                                              Апелляционное дело №33-2541/2013                                                                                 Судья Нех Т.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   28 ноября 2013 года                               город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: Кисилевской Т.В.,

судей коллегии: Шошиной А.Н., Бреевой С.С.,

при секретаре Лысовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Новый Уренгой на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2013 года, которым постановлено:

Признать за ФИО1 право пользования жилым помещением -комнатой № в <адрес>, на условиях договора социального найма.

Обязать Администрацию города Новый Уренгой заключить с ФИО1 договор социального найма комнаты № <адрес>.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа                        Шошиной А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Новый Уренгой о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, заключении договора социального найма.

В обоснование иска указал, чтов 1984 году прибыл в г. Новый Уренгой и трудоустроился в качестве слесаря в Управление механизации №8 треста «Уренгойгазстрой».Сразу по приезду ему была предоставлена комната № в <адрес>, где он был зарегистрирован. По причине распада семьи в 1985 году ему была предоставлена комната № в квартире № с подселением, в которой он проживает по настоящее время.Полагает, что был вселен в жилое помещение в установленном порядке, приобрёл право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма, однако, в заключении данного договора ему было отказано.

В судебном заседании истец ФИО1 участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель ФИО2 в судебном заседании иск поддержала.

Представитель администрации города Новый Уренгой - ФИО3 в судебном заседании участия не принимала, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя администрации, просила в иске отказать.

Судом принято решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласна представитель администрации города Новый Уренгой - ФИО4 В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с существенным нарушением норм материального права.

Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (л.д. 74-76), не явились, в связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), одновременно закрепляет соответствующие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жилище, обязывая органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (статья 40).

В соответствии со статьёй 17 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Порядок предоставления жилой площади в общежитиях и пользования ею определялся законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР                   (ч.2 статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР).

В соответствии с п.10 Примерного положения об общежитиях                              (утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1988г. N328)                             (с изменениями от 23 июля 1993 г.) жилая площадь в общежитии предоставлялась рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдавался ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдавался администрации общежития.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что <адрес> составлял ведомственный жилищный фонд, находился на балансе треста «Уренгойгазстрой» и имел специализированный статус общежития.

На основании распоряжения администрации города Новый Уренгой от     20 октября 2004 года №2359-р общежитие по адресу: <адрес>, передано из ведения предприятия в муниципальную собственность.

То обстоятельство, что квартира № в указанном доме была предоставлена истцу в качестве общежития в 1989 году владельцем жилищного фонда, с которым он состоял в трудовых отношениях подтверждается справкой ОАО «Стрела» (до преобразования с 3 ноября 1992 года Управление механизации №8 треста «Уренгогазстрой») о работе ФИО1 в тресте «Уренгойгазстрой» в период с 11 августа 1984 года по 5 февраля 1989 года, открытием на имя истца финансового лицевого счета по оплате жилищно-коммунальных услуг, справкой о проживающих в названной квартире.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В этой связи гражданам, проживающим на момент вступления в силу               статьи 7 Вводного закона в таком жилом помещении, должно передаваться в пользование изолированное жилое помещение в целом и с ними должен заключаться договор социального найма.

Поскольку общежитие по <адрес> было передано в муниципальную собственность, то после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» статус общежития данным жилым домом утрачен в силу закона и граждане, занимающие в этом доме изолированные жилые помещения, имеют право на заключение с ними договора социального найма.

Утверждение представителя администрации о том, что ордер на вселение в общежитие должен был выдаваться муниципалитетом не основано на законе, поскольку, как указывалось выше, ордер на вселение в общежитие выдавался администрацией организации по месту работы лица, которому предоставлено жилое помещение, а не исполнительным комитетом Совета народных депутатов, который впоследствии стали именовать администрацией муниципального образования.

Решение о предоставлении жилого помещения истцу принималось администрацией предприятия, в ведении которого находилось общежитие, и дополнительного согласования с кем-либо не требовалось.

Не основано на законе утверждение представителя администрации о том, что истец обязан был предоставить в судебное заседание ордер на вселение в общежитие, поскольку ордер подлежал сдаче администрации общежития при вселении.

Нельзя признать обоснованным довод о том, что спорное жилое помещение не может являться объектом договора социального найма в силу его признания 23 февраля 1993 года аварийным и подлежащим сносу, поскольку статья 15 Жилищного кодекса РФ и статья 23 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на которые ссылается представитель администрации, содержат запрет на предоставление гражданам жилых помещений, непригодных для проживания, в то время как спор возник в отношении жилого помещения, которое было предоставлено истцу в 1989 году, то есть до признания дома непригодным, что подтверждается справкой работодателя истца (л.д.9).

При таких обстоятельствах и с учётом норм материального права оснований для отмены судебного постановления по доводам кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий (подпись)

Судьи (подписи)

Копия верна: судья        А.Н. Шошина

Секретарь:                  Н.Н. Копейкина