ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2542/2022 от 13.07.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 июля 2022 года по делу № 33-2542/2022 (2-199/2021)

судья Тумурова А.А.

УИД 04RS0021-01-2020-005902-62

поступило 29 июня 2022 года

Апелляционная инстанция Верховного суда Республики Бурятия в составе судьи Кушнаревой И.К., при секретаре Гетмановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО1 на определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2022 года о процессуальном правопреемстве

УСТАНОВИЛА:

решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 1 марта 2021 года частично удовлетворен иск Забайкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Забайкальское МУ Росприроднадзора), на ответчика Правительство Республики Бурятия (далее - Правительство РБ) возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала , с кадастровым номером на площади 1474 кв.м., с координатами:

N51.80316° Е107.504520

N51.80338° Е107.50428°

N51.80359° Е107.50423°

N51.80375° Е107.50415°

N51.80390° Е107.50394°

N51.80416° Е107.50417°

N51.80387° Е107.50426°

N51.80343° Е107.50455°

провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка с кадастровым номером на площади 556,04 кв.м. с координатами:

N51.80375° Е107.50415°

N51.80390° Е107.50394°

N51.80416° Е107.50417°

N51.80387° Е107.50426°.

На ответчика Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала , с кадастровым номером на площади 1474 кв.м., с координатами:

N51.80316° Е107.504520

N51.80338° Е107.50428°

N51.80359° Е107.50423°

N51.80375° Е107.50415°

N51.80390° Е107.50394°

N51.80416° Е107.50417°

N51.80387° Е107.50426°

N51.80343° Е107.50455°

провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка в кадастровом квартале на площади 917,87 кв.м., с координатами:

N51.80316° Е107.504520 N51.80338° Е107.50428° N51.80359° Е107.50423° N51.80343° Е107.50455°

В удовлетворении исковых требований Забайкальского МУ Росприроднадзора к ООО «ЭкоАльянс» отказано.

Решение суда обжаловано в апелляционном порядке и вступило в законную силу 26 мая 2021 года, без изменений.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 октября 2021 года решение суда первой инстанции, апелляционное определение судебной коллегии Верховного суда Республики Бурятия оставлены без изменения.

Срок исполнения решения, установленный судом, истек 26 ноября 2021 года.

Должник Правительство РБ обратилось в суд с заявлением о замене должника Правительства РБ на Администрацию г. Улан-Удэ.

Требование мотивировано тем, что 2 июля 2021 года земельный участок с кадастровым номером , на котором находилась часть несанкционированной свалки, обязанность по ликвидации которой возложена на Правительство РБ, разделен. Под местом скопления мусора образован земельный участок с кадастровым номером площадью 9 213 кв.м., который передан в собственность г. Улан-Удэ под организацию противопожарного проезда к улицам Былинная и Стольная, что предполагает его рекультивацию органом местного самоуправления. Заявитель считает, что переход права собственности на земельный участок, на котором находится свалка, влечет переход обязанности по ликвидации свалки и приведению участка в надлежащее состояние новому собственнику.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя Правительства РБ по доверенности (т. 4 л.д. 8) ФИО2 требование о процессуальном правопреемстве поддержала.

Представитель взыскателя Забайкальского МУ Росприроднадзора по доверенности (т. 4 л.д. 36) ФИО3 полагал, что правопреемство возможно только в части возложенной судом на Правительство РБ обязанности по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Представитель должника Администрации г. Улан-Удэ по доверенности (т. 4 л.д. 99) ФИО1 с требованием о замене должника не согласилась, ссылаясь на то, что передача права собственности на земельный участок не является основанием для правопреемства.

Иные лица, участвующие в деле, ответчик ООО «ЭкоАльянс», третьи лица: Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ», судебный пристав-исполнитель Советского РОСП УФСПП по Республике Бурятия в суд не явились, извещены надлежаще.

Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2022 года заявление Правительства РБ о процессуальном правопреемстве удовлетворено, произведена замена стороны должника Правительства РБ на Администрацию г. Улан-Удэ в части, касающейся возложения на Правительство РБ обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, переместить отходы производства и потребления в санкционированные места размещения отходов с земельного участка с кадастровым номером на площади 556,04 кв.м. по координатам.

В частной жалобе Администрация г. Улан-Удэ просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, указывает, что земельный участок передан г. Улан-Удэ 4 апреля 2022 года для решения вопросов местного значения и должен быть пригодным к использованию, однако Правительство РБ мер к исполнению решения суда не предпринимало, срок исполнения решения суда истек 26 ноября 2021 года, доказательств невозможности исполнения решения суда, в настоящее время заявителем не представлено, возложение обязанности на Администрацию г. Улан-Удэ по ликвидации свалки предполагает несение последней значительных финансовых расходов, которые не были предусмотрены, что нарушает права Администрации г. Улан-Удэ.

В письменных возражениях на частную жалобу представитель Забайкальское МУ Росприроднадзора по доверенности (т 4 л.д. 113) ФИО4 просит постановленное определение оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с ч. 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения сторон.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены определения.

Как следует из ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

Аналогичные положения содержатся в ст. 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

Все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, согласно ч. 2 ст. 44 ГПК РФ обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Исходя из вышеприведенных норм права правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством и допускается на стадии принудительного исполнения судебных актов. Учитывая гражданско-правовой принцип свободы договора, не исключены и иные (помимо цессии и перевода долга) сделки, влекущие перемену лиц в материальных правоотношениях, в том числе, договор купли-продажи.

Исходя из смысла приведенных норм, процессуальное правопреемство происходит в тех случаях, когда права или обязанности одного из субъектов спорного материального правоотношения в силу тех или иных причин переходят другому лицу.

Основой процессуального правопреемства является правопреемство, предусмотренное нормами материального права.

Порядок перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ, передачи имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, момент возникновения права собственности на передаваемое имущество, урегулирован Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон N 122-ФЗ).

Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества. Указанные в ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

В силу абзаца 22 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в данной части решениями.

К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в настоящее время - Закон N 218-ФЗ), в том числе, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям данной статьи (абзац 35 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).

В соответствии с абзацем 30 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ субъект РФ или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Приведенные положения устанавливают порядок перехода права собственность на имущество от одного публичного образования к другому при перераспределении полномочий между органами государственной власти, муниципальных образований.

Передача земельного участка в рассматриваемом случае состоялась в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона Республики Бурятия от 24 февраля 2004 года N 637-III (в действующей редакции от 25 ноября 2016 года) "О передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в иную государственную или муниципальную собственность и приеме объектов иной государственной или муниципальной собственности в государственную собственность Республики Бурятия или собственность муниципальных образований в Республике Бурятия", согласно которому органы государственной власти Республики Бурятия в пределах своей компетенции вправе передавать объекты государственной собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность на безвозмездной основе в целях решения предусмотренных законом вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 9 названного Закона РБ решение о передаче объектов государственной собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность принимает Правительство РБ.

Передача объектов государственной собственности Республики Бурятия в муниципальную собственность осуществляется на основании договора и акта приема-передачи, подписанных уполномоченными представителями органов исполнительной власти Республики Бурятия, муниципального образования. Передача объектов без заключения договора возможна только в случае, специально предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия (ст. 11 Закона РБ)

Охрана земель согласно ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ обязаны проводить мероприятия защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 г. № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

На основании ст. 8 Закона РБ № 1254-IV у Правительства РБ, как собственника земельного участка с кадастровым номером , возникла обязанность по принятию мер к недопущению размещения отходов на своей территории, к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 1 марта 2021 года обязанность по принятию мер к ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером и проведению мероприятий по защите земель от загрязнения отходами с тем, чтобы не нарушались права иных лиц, в данном случае - публичный интерес, возложена на Правительство РБ.

Однако, впоследствии земельный участок с кадастровым номером был разделен, из него образован земельный участок с кадастровым номером , на котором находятся отходы, обязанность по ликвидации которых возложена на Правительство РБ.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости 14 апреля 2022 года произошла смена собственника имущества, право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано за МО городской округ «г. Улан-Удэ» (т. 4 л.д. 41-42).

Согласно распоряжению Мера г. Улан-Удэ от 8 ноября 2021 года № 937-р земельный участок принят на безвозмездной основе из государственной собственности в собственность МО г. Улан-Удэ согласно перечню земельных участков (т. 4 л.д. 11-12).

Данным распоряжением предписано Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ осуществить прием на безвозмездной основе в собственность МО г. Улан-Удэ земельных участков, указанных в перечне, включить участки в реестр муниципальной собственности.

Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит прямой нормы, регламентирующей, на кого обязанность по приведению имущества (в данном случае земельного участка) в надлежащее состояние должна быть возложена в случае его отчуждения. Вместе с тем, из приведенных норм гражданского законодательства в их системной толковании с положениями ст. 44 ГПК РФ следует, что эта обязанность, не осуществленная прежним собственником (владельцем), переходит к новому собственнику - Администрации г. Улан-Удэ.

При этом апелляционная инстанция не усматривает злоупотребление со стороны Правительства РБ.

Доказательств, свидетельствующих о совершении Правительством РБ действий исключительно с намерением причинить вред муниципальному образованию, либо в обход закона с противоправной целью, а также иного заведомо недобросовестного осуществления гражданских прав (злоупотребление правом) в соответствии с ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, в материалах дела не содержится.

Как указано в частной жалобе представителем Администрации г. Улан-Удэ земельный участок с кадастровым номером , образованный из земельного участка с кадастровым номером , передан в собственность Администрации г. Улан-Удэ 4 апреля 2022 года.

На момент передачи участка решение суда от 1 марта 2021 года в установленный судебным актом срок исполнено не было.

Между тем, Администрация г. Улан-Удэ приняла земельный участок в собственность в существующем состоянии, вопрос о ликвидации свалки прежним собственником земельного участка на стадии передачи имущества между сторонами не урегулирован. Доказательств того, что Администрация г. Улан-Удэ принимала меры к решению данного вопроса суду не представлено, равно как и не представлено доказательств того, что безвозмездная передача земельного участка из собственности Правительства РБ в собственность Администрации г. Улан-Удэ была направлена на уклонение Правительства РБ от исполнения судебного акта от 1 марта 2021 года. Согласно письму Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия, адресованного заместителю Министра природных ресурсов и экологии Республики Бурятия от 15 октября 2021 года предложение о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером из собственности Республики Бурятии в собственность МО г. Улан-Удэ поступило от Администрации г. Улан-Удэ 8 октября 2021 года (т. 4 л.д. 13).

При таком положении апелляционная инстанция полагает, что выводы суда первой инстанций требованиям закона не противоречат и доводами частной жалобы не опровергаются, основании для отмены определения суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, апелляционная инстанция

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия И.К. Кушнарева