ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2543/2022 от 19.04.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Вахрушев С.В. Дело (номер)

(1 инст. (номер))

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе

председательствующего судьи Мочегаева Н.П.,

судей Дука Е.А., Ковалёва А.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Янбаевым А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению социальной защиты населения по (адрес), третье лицо ФИО, о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи,

по апелляционной жалобе М. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 01 февраля 2022 года, которым в удовлетворении иска М. отказано,

заслушав доклад судьи Ковалёва А.А., объяснения истца М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, третьего лица ФИО, не возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

М. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что (дата) она обратилась в Управление социальной защиты населения по (адрес) (далее также Управление социальной защиты населения) с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, но получила отказ в виду отсутствия основания для признания семьи многодетной. Истец состоит в браке с ФИО, на воспитании имеется трое несовершеннолетних детей: ФИО1, (дата) года рождения (дочь супруга от первого брака), ФИО2, (дата) года рождения (дочь истца от первого брака), ФИО3, (дата) года рождения (совместный ребенок). Мать ФИО1 умерла в (дата), с указанного времени ребенок проживает с истцом и отцом. Полагает, что при принятии решения ответчиками нарушены права её детей и нормы материального права. Из положений ст. 2 СК РФ, ст. 31 ЖК РФ следует, что к членам семьи относятся, в том числе, и падчерицы, поскольку их воспитанием занимаются супруги, у которых они находятся на иждивении. Доводы, изложенные в письме Департамента социального развития ХМАО - Югры о том, что признание членами семьи падчериц и пасынков производится в судебном порядке, не соответствуют закону. Просила восстановить срок обжалования решения Управления социальной защиты населения от (дата); признать незаконным и отменить решение Департамента социального развития ХМАО - Югры от (дата), решение Управления социальной защиты населения от (дата) об отказе в удовлетворении заявления истца о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец М. ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что судом нарушены нормы материального права. При вынесении решения суд руководствовался понятием многодетная семья, включенное в «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утв. приказом от 30.12.2005 года. С 01.01.2015 года правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 442-ФЗ, где отсутствует определение понятия «многодетная семья». Суд делает ошибочный вывод о том, что законодательством мачехи и отчимы не отнесены к родителям, следовательно пасынки и падчерицы не находятся на их иждивении, при этом не учтено, что факт нахождения на иждивении может подтверждаться установлением иных, помимо наличия кровнородственных отношений, обстоятельств. Закон ХМАО-Югры от 7 июля 2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре» не указывает на возможность исключения из состава многодетной семьи пасынков и падчериц, или отчима и мачехи. Как предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям, так и сама процедура оформления и выдачи удостоверения многодетной семьи, поставлена в зависимость только от совместного проживания членов семьи, зарегистрированных на территории автономного округа. Анализ положения регионального законодательства свидетельствует о том, что дети, являющиеся родными (независимо от того, по отношению к кому из супругов: одному или обоим) включаются в состав многодетной семьи. При установленных судом обстоятельств совместного проживания, ведения общего хозяйства, воспитания, нахождения на иждивении у обоих супругов трех несовершеннолетних детей, дети супругов являющиеся родными одному из них, не могут исключаться из состава многодетной семьи.

Представители ответчиков Департамента социального развития ХМАО - Югры, Управление социальной защиты населения, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда ХМАО - Югры приступила к рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив законность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, М. и ФИО состоят в зарегистрированном браке с (дата), являются родителями несовершеннолетнего ФИО3, (дата) года рождения.

Также у М. имеется дочь ФИО2, (дата) года рождения, отцом которой в актовой записи о рождении ребенка записан ФИО7

У ФИО имеется дочь ФИО1, матерью которого в актовой записи о рождении указана ФИО5, умершая (дата).

М., ФИО и несовершеннолетние ФИО3, ФИО2, ФИО1 зарегистрированы по адресу: (адрес).

(дата) истец М. обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении удостоверения многодетной семьи.

Согласно уведомлению Управления социальной защиты населения об отказе в приеме заявления на предоставление государственной услуги (номер) от (дата)М. сообщено, что её заявление от (дата) и представленные документы не могут быть приняты к рассмотрению о предоставлении удостоверения многодетной семьи, постоянно проживающей на территории ХМАО - Югры, в соответствии с Законом ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре» поскольку семья не относится к многодетной (п. 8 Порядка выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, Приложения 3 к постановлению Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2011 года № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям»).

Письмом Департамента социального развития ХМАО - Югры от (дата)(номер) на обращении истца о несогласии с отказом в выдаче удостоверения многодетной семьи сообщено о том, что статус многодетной семьи автономного округа определяется в отношении одинокого родителя либо семьи в целом, то есть супругов, состоящих в зарегистрированном браке, в котором дети по отношению к обоим родителям должны быть родными, либо находящимися под опекой. Падчерицы и пасынки в состав многодетной семьи не включаются. Совместно с истцом зарегистрированы супруг ФИО, дочь от первого брака ФИО2, (дата) года рождения, дочь супруга истца от первого брака ФИО1, (дата) года рождения, совместный с супругом истца сын ФИО3, (дата) года рождения. Истец и супруг истца являются родителями в отношении двоих детей, в связи с чем право на предоставление удостоверения многодетной семьи отсутствует.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении иска М., суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности и пришел к выводу о том, что истец не обладает правом на признание за ее семьей статуса «Многодетная семья», а соответственно и правом на получение удостоверения многодетной семьи. М. и её супруг ФИО являются родителями только двоих несовершеннолетних детей каждый.

При этом суд первой инстанции указал, что семья истца не лишена возможности получения статуса многодетной семьи и оформления удостоверения многодетной семьи в случае усыновления (удочерения) супругами детей, родителями которых они не являются.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к обоснованным выводам, подробно мотивированном в обжалуемом судебном акте.

Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 7, часть 3 статьи 19, часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам (пункта «ж» части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Понятие многодетная семья включено в «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года № 532-ст).

В силу п. 2.4.3. многодетная семья - это семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением в ХМАО - Югре мер социальной поддержки многодетным семьям урегулированы Законом ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре».

В соответствии со ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре», многодетными семьями на территории ХМАО - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а для меры социальной поддержки, предусмотренной абзацем четвертым подпункта 7 пункта 2 настоящей статьи, - в возрасте до 24 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в ХМАО - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.

Основанием для предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям автономного округа является удостоверение многодетной семьи ХМАО - Югры.

Порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям в ХМАО - Югре, порядок выдачи удостоверения многодетной семье устанавливаются Правительством ХМАО - Югры.

Статьей 6 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре» закреплено, что источником финансирования мер социальной поддержки в сфере поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре является бюджет автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2011 года №371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» утвержден Порядок выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям.

Согласно указанного Порядка, принятие решения о выдаче удостоверения и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется в соответствии со ст.3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства» казенным учреждением ХМАО - Югры «Центр социальных выплат» (далее - Центр социальных выплат) (п.1).

Принятие решения о выдаче удостоверения многодетным семьям осуществляется Центром социальных выплат по месту жительства (пребывания, фактического проживания).

В заявлении гражданин декларирует сведения о месте жительства (пребывания, фактического проживания) в ХМАО - Югре, документе, удостоверяющем личность и содержащем указание на гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе несовершеннолетних детей, достигших возраста 14 лет; рождении ребенка; заключении (расторжении) брака; установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства); совместном проживании ребенка (детей) с родителями (законными представителями); факте получения на территории автономного округа начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме семейного образования, самообразования, либо получения профессионального образования по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или в образовательной организации высшего образования, расположенных на территории автономного округа (в случае согласия заявителя на предоставление ежемесячной денежной выплаты на проезд).

Задекларированные гражданином сведения об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства), сведения о государственной регистрации рождения ребенка (детей) и заключения брака проверяет Центр социальных выплат посредством федеральной государственной информационной системы «Единая государственная информационная система социального обеспечения», а также в порядке межведомственного взаимодействия в федеральных государственных информационных системах.

На основании заявления гражданина удостоверение выдается по месту пребывания (фактического проживания) при отсутствии факта его получения по месту жительства (пребывания) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Центр социальных выплат издает приказ о выдаче удостоверения или об отказе в его выдаче (п.3).

В приказе о выдаче удостоверения многодетной семьи указываются все члены семьи, подлежащие включению в удостоверение, в том числе второй родитель (законный представитель).

В выдаче удостоверения отказывается по следующим основаниям: семья не относится к многодетной; представления заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений; непредоставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего Порядка; неподтверждение Министерством внутренних дел Российской Федерации факта проживания гражданина и членов его семьи по месту жительства (пребывания) в автономном округе; неподтверждение Министерством внутренних дел Российской Федерации факта совместного проживания гражданина с ребенком (детьми) либо неподтверждение факта совместного проживания гражданина с ребенком (детьми) сведениями, содержащимися в регистре получателей социальных услуг (п. 8 «Порядка выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям»).

Согласно ст. 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 61, 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права), несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что законодатель ХМАО - Югры, устанавливая меры социальной поддержки семье и детям и механизм их реализации, не лишен был возможности сформулировать понятие «многодетная семья».

С точки зрения норм семейного права родители не являются многодетными, если мачеха и отчим не усыновили детей друг друга. В свидетельствах о рождении только у двух детей каждый из супругов указан матерью или отцом, у несовершеннолетней ФИО2 есть свой второй родитель, тогда как многодетной матерью считается женщина, родившая (усыновившая) трех и более детей, многодетным отцом - мужчина, который является отцом троих детей.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иному толкованию понятия «многодетная семья», не могут повлечь отмену решения суда, так как они основаны на неверном толковании норм материального права.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, Конституция Российской Федерации не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов является прерогативой законодателя, который, как отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, при определении гарантий реализации прав, закрепленных статьями 38 и 39 Конституции Российской Федерации, располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты семьи и детей, критериев их дифференциации, регламентации условий и порядка предоставления.

Поскольку конституционный принцип равенства, предполагающий равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2008 года № 263-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1549-О, от 05 ноября 2015 года № 2549-О и др.).

Ссылки истца на наличие иной судебной практики по аналогичным гражданским делам судебной коллегией отклоняются, поскольку обстоятельства, установленные по спорам между другими лицами, к настоящему делу не относятся и, кроме того, российское законодательство не предусматривает применения состоявшихся по аналогичным делам решений судов в качестве источника права, а, соответственно, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного решения.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение является законным и обоснованным, а потому отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 01 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено 25 апреля 2022 года.

Председательствующий Мочегаев Н.П.

Судьи Дука Е.А.

Ковалёв А.А.