УИД: 04RS0020-01-2022-001765-45
2-8/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 33-2545/2023
Судья Рабдаева Н.Г.
Поступило 22 июня 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 31 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Вагановой Е.С.,
судей коллегии Болдонова А.И., Базарова В.Н.,
с участием прокурора Железнова Э.А.
при секретаре Тубчинове Т.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Кавынах» о признании деятельности по добыче золота незаконной, запрете осуществления хозяйственной деятельности по добыче золота и взыскании вреда, причиненного государственному лесному фонду, по апелляционным жалобам представителя ответчика ООО «Кавынах» Орловой О.В., представителя третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Борошноева С.Г. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 06.03.2023 г.. которым постановлено:
Признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» по добыче золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан), расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р.
Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Кавынах» осуществлять хозяйственную деятельность по добыче золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан), расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р;
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» вред, причиненный государственному лесному фонду в результате осуществления запрещенной законом деятельности по добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в размере 9 891 331 рублей с зачислением указанной суммы в бюджет МО «Северо-Байкальский район».
Заслушав доклад судьи Базарова В.Н., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Орлову О.В., представителя третьего лица РАЛХ Алексееву Н.А., представителя истца Железнова Э.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, РФ к ООО «Кавынах», согласно уточенных исковых требований, просил признать незаконной деятельность общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» по добыче золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан), расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р; Запретить обществу с ограниченной ответственностью «Кавынах» осуществлять хозяйственную деятельность по добыче золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан), расположенном в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р; Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» вред, причиненный государственному лесному фонду в результате осуществления запрещенной законом деятельности по добыче полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в размере 9 891 331 рублей с зачислением указанной суммы в бюджет МО «Северо-Байкальский район».
Заместитель прокурора Денисова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ООО «Кавынах» по доверенности Орлова О.В., возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что между Республиканским Агентством лесного хозяйства и Обществом заключен договор аренды лесного участка N 136-18 от 07.08.2018г., в соответствии с условиями которого РАЛХ обязался предоставить, а Общество приняло во временное владение и пользование лесной участок с кадастровым номером : 03:17:000000:6337, площадью 47,66 га, местоположением Республика Бурятия, Муниципальное образование «Северо-Байкальский район», в границах Северо-Байкальского лесничество, Прибайкальского участкового лесничества, квартал 826, выделы 36,38,40,41 части выделов 32,34,35,37,39, квартал 827, части вьщела25, квартал 859, выдел 7, части выделов 3,5,6,8,9,30 квартал 860, выдел 8, части выделов1,2,5,7,9,12,29,29,30. Лесной участок передан Обществу с целью выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Общество не могло и не осуществляло сплошную вырубку. Целью предоставления в аренду лесного участка ООО «Кавынах» не является заготовка древесины, а целью является геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Согласно лесному кодексу понятие сплошная рубка относится к целям заготовки древесины. Заготовкой древесины ООО «Кавынах» не занималось и не занимается. Согласно проекту освоения лесов вышеуказанные земельный участок не относится к особо защитным участкам лесов. В данном случае Истцом не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах арендуемого ООО "Кавынах» участка, спорный участок в государственный лесной реестр со статусом особо защитного участка не внесен. Лесохозяйственный регламент Байкальского лесничества также не содержит сведений, что спорный участок отнесен к особо защитным участкам леса. Довод истца, что вся территория центральной экологической зоне Байкальской природной территории относится к особо защитным участкам леса в силу закона, не обоснован. Согласно абз.2 ч.2 ст.2 Закона № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», центральная экологическая зона байкальской природной территории - это территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал. Список исчерпывающий, расширительному толкованию не подлежит. Из сведений, представленных Управлением Росреестра по Республике Бурятия, а также ответу ООО « Кадастровый центр Байкал» исх. 61 от 19.04.2022г., следует, что спорный земельный участок, расположен вне водоохранной зоны озера Байкал, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-р (в редакции распоряжения от 26.03.2018 N 507-р). Также согласно сведениям Министерства природных ресурсов РБ, №85 от 23.06.2022, в пределах граница лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, расположенного на территории МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, особо охраняемые природные территории отсутствуют. Участок недр месторождение золота россыпи ручей Кавынах (Нюрундукан) находится далеко от озера Байкал, следовательно, он не находится на территории озера Байкал и его островах. Особо охраняемые территории, прилегающие к озеру Байкал, на месте участка недр отсутствуют. Участок недр также не находится в водоохранной зоне озера Байкал. С учетом того, что участок недр не находится ни в одной из территорий, включенных в центральную экологическую зону, он не может находиться и в границах центральной экологической зоны и, как следствие, не относится к объектам всемирного природного наследия. Поэтому никаких ограничений по его использованию для осуществления геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых законом не установлено. Золотоносные пески добываемые на ручье Кавынах не являются металлической рудой ни по физическому состоянию (россыпные песка), ни по методам и обогащения, образуемым отходам, ни по последствиям в отношении окружающей среды. Месторождение золота ручья Кавынах является россыпью, а не рудой. Из чего следует, что возмещение вреда является мерой гражданско-правовой ответственности, в этой связи в предмет доказывания по данному спору входят следующие обстоятельства: факт причинения вреда, причинно-следственная связь между действиями причинителя и наступившими последствиями в виде наступления вреда, а также размер ущерба, вина причинителя вреда. Правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение от ответственности за причинение вреда в случае отсутствия вины, а также необходимость возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, исключительно в случаях, предусмотренных законом. Общая площадь, затронутая вскрышными работами составила 14,18 Га. Общий объём рубки составил 307 м3, при этом Проектом освоения лесов в таблице 16 на странице 81 согласован объём вырубки лесов в размере 9814 м3 (5305 м3 корневого запаса и 4509 м3 ликвидационного запаса). Как видно из приведенных цифр сплошных рубок не производилось. Кроме того, ООО «Кавынах» заключило договор №1 от 02.06.2020г. с Автономным учреждением Республики Бурятия «Верхне-Талецкий лесхоз» на выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению методом посадки лесных культур и провело два платежа: первый в размере 70% от договора (сумма 865 867,92 руб. платёжное поручение №39 от 14.09.2020г.); второй в размере 30% от договора (сумма 371 086,26 руб. платёжное поручение №57 от 16.11.2020г.). Данным договором оговаривается посадка лесных культур в размере 32 800 штук саженцев сосна обыкновенная. Договор выполнен в полном объёме. Следовательно, Общество, производя рубки лесных насаждений, действовал правомерно и на законном основании. Оснований для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, связанными с осуществлением рубки лесных насаждений в рамках договора аренды лесного участка Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды", нет. В данном случае нет оснований для возмещения вреда, причиненного в связи с рубкой лесных насаждений при отсутствии вины ответчика, поскольку осуществляемая им деятельность не попадает под случаи, указанные в статьях 1070, 1079, 1095, 1100 ГК РФ, позволяющие возложить обязанность по возмещению вреда в отсутствие вины. Кроме того, просила о применении срока исковой давности, просила в иске отказать. Прошу отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель третьего лица- Республиканское агентство лесного хозяйства (далее-РАЛХ) по доверенности Кривобокова В.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что договор предоставления лесного участка, на момент его заключения был законный и соответствовал действующему законодательству на тот момент.
Представитель третьего лица главный лесничий-начальник отдела организации и обеспечения деятельности Северо-Байкальского лесничества Кузина С.Н. с иском не согласилась, пояснила, что на лесном участке, представленном Обществу, не проводилось сплошной рубки, была выборочная, вырубалась группа. По проведенному натурному исследованию, лес был не на всей территории. Просила в иске отказать.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской территории, Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу извещенные о времени и месте судебного заседания не явились.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ООО «Кавынах» Орлова О.В. просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Общество не могло и не осуществляло сплошную вырубку. Целью предоставления в аренду лесного участка ООО «Кавынах» не является заготовка древесины, а целью является геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых. Согласно лесному кодексу понятие сплошная рубка относится к целям заготовки древесины. Заготовкой древесины ООО «Кавынах» не занималось и не занимается. Согласно проекту освоения лесов вышеуказанные земельный участок не относится к особо защитным участкам лесов. В данном случае Истцом не представлено решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о выделении особо защитных участков леса в границах арендуемого ООО "Кавынах» участка, спорный участок в государственный лесной реестр со статусом особо защитного участка не внесен. Из сведений, представленных Управлением Росреестра по Республике Бурятия, а также ответу ООО « Кадастровый центр Байкал» исх. 61 от 19.04.2022г., следует, что спорный земельный участок, расположен вне водоохранной зоны озера Байкал, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 368-р (в редакции распоряжения от 26.03.2018 N 507-р). Также согласно сведениям Министерства природных ресурсов РБ, №85 от 23.06.2022, в пределах граница лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337, расположенного на территории МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, особо охраняемые природные территории отсутствуют. Участок недр месторождение золота россыпи ручей Кавынах (Нюрундукан) находится далеко от озера Байкал, следовательно, он не находится на территории озера Байкал и его островах. Особо охраняемые территории, прилегающие к озеру Байкал, на месте участка недр отсутствуют. Участок недр также не находится в водоохранной зоне озера Байкал. С учетом того, что участок недр не находится ни в одной из территорий, включенных в центральную экологическую зону, он не может находиться и в границах центральной экологической зоны и, как следствие, не относится к объектам всемирного природного наследия. Поэтому никаких ограничений по его использованию для осуществления геологического изучения недр и добычи полезных ископаемых законом не установлено. Золотоносные пески добываемые на ручье Кавынах не являются металлической рудой ни по физическому состоянию (россыпные песка), ни по методам и обогащения, образуемым отходам, ни по последствиям в отношении окружающей среды. Месторождение золота ручья Кавынах является россыпью, а не рудой. Общая площадь, затронутая вскрышными работами составила 14,18 Га. Общий объём рубки составил 307 м3, при этом Проектом освоения лесов в таблице 16 на странице 81 согласован объём вырубки лесов в размере 9814 м3 (5305 м3 корневого запаса и 4509 м3 ликвидационного запаса). Как видно из приведенных цифр сплошных рубок не производилось. Кроме того, ООО «Кавынах» заключило договор №1 от 02.06.2020г. с Автономным учреждением Республики Бурятия «Верхне-Талецкий лесхоз» на выполнение работ по компенсационному лесовосстановлению методом посадки лесных культур и провело два платежа: первый в размере 70% от договора (сумма 865 867,92 руб. платёжное поручение №39 от 14.09.2020г.); второй в размере 30% от договора (сумма 371 086,26 руб. платёжное поручение №57 от 16.11.2020г.). Данным договором оговаривается посадка лесных культур в размере 32 800 штук саженцев сосна обыкновенная. Договор выполнен в полном объёме. Следовательно, Общество, производя рубки лесных насаждений, действовал правомерно и на законном основании. Оснований для возмещения вреда, причиненного правомерными действиями, связанными с осуществлением рубки лесных насаждений в рамках договора аренды лесного участка Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об охране окружающей среды", нет. В данном случае нет оснований для возмещения вреда, причиненного в связи с рубкой лесных насаждений при отсутствии вины ответчика, поскольку осуществляемая им деятельность не попадает под случаи, указанные в статьях 1070, 1079, 1095, 1100 ГК РФ, позволяющие возложить обязанность по возмещению вреда в отсутствие вины. Ручей Кавынах не является нерестовой рекой, а спорный лесной участок не относится к нерестоохранной полосе леса. Не соглашается с выводом суда, что срок исковой давности по признании сделки ничтожной не истек.
В апелляционной жалобе Руководитель Республиканского агентства лесного хозяйства Борошноев С.Г. просит решение суда отменить. Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. При заключении договора в границах лесного участка, предоставленного ООО «Кавынах» в аренду, центральная экологическая зона Байкальской природной территории не являлась особо защитными участками леса. Вывод суда о том, что ООО «Кавынах» осуществило незаконную рубку лесных насаждений на предоставленном в аренду лесном участке не соответствует действительности. На данном участке производилась выборочная рубка интенсивностью 26,44%, что соответствует умеренной интенсивности.
Заместителем Северобайкальского межрайонного прокурора Денисовой Н.В. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу Республиканского агентства лесного хозяйства, в которых она не соглашается с ее доводами.
Представитель ответчика ООО «Кавынах» Орлова О.В. в суде апелляционной инстанции доводы апелляционных жалоб поддержала.
Представитель третьего лица Республиканского агентства лесного хозяйства Алексеева Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель истца Железнов Э.А. против доводов апелляционных жалоб возражал.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской территории, Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу в суд не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц. При этом суд исходит из того, что участникам процесса известно о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, а в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе осуществления надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой установлен факт осуществления незаконной деятельности по добыче полезных ископаемых организацией ООО «Кавынах» в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, повлекшей причинение экологического вреда окружающей среде.
Комитетом природных ресурсов Республики Бурятия Министерства природных ресурсов Российской Федерации Обществу с ограниченной ответственностью «Кавынах» выдана лицензия на право пользования недрами УДЭ 00593 БР от 27.09.2000 с целевым назначением и видами работ: поиски, разведка и добыча золота россыпи на ручье Кавынах (Нюрундукан). Срок окончания действия лицензии 3 июня 2013 года. С учетом дополнения № 2 срок действия лицензии продлен до 31.12.2019. На основании дополнения № 3 к лицензии УДЭ 00593 БР от 04.12.2019 установлен срок окончания действия лицензии – 31.12.2024.
Статьей 1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) установлено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют данный Закон и иные федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» определены правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Таким образом, применение Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» на Байкальской природной территории должно осуществляться с учётом требований, запретов и ограничений, установленных законодательством об охране озера Байкал.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются экологические зоны, в том числе, центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой, в том числе, в соответствии с принципом приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны (статья 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал»).
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал»).
Согласно Перечню видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утверждённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 в центральной экологической зоне запрещена деятельность по добыче металлических руд, проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий. Данный документ утратил действие с 01.01.2021.
Действующим Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399 в центральной экологической зоне также запрещена деятельность по добыче металлических руд и проведение сплошных рубок лесных насаждений, а в кедровых лесах - всех видов рубок, за исключением проведения санитарно-оздоровительных мероприятий
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее – ОКПД 2, Общероссийский классификатор).
Согласно введению Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации. Объектами классификации в ОКПД 2 является продукция (услуги, работы). Согласно данному Общероссийскому классификатору в раздел В «Продукция горнодобывающих производств» входит класс 07 «Руды металлические», который включает вид 07.29.14 «Руды и концентраты драгоценных металлов».
Кроме того, виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД 2, Классификатор), который входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД 2). Согласно ОКВЭД 2 в раздел В «Добыча полезных ископаемых» входит класс 07 «Добыча металлических руд», содержащий подгруппу 07.29.4 «Добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов» и вид 07.29.41 «Добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы).
Таким образом, добыча россыпного золота в соответствии с ОКПД 2 и ОКВЭД 2 относится к добыче руды металлической, и в силу прямого запрета законодательством об охране озера Байкал, такая деятельность запрещена в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Статьей 25.1 Закона о недрах установлено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
На основании пункта 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых является одним из видов использования лесов.
В соответствии со статьей 8 Закона о недрах пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения охраны окружающей среды.
Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса.
Частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На основании статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1). Выделяются категории защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса; городские леса (часть 2). В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:6337, на котором находится месторождение золота россыпи руч. Кавынах, расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, определенных Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р, Северо-Байкальского района, Северо-Байкальском лесничестве, Прибайкальском участковом лесничестве, в квартале 826 выделах 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартале 827 части выдела 25, квартале 859 выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартале 860 выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9, 12, 29, 30; относится к категория земель лесного фонда; вид разрешенного использования: защитные леса, ценные леса, резервные леса.
Основная часть лесов Северо-Байкальского лесничества находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (п.1.1.5. Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества, утвержденного Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 28.09.2017 № 790).
Согласно Таблице 3 Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества, кварталы 301-1002 Прибайкальского участкового лесничества площадью 358072 га расположены в водоохранных зонах (центральная экологическая зона Байкальской природной территории).
В соответствии с частью 1 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 27.12.2018 № 538-ФЗ с 01.07.2019, особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.
Частью 2 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к особо защитным участкам лесов относятся, в том числе объекты природного наследия.
В 1996 году Решением XX Сессии Комитета Юнеско по всемирному наследию озеро Байкал включено в список объектов всемирного наследия.
Согласно части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 3 настоящей статьи, запрещаются: 1) проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций; 2) ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства; 3) строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
На основании части 6 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством РФ для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее – Перечень).
Пунктами 1, 2, 2(1), 2(2) Перечня предусмотрены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых в защитных лесах, с оговоркой «за исключением особо защитных участков лесов».
Таким образом, вышеуказанным законодательством не допускается размещение каких-либо объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на особо защитных участках лесов.
В нарушение вышеуказанных требований закона Республиканским агентством лесного хозяйства на основании договора аренды лесного участка № 136-18 от 07.12.2018 Обществу с ограниченной ответственностью «Кавынах» для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых сроком до 31.12.2019, предоставлен лесной участок в Северо-Байкальском лесничестве, Прибайкальском участковом лесничестве, в квартале 826 выделах 36, 38, 40, 41, части выделов 32, 34, 35, 37, 39, квартале 827 части выдела 25, квартале 859 выдел 7, части выделов 3, 5, 6, 8, 9, 30, квартале 860 выдел 8, части выделов 1, 2, 5, 7, 9, 12, 29, 30, относящийся к категория земель лесного фонда, с видом разрешенного использования: защитные леса, ценные леса, резервные леса.
В силу пункта 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
При заключении вышеуказанной сделки нарушены требования закона в связи, с чем она является недействительной в силу ее ничтожности.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Под компонентами окружающей среды, согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», понимается земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В силу ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П, природопользование объективно влечет причинение экологического вреда.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 определено, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Таким образом, при осуществлении ООО «Кавынах» деятельности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории по добыче россыпного золота, повлекло незаконную рубку лесных насаждений, в результате чего окружающей (природной) среде причинен вред.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), подлежат применению судами для определения размера возмещения вреда, причиненного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 3 статьи 77, пункт 1 статьи 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 3, 4 статьи 100 ЛК РФ, часть 2 статьи 69 ВК РФ, статья 51 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
В результате незаконной рубки лесных насаждений ООО «Кавынах» в 2019 году в квартале 826 выделах 36, 38, 39, 40, 41 Прибайкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества государственному лесному фонду причинен ущерб в размере 9 891 331 рублей.
Осуществляя деятельность по добыче полезных ископаемых на участке недр, расположенном в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, у Общества с ограниченной ответственностью «Кавынах» имелась возможность соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и озера Байкал, запрещающими вышеуказанную деятельность, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со ст. 21 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции от 03.08.2018).
В соответствии с частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Приказа Рослесхоза от 27.12.2010 № 515 «Об утверждении порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых» использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
Основная часть лесов Северо-Байкальского лесничества находится в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории (п.1.1.5. Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества, утвержденного Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства от 28.09.2017 № 790).
Согласно Таблице 3 Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества, кварталы 301-1002 Прибайкальского участкового лесничества площадью 358072 га расположены в защитных лесах в водоохранных зонах (центральная экологическая зона Байкальской природной территории).
В соответствии части 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Частью 4 статьи 17 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что в защитных лесах сплошные рубки осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (действовавшего на момент предоставления лесного участка) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено проведение сплошных рубок лесных насаждений.
Разработка месторождения полезных ископаемых предполагает проведение ряда необходимых подготовительных мероприятий до добычи недр, а именно: освобождение лесного участка от растительности, снятие плодородного слоя почвы, проведение вскрышных работ, то есть рубка лесных насаждений до добычи полезных ископаемых как первый этап мероприятий неизбежен.
Учитывая вышеизложенное, предоставление ООО «Кавынах» лесного участка для разработки месторождения полезных ископаемых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории по целевому назначению относящегося к защитным лесам с категорией – леса, расположенные в водоохранной зоне, где законодательством запрещено проводить сплошные рубки деревьев, является незаконным.
По доводу РАЛХ о том, что договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности, гражданам в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд № 31/11 от 20.07.2015 нельзя считать заключенным, поскольку не прошел государственную регистрацию, суд находит доводы стороны истца, заслуживающими внимания.
В соответствии со ст. 689 ГК РФ, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
К договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила, предусмотренные статьей 607, пунктом 1 и абзацем первым пункта 2 статьи 610, пунктами 1 и 3 статьи 615, пунктом 2 статьи 621, пунктами 1 и 3 статьи 623 настоящего Кодекса. Таким образом,
Постановлением Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» по применению гражданского законодательства в данной части высший суд высказал, что в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего.
Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется.
20.07.2015 ГКУ Республики Бурятия «Лесничество» (в настоящее время ОО и ОД по Северо-Байкальскому лесничеству) в лице лесничего Северо-Байкальского лесничества Назаровой С.П. с Березовским С.Н. заключен договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной собственности, гражданам в целях ведения сельского хозяйства для собственных нужд № 31/11, в соответствии с которым последнему в безвозмездное пользование передан лесной участок 4,5 га в целях ведения сельского хозяйства в квартале 826 Прибайкальского участкового лесничества Северобайкальского лесничества, срок действия договора определен до 19.07.2020 включительно.
Таким образом, РАЛХ не мог произвольно прекратить отношения по данному договору, поскольку вышеназванный договор считается заключенным, и положения п. 17 приказа Минприроды России от 28.10.2015 N 445 «Об утверждении порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» предусматривающие отказ в предоставлении лесного участка ООО «Кавынах» должны были быть применены.
Доводы Республиканского агентства лесного участка, ООО «Кавынах» о том, что месторождение россыпного золота Кавынах ранее было затронуто эксплуатационными работами, в связи с чем, агентством законно предоставлен лесной участок для разработки месторождения, являются незаконными в силу следующего.
Действительно, как установлено, ранее добыча россыпного золота на руч. Кавынах велась, о чем свидетельствуют представленные отчеты 5гр об объемах добычи россыпного золота, и запрета добывать полезные ископаемые в ЦЭЗ БПТ на ранее затронутых эксплуатационными работами месторождениях не имеется.
Из представленного отчета 5-гр ООО «Кавынах» и графических приложениях к нему усматривается, что добыча золота на участке недр осуществлялась в другом месте.
Вместе с тем, исследованными материалами по делу доказывается тот факт, что на предоставленном для разработки месторождения полезных ископаемых лесном участке Прибайкальского участкового лесничества Северо-Байкальского лесничества на площади 31,54 га произрастали лесные насаждения преобладающей породы - хвойные (сосна, лиственница), средний возраст которых составлял 80 лет – то есть данная территория не была затронута эксплуатационными работами.
Учитывая, что техническим проектом отработки россыпи золота руч. Кавынах (Нижний участок) ООО «Кавынах» предусмотрена разработка месторождения открытым способом, недропользователю на момент заключения договора лесного участка было известно о проведении подготовительных мероприятий, предполагающих проведение сплошной рубки лесных насаждений.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 (ред. от 26.03.2018) «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещена добыча полезных ископаемых в руслах нерестовых рек и их водоохранных зонах, кроме добычи подземных вод для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также проведения дноуглубительных работ.
Как установлено, в границах предоставленного ООО «Кавынах» в аренду лесного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337 расположен водный объект – река Нюрундукан.
Данный вывод подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, в соответствии с которой в результате сопоставления границ земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6337 со сведениями Дежурной справочной карты Республики Бурятии масштаба 1:100000 (состояние местности на 2003 г.), установлено, что в границах земельного участка имеется водный объект – река Нюрундукан.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно сведениям из Государственного водного реестра река Нюрундукан имеет протяженность 48 км, следовательно, с учетом требований п. 2 ч. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ ширина ее водоохранной зоны составляет 100 м.
Река Нюрундукан относится к нерестовым рекам, где размножается и нагуливается хариус, что подтверждено информации ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии».
Учитывая вышеизложенное, добыча золота россыпью ООО «Кавынах» в пределах предоставленного лесного участка, где протекает нерестовая река, является незаконной.
Пунктом 3 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ закреплено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
Принимая во внимание, что исковое заявление предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии с 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Срок исковой давности для обращения в суд прокурора с указанными требованиями следует исчислять, с момента выявления прокуратурой нарушения законодательства, в силу чего оснований полагать о пропуске срока истцом не имеется оснований.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» срок исковой давности о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде – 20 лет.
При таких обстоятельствах, срок исковой давности для защиты прокурором нарушенных прав неопределенного круга лиц также не пропущен.
Учитывая, что до настоящего времени вред, причиненный ООО «Кавынах» окружающей среде, не возмещен, на ответчике лежит обязанность возмещения вреда окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством, в силу чего заявленные требования прокурора, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб о том, что выделенный ООО «Кавынах» в аренду лесной участок не расположен в границах центральной экологический зоне Байкальской природной территории, определенной Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 1641-р, о том, что участок не относится к особо защитным участкам леса, судом первой инстанции проверены и обоснованно отклонены.
Представленными суду доказательствами установлен вред, причиненный окружающей (природной) среду незаконной рубкой лесных насаждений ОО «Кавынах». Учитывая, что техническим проектом отработки россыпи золота ручей Кавынах (Нижний участок) ООО «Кавынах» предусмотрена разработка месторождения открытым способом, недропользователю на момент заключения договора аренды лесного участка было известно о проведении подготовительных мероприятий, предполагающих проведение сплошной рубки лесных насаждений.
Информацией ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии подтверждается факт отнесения реки Нурундюкан к нерестовым рекам. Данная река протекает в границах земельного участка предоставленного в аренду ООО «Кавынах».
Доводы апелляционных жалоб не опровергают верных выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
Решение суда мотивировано и постановлено с соблюдением требований материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 6 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через районный суд.
Председательствующий:
Судьи коллегии: