Судья Адзиев М.М.
Дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2019 года г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего М. А.М.
судей Гебековой Л.А., Алиевой Э.З.,
при секретаре Исмаиловой А.К.,
с участием прокурора Исмаиловой С.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 к Министерству по туризму и народным художественными промыслам Республики Дагестан о восстановлении на работе и взыскании заработка за время вынужденного прогула оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи Гебековой Л.А., выслушав объяснения ФИО1 и ее представителя по доверенности ФИО2, просивших решение суда отменить, представителя Министерства по туризму и народным художественным промыслам РД по доверенности ФИО3, просившего решение суда оставить без изменения, прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан Исмаиловой С.Г., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обоснование иска указала, что приказом временно исполняющей обязанности министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан ФИО4 от <дата> за № л/с «О расторжении служебного контракта с ФИО1» она с <дата> уволена с должности исполняющей обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы на основании п.1 ст.33 Закона Республики Дагестан от <дата>№ «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» в связи с истечением срока служебного контракта, заключенного на срок до проведения конкурсных процедур.
Она состояла на государственной гражданской службе в упомянутом министерстве на должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, а не в качестве исполняющего обязанности начальника этого Управления. С ней трудовой контракт был заключен на неопределенный срок. В 2018 году она уходила в отпуск как начальник Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы.
В июле 2018 года она прошла конкурс на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан в данном министерстве, и она была включена в кадровый резерв министерства по главной группе должностей.
При указанных выше обстоятельствах ответчик не имел право объявлять конкурс на занимаемую ею должность, поскольку эта должность не была вакантной. Ответчик не учел, что конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением и неправильным применением норм процессуального и материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела..
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд необоснованно не принял во внимание ее доводы. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованным документам.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, приказом министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от <дата>№ФИО1 с ее согласия предоставлена должность государственной гражданской службы исполняющего обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, освободив от должности и.о. начальника Управления координации, маркетинга и продвижения туристского продукта Комитета по туризму РД.
Согласно заключенного между министерством по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан и ФИО1 служебного контракта от <дата>ФИО1 обязалась исполнять должностные обязанности по должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы на срок до проведения конкурсных процедур.
Из представленного суду истицей ФИО1 служебного контракта заключенного с ней <дата> ( отсутствует в личном деле ФИО1) следует, что она на основании приказа от <дата>г. № обязалась исполнять должностные обязанности по должности и.о. начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы до проведения конкурса (п.2). В п.12 данного контракта указано, что служебный контракт заключен на неопределенный срок.
Приказом по Министерству по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан №/лс от <дата> «О включении в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан» ФИО1 на основании протокола (решения) конкурсной комиссии Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан от <дата> включена в кадровый резерв Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан по главной группе должностей.
В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, если иное не установлено данной статьей, по результатам конкурса.
Согласно части 2 статьи 22 указанного Федерального закона конкурс не проводится, в том числе: при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 настоящего Федерального закона; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.
Конкурс может не проводиться также по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (часть 4 статьи 22).
Аналогичные правовые нормы содержатся и в Законе РД от 12.10.2005г. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан»
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от <дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы (часть 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Из материалов дела усматривается, что до октября 2018 года в Министерстве по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан конкурс на замещение вакантной должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы не проводился.
В июле 2018 года в министерстве проведен конкурс на включение в кадровый резерв для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Республики Дагестан, по результатам которого ФИО1 в числе других лиц (8 чел.) была включена в кадровый резерв министерства по главной группе должностей (приказ от <дата> года№/лс.)
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции правомерно указал на то, что само по себе включение ФИО1 в кадровый резерв по главной группе должностей не давало ей право на замещение конкретной должности государственного гражданского служащего по данной группе должностей.
В соответствии с Федеральным законом от <дата> N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (пункт 1 статьи 11 и статья 17) и Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 14 части 1 статьи 44 и часть 1 статьи 60) основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы, в том числе кадрового резерва федерального государственного органа, является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы.
По смыслу указанных законоположений, формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.
Включению в кадровый резерв федерального государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств государственных гражданских служащих на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам). Соответственно, назначение на вакантную должность государственного гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве федерального государственного органа, осуществляется представителем нанимателя без прохождения конкурса на замещение соответствующей должности государственной гражданской службы.
Назначение государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы является правом представителя нанимателя, а не обязанностью.
Материалами дела установлено, что по результатам конкурса на замещение вакантной должности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы решением конкурсной комиссии от 25.10.2018г. победителем конкурса признано другое лицо, в связи с чем письмом от <дата>№ФИО1 уведомлена о том, что служебный контракт, заключенный с ней на срок до проведения конкурсных процедур, будет расторгнут по истечении 7 дней со дня получения данного уведомления. Уведомление вручено ФИО1 под расписку б ноября 2018 года.
Приказом Врио министра от <дата>№/лс на основании п. 1 ст.33 Закона РД от 12.10.2005г. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» расторгнут служебный контракт, заключенный с ФИО1 Она освобождена от должности государственной гражданской службы исполняющего обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы Министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан и с <дата> уволена с государственной гражданской службы в связи с истечением срока служебного контракта, заключенного на срок до проведения конкурсных процедур.
Довод истицы ФИО1 о том, что поскольку она состояла в кадровом резерве по главной группе должностей, к которой относится должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы, она без проведения конкурса должна была быть назначена на эту должность, суд обоснованно признал несостоятельным.
Довод ФИО1 о том, что ответчиком после включения ее в кадровый резерв издавался приказ о назначении ее на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы и этот приказ в последующем был уничтожен, опровергается материалами дела.
Судом установлено, что в личном деле ФИО1 отсутствует приказ о назначении ее после включения в кадровый резерв на упомянутую выше должность начальника Управления.
Кроме того, согласно обозрённой судом первой инстанции книги приказов Министерства по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан за 2018 год, приказ о назначении ФИО1 в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", на должность начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспеченна и кадровой службы, не издавался.
Доказательств об издании приказа о назначении истицы на указанную должность в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 2 статьи 22 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", суду не представлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что ответчик на основании п.1 ст.33 Закона РД от 12.10.2005г. № «О государственной гражданской службе Республики Дагестан» вправе был расторгнуть с истицей служебный контракт и уволить с государственной гражданской службы исполняющей
обязанности начальника Управления реализации государственных программ, правового обеспечения и кадровой службы Министра по туризму и народным художественным промыслам Республики Дагестан в связи с истечением срока служебногоконтракта, заключенного на срок до проведения конкурсных процедур, основан на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: