Судья Пашинцев А.В. дело № 33-254/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2013 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Цыганкова С.Л.,
судей: Дука Е.А., Вороной Н.Л.,
при секретаре Чайка Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Лангепаса о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и списках граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилых помещений в собственность за счет субвенций из федерального бюджета, взыскании расходов по оплате услуг представителя,
по апелляционным жалобам Администрации города Лангепаса, представителя истца ФИО2 на решение Лангепасского городского суда от 21 ноября 2012 года, которым постановлено:
«Признать незаконными действия администрации г. Лангепаса по исключению ФИО1 из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и списка категорий граждан, установленных ст.ст.14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», а также ст.17 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет по месту жительства при администрации г. Лангепаса до 01.01.2005г.
Обязать администрацию г. Лангепаса восстановить ФИО1 в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и списке категорий граждан, установленных ст.ст.14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет по месту жительства при администрации г. Лангепаса до 01.01.2005 г., с даты постановки на учет.
Взыскать с администрации г. Лангепаса в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>».
Заслушав доклад судьи Цыганкова С.Л., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации г. Лангепаса о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и списках граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилых помещений в собственность за счет субвенций из федерального бюджета, взыскании расходов по оплате услуг представителя.
Иск мотивирован тем, что постановлением от (дата) истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Постановлением от 13.11.2006 г. истец, как ветеран боевых действий, был включен в список категорий граждан, установленных ст.ст.14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Согласно указанного списка очередников на основании Федерального закона РФ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», закона ХМАО-Югры от 06.07.2005 г. № 57-03 «О регулировании отдельных жилищных отношений в ХМАО-Югре», постановления Правительства ХМАО-Югры от 10.10.2006 г. № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность», ему, как ветерану боевых действий, должна была быть предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения. Указанную субсидию он не получил до настоящего времени. Постановлением от (дата) истец был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ответом от (дата) истцу сообщалось, что он снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. 1 п.п. 4 ст. 56 ЖК РФ, а именно в связи с перечислением ему средств из бюджета автономного округа в форме субсидии в рамках подпрограммы № 2 «Доступное жилье молодым». Считает действия ответчика незаконными, поскольку ОАО «Ипотечное агентство Югры» на основании подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» была предоставлена субсидия на его сына ФИО3 в размере <данные изъяты> рублей. Он же не получал субсидий, поэтому считает, что никаких оснований для исключения его из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и списков граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилых помещений в собственность за счет субвенций из федерального бюджета у ответчика не имелось.
В судебное заседание истец ФИО1 на явился, извещен о времени и месте, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 на удовлетворении иска настаивал в полном объеме, сославшись на доводы и основания, изложенные в нем.
Представитель ответчика ФИО4 просила суд в иске отказать в связи с его необоснованностью, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
21 ноября 2012 года Лангепасским городским судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Лангепаса просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств имеющих значение для дела. Отмечает, что государственная поддержка молодых семей, имеющих детей, осуществляется предоставлением субсидии по договорам на строительство или приобретение жилых помещений. З-вы по договору купли продажи приобрели в долевую собственность квартиру, в рамках подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» им была перечислена субсидия на сына ФИО3 (дата) рождения. Согласно части 1 статьи 12 Закона ХМАО-Югры от (дата) финансирование подпрограммы 2 осуществляется из средств бюджета ХМАО-Югры и иных источников. Таким образом, право на получение безвозмездной субсидии за счет средств ХМАО-Югры истцом было реализовано. Кроме того, жилищная обеспеченность семьи истца после заключения договора купли-продажи составляет <данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи, что превышает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В связи, с чем полагают, что у Администрации города имелись все основания для снятия истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Поскольку истец снят с учета администрация города не имела законных оснований для включения истца в список граждан, имеющих право на получение субсидии на приобретение жилых помещений в собственность за счет субвенций из федерального бюджета, на текущий и последующие годы. Согласно пункту 4.2. «Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность» если гражданин имеет право на получение субсидии по данному Положению и одновременно по другому нормативному правовому акту субсидия предоставляется либо по настоящему Положению, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина. При таких обстоятельствах считает несостоятельным вывод суда о неправомерном нарушении прав истца на получение льготы, предусмотренной ФЗ «О ветеранах» при снятии его с учета в связи с предоставлением субсидии на ребенка по подпрограмме «Доступное жилье молодым».
В апелляционной жалобе ФИО1 в лице представителя ФИО2 просит решение суда отменить в части взыскания расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, а также неправильное применение судом норм процессуального права. Считает, что незаконными действиями ответчика он был лишен права на получение субсидии, сумма которой в настоящее время превышает <данные изъяты> рублей. Согласно квитанции (номер) от (дата) истцом уплачено адвокату за подготовку искового заявления и представительство в суде первой инстанции <данные изъяты> рублей. Полагает, что указанная сумма не является несоразмерной и подлежала взысканию с ответчика в полном объеме.
В возражении на апелляционную жалобу Администрации города Лангепас ФИО1 просит в удовлетворении жалобы отказать.
В судебное заседание стороны не явились.
Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), возражения, обсудив их, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения норм материального права (п.п.4 п.1 ст. 330 ГПК РФ).
На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что спор возник о восстановлении истца в списке граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилых помещений в собственность за счет субвенций из федерального бюджета.
Судом первой инстанции установлено, что согласно удостоверения серии (номер), истец является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 Федерального закона РФ «О ветеранах» (л.д.11).
Статьями 16 и 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранам боевых действий может быть предоставлено жилье либо субсидия при приобретении жилья в собственность при условии постановки их на учет как граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года.
Постановлением Главы муниципального образования г. Лангепас от (дата) (номер) ФИО1 по заявлению от (дата) принят на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на условиях договора социального найма жилого помещения (л.д.5-6).
Постановлением Главы г. Лангепаса от (дата) (номер) истец был включен в список категорий граждан, установленных ст. ст.14, 15, 16, 17, 18, 19, 21 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также ст. 17 Федерального закона РФ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет по месту жительства при администрации г. Лангепаса до 01.01.2005г.
По договору купли-продажи от (дата) истец приобрел в долевую собственность трехкомнатную квартиру, (адрес). Общая площадь квартиры <данные изъяты> кв.м. Квартира приобретена общую долевую собственность по <данные изъяты> на истца, его жену и несовершеннолетнего сына, (дата) рождения (л.д. 12-18). Данной семье в соответствии с п. 3.5. порядка реализации подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 205-2015 года, утвержденной Законом ХМАО-Югры №103-оз от 11.11.2005 года предоставлена субсидия на несовершеннолетнего сына ФИО3, (дата) рождения в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 19).
Постановлением администрации г. Лангепаса от (дата) (номер) ФИО1 снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, в связи с получением им в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение жилого помещения, в соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 56 ЖК РФ, на основании официальной информации представительства АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» от (дата) (номер) (л.д.8).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд указал, что снятие истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, и исключение из списка категорий граждан, вставших на учет по месту жительства при Администрации города Лангепаса до 1 января 2005 года, на основании п.п. 4 п. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи, с получением субсидии на ребенка по подпрограмме «Доступное жиле молодым», нарушается право истца на получение льготы, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах».
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может ввиду его ошибочности.
Как следует из информации представительства АНО «Ипотечное агентство ХМАО-Югры» от (дата) (номер) льгота в виде субсидии на ребенка была получена истцом не как ветераном боевых действий, а как участником финансируемой из средств бюджета автономного округа подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым», входящей в состав программы ХМАО-Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы".
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона ХМАО-Югры №103-оз от 11.11.2005 года финансирование подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры» на 205-2015 года осуществляется из средств бюджета ХМАО-Югры.
В соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном законом порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
На ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года распространяются нормы о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленные законом Российской Федерации «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (далее – Закон).
Вместе с тем названные нормы реализуются с учетом пункта 3 статьи 13 названного Закона, а также нормативных актов субъекта Российской Федерации о ветеранах (ст. 11 Закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев предусмотренных законодательством.
Согласно статье 7.3 Закона ХМАО-Югры от 6 июля 2005 года № 57-оз «О регулировании отдельных жилищных правоотношений в ХМАО-Югре» обеспечение жилыми помещениями за счет субвенций из федерального бюджета ветеранам боевых действий осуществляется в форме субсидий на приобретение жилых помещений в собственность на территории автономного округа из расчета <данные изъяты> квадратных метров.
Порядок предоставления указанных субсидий определён Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 10 октября 2006 г. № 237-п «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий за счет субвенций из федерального бюджета отдельным категориям граждан на территории ХМАО-Югры для приобретения жилых помещений в собственность». Согласно подп. 4.2. п. 2.8 указанного Положения, если гражданин имеет право на получение субсидии по настоящему Положению и одновременно по другому нормативному правовому акту, субсидия предоставляется либо по настоящему Положению, либо по другому нормативному правовому акту по выбору гражданина, за исключением случаев предусмотренных законодательством.
Таким образом, учитывая, что законом не предусмотрено право получения государственной поддержки в виде субсидий одновременно по федеральному закону «О ветеранах» и по Подпрограмме Доступное жилье молодым» Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015 годы», после приобретения жилого помещения обеспеченность семьи истца составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади на каждого члена семьи, что превышает норму предоставления <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного члена семьи (решение Думы г. Лангепаса (номер) от (дата)), оснований для удовлетворения исковых требований не имелось, вследствие чего решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (п.п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Поскольку основные требования удовлетворению не подлежат, следовательно, не подлежат удовлетворению и остальные требования истца в соответствии со ст. 100 ГПК РФ о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Лангепасского городского суда от 21 ноября 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым ФИО1 в иске к администрации г. Лангепаса о восстановлении в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и списках граждан, имеющих право на получение субсидии для приобретения жилых помещений в собственность за счет субвенций из федерального бюджета, взыскании расходов по оплате услуг представителя отказать.
Председательствующий: Цыганков С.Л.
Судьи: Дука Е.А.
Вороная Н.Л.