ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2558 от 12.10.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Власова И.К.

дело №33-2558

поступило 11 августа 2020 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2020 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе

председательствующего Васильевой С.Д.,

судей Дампиловой Ц.В., Гончиковой И.Ч.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Бичурского района Республики Бурятия в интересах ФИО1 к государственному учреждению Центру по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия о включении периодов работы в стаж, дающий право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе представителя государственного учреждения Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ ФИО2 на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июня 2020 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Дампиловой Ц.В., объяснения помощника прокурора Цыбиковой Е.Н., представителя ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия» ФИО2, действующей по доверенности от 14 апреля 2020г. ( л.д. 134), ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском в интересах ФИО1, прокурор Бичурского района Республики Бурятия просил обязать государственное учреждение «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Бурятия» (далее-Центр, пенсионный орган) включить в стаж, дающий право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО1 с 08.01.1976г. по 25.01.1993г. в Бичурской госсеминспекции, с 26.01.1993г. по 31.12.2001г. в Бичурской госсеминспекции, с 01.01.2002г. по 04.12.2003г. в ФГУ «Россеминспекция РБ» Бичурский филиал и обязать пенсионный орган произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019г.

Исковые требования мотивированы тем, что решением ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в Республике Бурятия» от 10.10.2019г. отказано ФИО1 в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа работы в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 30 лет (ч.14 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Прокурор Бичурского района считает отказ незаконным, поскольку пенсионным органом необоснованно отказано зачесть в стаж истца трудовую деятельность в сельском хозяйстве в спорные периоды в должностях техника-лаборанта, специалиста 1 категории. Между тем основным видом деятельности ФГУ «Государственная семенная инспекция по Республике Бурятия», Бичурский районный филиал ФГУ «Государственная семенная инспекция по Республике Бурятия» являлись « предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур». Таким образом, с учетом спорных периодов работы, общий стаж работы истца в сельском хозяйстве составляет не менее 30 календарных лет.

В судебном заседании процессуальный истец прокурор Бородина В.О. на исковых требованиях настаивала.

Материальный истец ФИО1, извещенная о рассмотрении дела, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. Суд счёл возможным рассмотреть дело в её отсутствие в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ» ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск ( л.д.105-106).

Районный суд постановил указанное выше решение ( л.д.116;118-123).

В апелляционной жалобе представитель ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ» ФИО2 просит решение суда отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Право на повышение фиксированной выплаты к пенсии предоставлено работникам сельского хозяйства, выполняющим работу на работах, производствах, по профессии, должности предусмотренной Списком № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. № 1440 (далее-Список), и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с часть 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее-Правила).

В соответствии со Списком право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой в растениеводстве. При этом работа в растениеводстве должна осуществляться в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство или структурных подразделениях растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которого не является сельское хозяйство.

Перечень «наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Растениеводство» данного Списка предусматривает «производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочную обработку сельскохозяйственной продукции, заготовку, хранение, мелиорацию».

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности к основным видам деятельности в растениеводстве относятся выращивание однолетних, многолетних культур и рассад. В правоприменительной практике пенсионного обеспечения к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделениям растениеводческого направления), относятся организации (структурные подразделения), созданные для производства сельскохозяйственных культур. Согласно ОКВЭД предоставление услуг в области растениеводства (в том числе послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация) относится к деятельности, второстепенной по отношению к сельскому хозяйству. Работа второстепенная по отношению к сельскому хозяйству, в том числе предусмотренная Списком, дает право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, если основным видом деятельности организации (структурного подразделения) является производство сельскохозяйственных культур. Между тем организации, в которых работала истец, учтены в статрегистре Бурятстата с кодом ОКОНХ 22300 «другие организации по обслуживанию сельского хозяйства». Кроме того, согласно выписке ЕРРЮЛ основным видом деятельности Государственной семенной инспекции по Республике Бурятия являлось предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур. Таким образом, работа ФИО1 проходила в организации занятой предоставлением услуг по обслуживанию сельского хозяйства, что являлось второстепенной работой по отношению к сельскому хозяйству и, следовательно, у истца отсутствует право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии ( л.д.131-133; 134-135).

Возражение прокурора на апелляционную жалобу содержит те же доводы, что и в иске ( л.д.138).

В суде апелляционной инстанции представитель ГУ «Центра по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда РФ в РБ» ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Прокурор Цыбикова Е.Н., не оспаривая решение суда, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Истец ФИО1, извещенная о рассмотрении дела с жалобой, в суд апелляционной инстанции не явилась. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца согласно ч.3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав прокурора, представителя пенсионного органа, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пунктов 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения судом первой инстанции при рассмотрении данного дела были допущены.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ... года рождения, является пенсионером по старости.

ФИО1 ( в предыдущем браке <...>, до брака - <...>) работала с 08.01.1976г. по 25.01.1993г. в должности техника-лаборанта в Бичурской госсеминспекции, с 26.01.1993г. по 31.12.2001г. в должности специалиста 1 категории в Бичурской госсеминспекции, с 01.01.2002г. по 04.12.2003г. в ФГУ «Россеминспекция РБ» Бичурский филиал (должность в трудовой книжке не указана) ( л.д. 20-26).

Настоящий спор возник в связи с тем, что пенсионным органом отказано во включении указанных выше периодов работы ФИО1 в стаж работы, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях», на весь период их проживания в сельской местности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» ( л.д.10-11).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Согласно статье 16 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 1 января 2019 г.) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Согласно части 16 статьи 17 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 г. N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 01.01.1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.

Таким образом, для решения вопроса о повышении размера фиксированной выплаты приняты специальные правила определения стажа работы в сельском хозяйстве.

Список предусматривает возможность зачета в стаж трудовой деятельности в сельском хозяйстве, учитываемый при установлении повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периодов работы, поименованных в разделе "Наименование работ, производств сельского хозяйства" настоящего Списка, при условии ее выполнения по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.

Согласно Списку право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии предоставляется в связи с работой, которая осуществляется в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, или структурных подразделениях растениеводческого и животноводческого направлений организаций, основным видом деятельности которых не является сельское хозяйство.

Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Перечень "Наименование работ, производств сельского хозяйства" в разделе "Растениеводство" данного Списка предусматривает работу в сфере растениеводства (включая семеноводство), под которым понимается производство сельскохозяйственных культур, включая формы органического сельского хозяйства, послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация.

Из ответа Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия (Бурятстат) от 23.03.2020г. следует, что в системе государственной статистики до внедрения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)-(2003) для определения видов деятельности использовался общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). В территориальном разделе Статрегистра Росстата в разные периоды были учтены: ФГУ «Государственная семенная инспекция по Республике Бурятия» и Бичурский районный филиал ФГУ «Государственная семенная инспекция Республики Бурятия» с кодом ОКОНХ – 22300 «Другие организации по обслуживанию сельского хозяйства» ( л.д. 30).

Исследовав Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц от 25.03.2020г. на ФГУ «Государственная семенная инспекция по Республике Бурятия» (прекращена деятельность 02.11.2007г.), соотнеся основной вид деятельности « предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур», с кодами экономической деятельности Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014г. № 14-ст, судебная коллегия приходит к выводу, что экономическая деятельность ФГУ «Государственная семенная инспекция по Республике Бурятия» относится к группе 01 – «растениеводство… и предоставление соответствующих услуг в этих областях».

Таким образом, трудовая деятельность истца в спорные периоды действительно осуществлялась в растениеводстве (семеноводство), однако не в производстве, а в предоставлении услуг в этой области. Между тем Списком, дающим право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотрена трудовая деятельность в растениеводстве (семеноводство), но в производстве продукции растениеводства, о чем свидетельствует указание в Списке на « производство сельскохозяйственных культур».

Следовательно, сам по себе факт работы ФИО1 в растениеводстве не дает права зачесть спорные периоды в специальный стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, ввиду незанятости истца в производстве сельскохозяйственных культур.

Кроме того, не доказано наличие условия выполнения работ по профессиям, должностям, специальностям, перечисленным в разделе "Наименование профессий, должностей, специальностей" Списка.

Так, Список не содержит наименование профессий, должностей, специальностей «технолог-лаборант» и специалист 1 категории. Так, из штатных расписаний Бичурской госсеминспекции следует, что существовали должности: 1986г.-специалист 1 и 2 категорий, временный лаборант 0,66 ед.; в 1987г.- техник 1 и 2 категорий; в 1989г.- техник 1 и 2 категорий; в 1990г., 1991г.- техник 1 категории, техник 2 категории; 1996г. существовала должность специалист 1 категории, временный техник-лаборант 0,66 ед. Соответственно и штатные расписания не содержали постоянную полную ставку по должности, предусмотренной Списком – лаборант другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство ( примечание: при буквальном толковании в обоих случаях речь идет о производстве сельскохозяйственных культур).

Таким образом, деятельность Бичурской госсеминспекции, ФГУ «Государственная семенная инспекция по Республике Бурятия» является второстепенной по отношению к сельскому хозяйству, относится к вспомогательной деятельности в области растениеводства (семеноводства) и не относится к основному понятию "производство сельскохозяйственной продукции". Соответственно работа истца не проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке и Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 года N 1440, в связи с чем не дает оснований для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Между тем суд первой инстанции не разграничил указанные юридически значимые обстоятельства, что привело к постановлению судебного решения противоречащего законодательству.

На основании изложенного судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы, в связи с чем решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Бичурского районного суда Республики Бурятия в интересах ФИО1 к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Республике Бурятия» о включении в стаж, дающий право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды работы ФИО1 с 08.01.1976г. по 25.01.1993г. в должности техника-лаборанта, с 26.01.1993г. по 31.12.2001г. в должности специалиста 1 категории Бичурской госсеминспекции, с 01.01.2002г. по 04.12.2003г. в должности специалиста 1 категории ФГУ «Россеминспекция РБ» Бичурский филиал и возложении обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019г. - отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Апелляционную жалобу удовлетворить.

Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18 июня 2020 года отменить.

Принять новое решение.

В удовлетворении иска прокурора Бичурского районного суда в интересах ФИО1 к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Республике Бурятия» о включении в стаж, периодов работы, дающих право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, с 08.01.1976г. по 25.01.1993г., 26.01.1993г. по 31.12.2001г., 01.01.2002г. по 04.12.2003г. и возложении обязанности на ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного Фонда Российской Федерации в Республике Бурятия» произвести ФИО1 перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2019г. - отказать.

Председательствующий: Васильева С.Д.

Судьи: Гончикова И.Ч.

Дампилова Ц.В.