ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2565 от 24.12.2014 Рязанского областного суда (Рязанская область)

№ 33-2565 Судья Синякова Г.А. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ24 декабря 2014 годаСудебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:председательствующего судьи Насоновой В.Н.,судей Споршевой С.В., Левковой Г.И., при секретаре Сидорове А.А.,рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на решение Советского районного суда г. Рязани от 17 октября 2014 года, которым постановлено:    Заявление заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по не направлению в Правительство Рязанской области предложения о включении автомобильной дороги от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

 Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда направить в Правительство Рязанской области предложение о включении автомобильной дороги от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

 Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по доверенности Ляха Г.Г., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения против доводов апелляционной жалобы представителя администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области по доверенности Сотэло Л.Н. и прокурора Яковлевой Т.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о невключении автомобильной дороги от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, мотивируя тем, что в ходе проверки обращения гражданина ФИО1 по вопросу ремонта автомобильной дороги от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево было установлено, что дорожное покрытие проезжей части дороги имеет ямы, выбоины и просадки площадью более 2,5 кв.м, данные повреждения не соответствуют п. 3.4.2. ГОСТ 50597-93, требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения. Данная дорога является автомобильной дорогой межмуниципального значения, в связи с чем подлежит включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

 Согласно п. 1 ч. 1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. № 7, министерство является центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Обязанность по приведению автомобильной дороги от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в соответствие с ГОСТом в силу ч. 2 и ч. 3 Положения лежит на министерстве. Администрация Рязанского района 22.08.2014 года обратилась в Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по вопросу включения указанной автодороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, 02.09.2014 года из министерства поступил ответ о том, что для отнесения данной дороги к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и передачи её в собственность Рязанской области необходимо пройти процедуру принятия бесхозяйного объекта. Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области указывает на то, что первоначально необходимо принять данную дорогу в порядке ст. 225 ГК РФ в собственность муниципального образования с целью дальнейшего включения указанной дороги в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

 Указанная автомобильная дорога является единственным подъездом к оздоровительному лагерю «Серебряные пруды» и к населенному пункту д. Сажнево, ненадлежащее транспортно-эксплуатационное состояние дорожного полотна проезжей части влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом свобод граждан, пользующихся данной автомобильной дорогой. После уточнения своих требований прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил суд признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по направлению в Правительство Рязанской области предложения о включении автомобильной дороги от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, и обязать министерство направить в Правительство Рязанской области предложение о включении автомобильной дороги от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, установить срок для исполнения.

 По делу в качестве заинтересованных лиц судом привлечены Правительство Рязанской области и Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.

 Суд удовлетворил заявление прокурора, постановив вышеуказанное решение.

 В апелляционной жалобе Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области просит отменить решение суда и производство по делу прекратить. Полагает, что решение суда является незаконным и необоснованным в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, а также неправильным применением норм материального права.

 В возражениях на апелляционную жалобу администрация муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области, помощник прокурора Рязанского района Рязанской области просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Судебная коллегия, заслушав объяснения представителей Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области, прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.

 В соответствии со ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3); ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (п. 1 ст. 12); обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12).

 Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (п. 1 ст. 5); автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (п. 2 ст. 5); к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (п. 3 ст. 5); критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 5).

 Согласно п. 2 «Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров», утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 г. № 184, автомобильными дорогами общего пользования межмуниципального значения, в том числе являются автомобильные дороги, являющиеся подъездами к базам отдыха, загородным оздоровительным лагерям, санаториям федерального или областного значения; являющиеся подъездами от автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения к населенным пунктам с постоянно проживающим населением.

 Согласно акту установления принадлежности автомобильных дорог общего пользования Рязанского района Рязанской области от 16-18 апреля 2014 года, утвержденному министром транспорта и автомобильных дорог Рязанской области Межориным Е.А., автомобильная дорога от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево подпадает под критерии автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения. Данное обстоятельство в судебном заседании представителем Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области не оспорено.

 В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации (передаются в собственность субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации) (п. 6 ст. 6); включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве (п. 11 ст. 6).

 Согласно п. 3 ст. 6 указанного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности; полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 Согласно абзацам 1, 2, 3 подпункта 1 пункта 1 раздела III Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 г. № 7 (в ред. 16.04.2014 г.) министерство осуществляет полномочия по подготовке предложений Правительству Рязанской области по: утверждению критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования.

 Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.08.2014 года администрация Рязанского района (письмо    от 14.08.2014 г.) обратилась в Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по вопросу включения автомобильных дорог, в том числе автомобильной дороги от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево, в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области.

 В ответе на запрос прокурора Рязанского района Рязанской области Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от 02.09.2014 г.    сообщило, что указанная автомобильная дорога не имеет собственника и не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, а для отнесения данной дороги к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и передачи ее в собственность Рязанской области необходимо пройти процедуру принятия данного бесхозяйного объекта в соответствии со ст. 225 ГК РФ в собственность муниципального образования.

 Из материалов дела следует, что автодорога от автодороги «Рязань - Пронск - Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево оформлена в собственность муниципального образования 05.06.2013 года, о чем Минтрансу было сообщено.

 Согласно представленным в материалы дела ответам министерств главе муниципального образования, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области полагает, что вначале Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области должно принять решение о принятии в собственность спорной автодороги, тогда как Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области считает, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области должно выйти с предложением в Правительство Рязанской области о включении этой дороги в Перечень, поскольку к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги? которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Проанализировав указанные нормативные акты, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что осуществление полномочий Минтранса по подготовке предложений Правительству Рязанской области по утверждению критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и утверждению перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования, предопределяет разрешение последующих вопросов по передаче автомобильной дороги в собственность субъекта. При этом разработка предложений правительству и принятие решения о передаче дороги в собственность субъекта может производиться указанными министерствами в рамках своей компетенции параллельно.

 Вывод суда мотивирован в решении, не противоречит положениям указанных правовых норм и представленным в материалы дела доказательствам, которым дана оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.

 Поскольку в судебном заседании установлено, что спорная автодорога находится в ненадлежащем состоянии, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, тем самым нарушаются права и охраняемые законом свободы граждан, создается угроза причинения им имущественного ущерба, а также вреда их жизни и здоровью, суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, действовавшего в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ.

 С учетом названных функций, задач и прав Минтранса, а также учитывая, что указанная автодорога подпадает под критерии автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, и, следовательно, должна находиться в собственности Рязанской области, суд первой инстанции правомерно признал бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области незаконным и возложил на него обязанность по подготовке и направлению в Правительство Рязанской области предложения о включении автомобильной дороги от автодороги «Рязань-Пронск-Скопин» подъезд станция Денежниково до д. Сажнево в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с целью последующего оформления её в установленном законом порядке в собственность субъекта.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену решения.

 Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушения процессуального закона не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Советского районного суда г. Рязани от 17 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – без удовлетворения.

 Председательствующий -

Судьи: