ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-2566 поступило 22 июля 2013 года.
Судья Цыдыпова Э.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Сокольниковой Н.А.,
судей коллегии Булгытовой С.В., Гончиковой И.Ч.,
с участием прокурора Габаевой Д.Н.,
при секретаре Бадмажаповой С.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Улан-Удэ 12 августа 2013 г. гражданское дело по заявлению начальника отдела МВД России по Кабанскому району Республики Бурятия об установлении административного надзора в отношении ФИО1 по апелляционному представлению помощника прокурора Кабанского района Мархаевой Д.Д. на решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11.06.2013г., которым постановлено:
Заявление начальника ОМВД РФ по Кабанскому району ФИО2 об установлении административного надзора в отношении ФИО1 удовлетворить.
Установить в отношении ФИО1, родившегося ... в <...> административный надзор сроком на <...>.
Срок административного надзора в отношении ФИО1 подлежит исчислению со дня постановки его на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
На весь срок административного надзора установить ФИО1 административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства для регистрации.
Взыскать с осужденного ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального района (ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ) согласно ст.333.19 НК РФ в сумме ... рублей.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав мнение прокурора Габаевой Д.Н., пояснения представителя отдела МВД России по Кабанскому району ФИО3 (по доверенности от ....), ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с заявлением, начальник отдела МВД РФ по Кабанскому району ФИО2 просил на основании ч.2 ст.3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6.04.2011г. №64-ФЗ установить административный надзор в отношении ФИО1 с ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в отдел МВД РФ по Кабанскому району, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с ... ч. до ... ч.
Заявление мотивировано тем, что ФИО1, ... г.р., осужденный .... <...> судом <...> по ст. УК РФ к <...>, .... освобожден условно-досрочно на <...>. Ранее он был неоднократно судим: .... - по <...> УК РФ к <...>; .... - по <...> УК РФ к <...>; ... - по ст.<...> УК РФ к <...>. После освобождения ФИО1 проживает по адресу: <...>, к административной ответственности после освобождения не привлекался.
В судебном заседании представитель отдела МВД России по Кабанскому району ФИО3, действующий на основании доверенности от ...., заявление поддержал, ходатайствовал об установлении в отношении ФИО1 административного надзора сроком на <...>, пояснив, что в действиях ФИО1 имеется <...> рецидив преступления, он неоднократно судим, злоупотребляет спиртными напитками, не трудоустроен; состоит на учете в ОВД как условно-досрочно освобожденный, нарушений порядка условно-досрочного освобождения не допускает.
ФИО1 против установления административного надзора на <...> не возражал.
Прокурор Мархаева Д.Д. полагала, что заявление удовлетворению не подлежит.
Суд постановил вышеназванное решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора Кабанского района Мархаева Д.Д., ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просит его отменить, принять по делу новое решение. При этом указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Суд в нарушение требований ст.ст.1, 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6.04.2011г. №64-ФЗ установил административный надзор за ФИО1 до истечения срока условно-досрочного освобождения от наказания, без учета того, что временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы условно-досрочно, определяется судом в порядке ст.ст.79, 73 УК РФ. Обращает внимание на то, что в силу ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 6.04.2011г. №64-ФЗ административный надзор подлежал установлению в отношении ФИО1 на срок, установленный законодательством РФ для погашения судимости, который с учетом положений п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, составляет шесть лет после отбытия наказания.
Возражений на апелляционное представление не поступило.
В суде апелляционной инстанции прокурор Габаева Д.Н. доводы апелляционного представления поддержала в полном объеме, полагала, что решение подлежит отмене.
Представитель отдела МВД России по Кабанскому району ФИО3 по доверенности против доводов апелляционного определения возражал, считал решение суда законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1
Выслушав представителя заявителя, прокурора, проверив материалы дела, доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 6.04.2011г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.2 названного Федерального закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии со ст.3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи.
В отношении указанного в ч.1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
По смыслу названных норм, административный надзор может быть установлен в отношении лица, освобожденного или освобождаемого из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Из материалов дела, видно, что ФИО1, ....р., ранее неоднократно судимый, в соответствии с постановлением судьи <...> суда <...> от .... освобожден на основании ст.79 УК РФ условно-досрочно от отбывания наказания, назначенного ему по приговору <...> суда <...> от .... на не отбытый срок - .... На ФИО1 возложены обязанности: встать на учет и не реже одного раза в месяц отмечаться в специализированном государственном органе по месту жительства, не менять постоянного места жительства без уведомления указанного органа.
На момент разрешения заявления об установлении административного надзора срок условно-досрочного освобождения ФИО1 от наказания по вышеназванному приговору не истек (....), в связи с чем он не может быть признан лицом, отбывшим наказание. Данный вывод согласуется с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, изложенными в абз.1 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013г. №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре», согласно которому лицо, освобожденное условно-досрочно из мест лишения свободы в порядке ст.79 УК РФ считается не отбывшим наказание в виде лишения свободы.
С учетом того, что в силу ч.7 ст.79 УК РФ при уклонении указанного лица от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении, а также при совершении им до момента истечения срока оставшейся не отбытой части наказания административного правонарушения или преступления, условно-досрочное освобождение может быть отменено с исполнением оставшейся не отбытой части наказания, административный надзор к данному лицу не может быть применен до истечения срока оставшейся не отбытой части наказания (абз.2 п.4 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).
Таким образом, установление административного надзора в отношении ФИО1 до истечения срока условно-досрочного освобождения от отбывания наказания является незаконным.
В силу изложенного судебная коллегия решение суда первой инстанции находит подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об оставлении заявления начальника отдела МВД России по Кабанскому району об установлении административного надзора в отношении ФИО1 без удовлетворения.
Названное решение не может являться препятствием к установлению административного надзора после истечения срока оставшейся не отбытой части наказания при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6.04.2011г. №64-ФЗ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального Кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 11.06.2013г. отменить.
В удовлетворении заявления начальника отдела МВД РФ по Кабанскому району Республики Бурятия об установлении административного надзора в отношении ФИО1 отказать.
Председательствующий: Сокольникова Н.А.
Судьи коллегии: Булгытова С.В.
Гончикова И.Ч.