Судья судья Дело № №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего-судьи Коробейниковой Л.Н.
судей Мельниковой Г.Ю., Нургалиева Э.В.
при секретаре Степановой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Пермской таможни к фио3 о взыскании утилизационного сбора,
по апелляционной жалобе Пермской таможни на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований Пермской таможни к фио3 о взыскании утилизационного сбора отказано.
Заслушав доклад судьи Мельниковой Г.Ю., объяснения представителей Пермской таможни - фио4, фио2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, просивших об отмене решения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Пермская таможня обратилась в суд с иском к фио3 о взыскании утилизационного сбора в размере <данные изъяты> рублей. Требование мотивированы тем, что ответчик ДД.ММ.ГГГГ подал в Удмуртский таможенный пост Пермской таможни пассажирскую таможенную декларацию в целях таможенного декларирования транспортного средства VOLKSWAGEN TRANSPORTER, ДД.ММ.ГГГГ выпуска, №, объем двигателя 1968 куб.см, страна вывоза Германия.
В ходе проведения таможенного контроля установлено, что в нарушение указанного порядка фио3 представил в Удмуртский таможенный пост расчет утилизационного сбора и уплатил таковой на сумму <данные изъяты> рублей, как в отношении транспортного средства категории Ml (легковой автомобиль). Недоплата, составляющая <данные изъяты> рублей, подлежит принудительному взысканию с ответчика в пользу Пермской таможни.
В судебном заседании представитель Пермской таможни -фио1 исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что Порядок взимания утилизационного сбора, а также федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие взимание утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, согласно п.3 которых взимание утилизационного сбора, уплачиваемого лицами, осуществившими ввоз колесных транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию, производит Федеральная таможенная служба.
При этом указанные Правила не содержат положений, регулирующих порядок взыскания утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случае выявления факта уплаты утилизационного сбора в неполном объеме.
Положения статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза, главы 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», регулирующие порядок принудительного взыскания таможенным органом таможенных платежей, также не содержат положений о принудительном взыскании утилизационного сбора. Положениями раздела V названных Правил установлен порядок возврата плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачета в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора в случае взыскания утилизационного сбора в размере, превышающем размер, утилизационного сбора, подлежащий уплате.
Таким образом, названые нормы, не определяя порядок, указывают на полномочие таможенного органа на принудительное взыскание недоплаты утилизационного сбора с его плательщика. В отсутствие иного порядка взыскание должно производиться в судебном порядке. При этом выставление фио3 требования об уплате утилизационного сбора невозможно, т.к. будут превышены полномочия таможенного органа.
Ответчик фио3 иск не признал, не оспаривая факт относимости указанного истцом транспортного средства к категории N1, полагал, что у Пермской таможни отсутствует право на взыскание утилизационного сбора по следующим основаниям: таможенный орган при выдаче паспорта транспортного средства обязан проверить правильность исчисления и уплаты утилизационного сбора; ответчик при ввозе автомобиля в Россию уплатил утилизационный сбор, что само по себе исключает возможность для его повторного взыскания; случаи и порядок принудительного взыскания таможенными органами таможенных пошлин и налогов, включая их неполную уплату, предусмотрены главой 14 ТК ТС, утилизационный сбор в их число не подпадает; не содержится понятия «утилизационный сбор» и в статье 13 Налогового кодекса РФ, устанавливающей виды федеральных налогов и сборов; Закон №311-ФЗ, устанавливая виды таможенных сборов (ст. 123), не относит к их числу утилизационный сбор.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пермская таможня просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на следующие доводы: вывод суда о том, что истцом не соблюдена процедура направления ответчику требования об уплате недоплаченной части утилизационного сбора основан на неправильном применении норм материального права; вывод суда о том, что таможенный орган лишил ответчика возможности обжалования решения таможенного органа о пересмотре размера утилизационного сбора либо его доплаты в добровольном порядке является неправильным; суд не разрешил по существу возникший спор.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ответчика фио3, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы.
Судом первой инстанции установлены следующие значимые для дела обстоятельства.
фио3 является собственником автомобиля VOLKSWAGEN TRANSPORTER, №, объем двигателя 1968 куб.см, ввезенного им в Российскую Федерацию в апреле 2013 года из Германии.
В целях таможенного декларирования указанного автомобиля ДД.ММ.ГГГГ фио3 обратился в Удмуртский таможенный пост Пермской таможни.
ДД.ММ.ГГГГ фио3 уплачен утилизационный сбор в сумме <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ фио3 при обращении в Удмуртский таможенный пост представил собственноручно составленный расчет утилизационного сбора в отношении вышеуказанного автомобиля на сумму <данные изъяты> рублей.
После установления факта поступления утилизационного сбора на счет Федерального казначейства Удмуртским таможенным постом заполнен таможенный приходный ордер № <данные изъяты> с указанием вида платежа – 9120-утилизационный сбор, отражающий исчисление и уплату ответчиком утилизационного сбора в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Удмуртским таможенным постом фио3 выдан паспорт на указанное транспортное средство с отметкой об уплате утилизационного сбора. В паспорте наименование транспортного средства указано «грузовой-бортовой», категория - «В».
фио3 уплатил сумму утилизационного сбора как за легковой автомобиль для личного пользования.
Ввезенный фио3 автомобиль относится к категории N1 -транспортные средства, используемые для перевозки грузов, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн, утилизационный сбор при ввозе которого составляет <данные изъяты> рублей. Недоплата суммы утилизационного сбора составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствовался ст. 46 Конституции РФ, ст. 24.1, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 15, 36, 37, 129, 150, 154, 157 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст.ст. 9, 91Таможенного кодекса Таможенного союза, Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 N 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе»,, п.3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и пришел к следующим выводам: иск подан таможенным органом в интересах Российской Федерации в пределах своей компетенции; в связи с ввозом в апреле 2013 года в Российскую Федерацию вышеуказанного транспортного средства категории N1 ответчик был обязан уплатить утилизационный сбор в размере <данные изъяты> рублей, недоплата составляет <данные изъяты> рублей; поскольку порядок взыскания недоплаты утилизационного сбора законодательно не регламентирован, учитывая положения ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, при разрешении спорного правоотношения необходимо руководствоваться порядком, установленным для взыскания таможенных платежей Законом № 311-ФЗ и нормами ТК ТС; независимо от избранной таможенным органом процедуры взыскания таможенных платежей (административной либо судебной) ей предшествует обязательное выставление требования об уплате таможенных платежей; непринятие таможенным органом решения о пересмотре суммы подлежащего уплате утилизационного сбора и ненаправление фио3 предложения доплатить требуемую сумму сбора, фактически свидетельствуют об отсутствии нарушения с его стороны интересов Российской Федерации, которое должно объективно существовать к моменту подачи иска; не направив ответчику в досудебном порядке соответствующее требование о доплате утилизационного сбора, Пермская таможня лишила ответчика возможности обжалования решения таможенного органа в административном порядке и возможности в добровольном порядке без негативных последствий для себя восстановить право Российской Федерации при условии его действительного нарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения и удовлетворении апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Согласно Положению о Федеральной таможенной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, данная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» определены функции (обязанности) таможенных органов, перечень которых не является закрытым, поскольку в силу части 2 данной статьи федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).
В соответствии со ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» :
1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (далее в настоящей статье - транспортные средства (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
2. Виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
осуществляют ввоз транспортных средств (шасси) в Российскую Федерацию;
осуществляют производство, изготовление транспортных средств (шасси) на территории Российской Федерации;
приобрели транспортные средства (шасси) на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
4. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
7. Паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств оформляются и выдаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 г. № 870 были утверждены Правила взимания, исчислении и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора. Впоследствии постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора.
Правительство Российской Федерации в пункте 3 указанных Правил возложило обязанность по взиманию утилизационного сбора на Федеральную таможенную службу.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами, в том числе, предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:
а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;
б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;
в) о признании имущества бесхозяйным;
г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
На основании вышеуказанных актов вывод суда о том, что иск подан таможенным органом в интересах Российской Федерации в пределах своей компетенции, является правильным.
В суде первой инстанции ответчик фио3 признал, что ввезенный им автомобиль относится к категории N1 транспортные средства, используемые для перевозки грузов, имеющие допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Из материалов дела следует, что ответчик уплатил сумму утилизационного сбора как за легковой автомобиль для личного пользования. Между тем ввезенный им автомобиль Volkswagen Transporter 2010 года выпуска, согласно представленных истцом в материалы дела документов и признания данного факта им самим относится к категории N1 транспортные средства (грузовой автомобиль), утилизационный сбор при ввозе которого составляет <данные изъяты> рублей. Таким образом, недоплата суммы утилизационного сбора составляет <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> рублей).
Вывод суда о том, что ответчик, в связи с ввозом в апреле 2013 года в Российскую Федерацию транспортного средства категории N1 был обязан уплатить утилизационный сбор в размере <данные изъяты> рублей, недоплата составляет <данные изъяты> рублей, соответствует установленным обстоятельствам, подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Данный вывод судом в решении подробно мотивирован, основан на правильно установленных значимых для дела обстоятельств и с правильным применением норм материального права. Доводам ответчика в указанной части судом дана правильная правовая оценка. Оснований для переоценки указанного вывода в суде апелляционной инстанции не имеется.Между тем, с выводом суда первой инстанции о том, что порядок взыскания недоплаты утилизационного сбора законодательно не регламентирован, а потому подлежат применению положения ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса РФ, и при разрешении спорного правоотношения необходимо руководствоваться порядком, установленным для взыскания таможенных платежей Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и нормами Таможенного кодекса Таможенного союза, судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Основываясь на указанном выводе, суд посчитал, что при разрешении спорного правоотношения следует руководствоваться п. 1 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза, ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 150, ч. ч. 1, 4, 5, 11 ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Согласно ч.1 ст. 129 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст. 150 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке. Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (ч.1).
Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч.4).
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (ч.5).
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (ч. 11).
При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в сроки, установленные настоящей статьей, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с настоящей главой (ч.17).
Из положений вышеуказанных норм следует, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных платежей таможенный орган обязан выставить их плательщику требование об уплате таможенных платежей по установленной форме и в установленные сроки, и только при неисполнении плательщиком названного требования в установленные сроки таможенный орган имеет право применить меры принудительного взыскания таможенных платежей, в том числе посредством обращения в суд.
Таким образом, названными нормами предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора о взыскании недоплаченной суммы таможенных платежей.
Между тем, из положений ст. 132 ст. 135, ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что досудебный порядок урегулирования спора для конкретной категории дел должен быть установлен либо федеральным законом, либо предусмотрен сторонами в договоре.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено право заинтересованных лиц на обращение за защитой непосредственно в судебные органы, и только в случаях прямо предусмотренных федеральным законом для определенной категории споров данным правом можно воспользоваться только после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Обязанность по уплате утилизационного сбора установлена статьей 24. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Названным федеральным законом не предусмотрен досудебный порядок урегулирования спора для дел, предметом которых является взыскание утилизационного сбора.
Из содержания Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, следует, что предусмотрен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой (соответственно, главы II и III) в зависимости от категории плательщиков данного сбора, указанных в п. 3 ст. 24. 1 названного Федерального закона, а также Особый порядок его исчисления и уплаты плательщиками, указанными в абз. 3 п. 3 ст. 24.1 названного Федерального закона – крупнейшими производителями колесных транспортных средств (шасси) (глава IV).
Согласно ст. 23 названных Правил, в случае если крупнейший производитель не осуществил уплату утилизационного сбора или осуществил уплату утилизационного сбора не в полном объеме в сроки, предусмотренные пунктом 22 настоящих Правил:
а) налоговым органом осуществляется взыскание утилизационного сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному главами 8, 10 и 11 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания налогов и сборов;
б) до даты уплаты (взыскания) утилизационного сбора в полном объеме и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства крупнейшим производителем осуществляется исчисление и уплата утилизационного сбора в соответствии с разделом III настоящих Правил.
В свою очередь главами 8, 10, 11 Налогового кодекса РФ, в частности предусмотрен принудительный порядок взыскания неуплаченных либо недоплаченных налогов, в том числе досудебный порядок их взыскания.
Таким образом, законодатель предусмотрел досудебный порядок урегулирования спора о взыскании утилизационного сбора, но только в отношении плательщиков, указанных в абзаце третьем пункта 3 статьи 21.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Следовательно, взыскание недоплаты утилизационного сбора в отношении такой категории плательщиков, каковым является ответчик по настоящему делу, должно быть осуществлено в судебном порядке без предварительного обращения к плательщику с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что порядок взыскания недоплаты утилизационного сбора законодательно не регламентирован и к возникшим между сторонами правоотношениям подлежат применению по аналогии вышеуказанные положения Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ о досудебном урегулировании спора о взыскании недоплаты по утилизационному сбору, является неверным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» данный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В соответствии с положениями ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон)
1. За каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств (шасси), указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) (далее в настоящей статье - транспортные средства (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Пунктами 7, 8 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291, установлены обязательные требования по проставлению в паспортах транспортных средств отметок об уплате в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона утилизационного сбора либо основаниях его неуплаты.
В соответствии с пунктом 59 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 (зарег. в Минюсте России, 29.07.2005, per. № 6842) выдача паспортов транспортных средств, а также проставление в паспортах отметки об уплате утилизационного сбора осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.
Согласно абзацам 5, 6 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» регистрация и изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляются, если в паспорте соответствующего транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора либо основаниях его неуплаты.
Согласно статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - таможенный союз) - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами (ч.1).
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (ч.2).
Согласно п.1 ч.2 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ « О таможенном регулировании в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона является регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;
В силу положений п.п. 18, 25 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза утилизационный сбор не является ни налогом, ни таможенной пошлиной, уплата которых является условием выпуска товара. Утилизационный сбор- это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в целях обеспечения экологической безопасности, уплата утилизационного сбора выступает обязательным условием эксплуатации колесных транспортных средств на территории Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора, как и выдача таможенными органами паспортов транспортных средств, являются дополнительной функцией таможенных органов, возложенных соответствующими Постановлениями Правительства РФ.
С учетом положений, содержащихся в указанных нормативных актах, вывод суда о том, что спорное правоотношение по отношению к правоотношениям по взысканию таможенных платежей является аналогичным нельзя признать правильным.
В соответствии с ч.1 ст. 35, ч.1 ст. 39, ст. 56 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе возражать против исковых требований, признать иск, заключить мировое соглашение.
Из материалов дела следует, судом в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ сторонам разъяснялись вышеуказанные права, фио3 возражал против удовлетворения иска. (л.д.<данные изъяты>). При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии каких-либо ограничений прав ответчика при рассмотрении данного дела, поскольку он мог возражать против предъявленных к нему таможенным органом требований (что и было сделано ответчиком), согласиться с иском, заключить мировое соглашение, добровольно исполнить законное требование Российской Федерации в лице таможенного органа.
По вышеизложенным основаниям неправильными являются выводы суда об ограничении прав истца на обжалование решения таможенного органа и о том, что непринятие таможенным органом решения о пересмотре суммы подлежащего уплате утилизационного сбора и ненаправление фио3 предложения доплатить требуемую сумму сбора, фактически свидетельствуют об отсутствии нарушения с его стороны интересов Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Пермской таможни основан на неправильном применении норм материального и процессуального права, не соответствует установленным обстоятельствам, что в силу положений п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ влечет отмену решения и принятие нового решения об удовлетворении иска в полном объеме по вышеизложенным мотивам.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Октябрьского районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу по иску Пермской таможни к фио3 о взыскании утилизационного сбора новое решение, которым исковые требования Пермской таможни удовлетворить.
Взыскать с фио3 в пользу Пермской таможни недоплаченную сумму утилизационного сбора в размере <данные изъяты>.
Апелляционную жалобу Пермской таможни – удовлетворить.
Председательствующий Л.Н. Коробейникова
Судьи Г.Ю. Мельникова
Э.В. Нургалиев