ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-25696/2016
19 декабря 2016 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Кривцовой О.Ю.,
ФИО1
при секретаре Галяутдиновой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от <...>, которым постановлено:
иск Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору удовлетворить.
Признать действия ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» по начислению собственникам жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан» размера платы за коммунальную услугу «электроэнергия на общедомовые нужды», начиная с первоначального выставления платежных документов (апрель 2015 года) для оплаты напрямую собственникам, незаконными.
Обязать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» произвести перерасчет (возврат) платы по коммунальной услуге «электроэнергия на общедомовые нужды» начиная с <...> в отношении всех собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся в управлении ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан».
Обязать ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» прекратить начисление размера платы за коммунальную услугу «электроэнергия на общедомовые нужды» в отношении всех собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся в управлении ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г.Уфы Республики Башкортостан».
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет РБ по жилищному и строительному надзору обратился в суд с иском к ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» о признании действий по начислению собственникам жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г.Уфы РБ» размера платы за коммунальную услугу «электроэнергия на общедомовые нужды» незаконными, обязании произвести перерасчет (возврат) размера платы по коммунальной услуге «электроэнергия на общедомовые нужды», обязании прекратить начисления размера платы за коммунальную услугу «электроэнергия на общедомовые нужды». Требования мотивированы тем, что по многочисленным обращениям жителей многоквартирных домов г. Уфы, находящихся в управлении управляющей организации ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа» проведена проверка требований федерального законодательства в жилищно-коммунальной сфере при начислении размера платы за коммунальную услугу электроэнергия на общедомовые нужды. ООО «ЭСКБ» начисляет и производит сбор платы за электроэнергию, используемую на ОДН напрямую гражданам - потребителям. Договоры электроснабжения в письменной форме между ООО «ЭСКБ» собственниками жилых помещений по адресу: <...> на поставку коммунального ресурса «электроэнергия» отсутствуют. При определении размера платы за электрическую энергию на ОДН в период с <...> г. по <...> со стороны ответчика допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителя, проживающего в <...> в <...>, а также всех собственников, проживающих в данном многоквартирном доме. Также в ходе проверки установлено, что при определении размера платы за электрическую энергию на ОДН в период с <...> по <...> со стороны ответчика допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителя, проживающего в <...> а также всех собственников, проживающих в данном многоквартирном доме. Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье «электроэнергия на общедомовые нужды» превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления, является нарушением установленного Правилами <...> порядка ценообразования. В ходе проверки ООО «ЭСКБ» не представлено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <...> в <...> о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Также действующее жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч.7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления домом (ч.8 ст. 155 ЖК РФ). Указанная плата вносится управляющей организации. ООО «ЭСКБ» также не представило письменной информации об определении размера платы за коммунальную услугу электроснабжения, в том числе предоставленные на общедомовые нужды по дому <...> по <...> в <...> со ссылкой на нормативно - правовые акты, в соответствии с которыми произведено начисление такой платы. Отсутствует договор уступки права требования по начислению ОДН с управляющей организацией. В ходе проверки установлено нарушение порядка предъявления размера платы на общедомовые нужды в соответствии с ч.7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ. По итогам проверки Государственным комитетом РБ по жилищному и строительному надзору ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» выдано предписание.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана», просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права на том основании, что возможность расторжения договора электроснабжения с управляющей организацией предусмотрена законодательством, также законодательством предусмотрена только письменная форма договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Управляющая компания становится исполнителем коммунальных услуг только с даты заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Законом предусмотрена возможность, при которой к предоставлению коммунальных услуг приступает ресурсоснабжающая организация – в случае, если договор с управляющей компанией отсутствует. Положения абз.2,3 п.44 Правил предоставления коммунальных услуг не применимы при расчете за поставленные ресурсы на общедомовые нужды в многоквартирные дома ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие заключенного договора управляющей компании с ресурсоснабжающей организацией к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация – ООО «ЭСКБ» и договорные отношения возникают непосредственно между гражданами - потребителями и ресурсоснабжающей организацией. Данные обстоятельства не были учтены судом при разрешении спора. Кроме того, суд не принял во внимание решение арбитражного суда по спору между теми же сторонами о том же предмете и основанию иска. Суд не привлек к участию в деле третьих лиц, чьи права были затронуты обжалуемым решением суда. Суд не известил третьих лиц и ответчика о времени и месте предварительного судебного заседания, а также оставил без удовлетворения ходатайство об отложении судебного разбирательства с целью подготовки отзыва на исковое заявление и ознакомления с материалами дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» ФИО2, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 ГПК РФ.
В силу ст. ст. 153, 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...>г. <...> (далее - Правила), ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из материалов дела усматривается, что ресурсоснабжающая организация ООО «ЭСКБ» осуществляет поставки электроэнергии на общедомовые нужды напрямую собственникам помещений многоквартирных домов, в том числе жителям домов, которые выбрали способ управления многоквартирным домом через управляющую компанию.
В ходе внеплановых выездных инспекционных проверок в отношении ООО «ЭСКБ» по обращению жителя <...>, согласно распоряжению <...> от <...>г. и обращению жителя <...> согласно распоряжению <...> от <...>, объем платы за электроэнергию, предоставленные на общедомовые нужды по дому <...> по <...> с <...> по август <...> г. (за <...> месяц) не должен превышать <...> квт/ч. Всего по дому размер платы должен составлять: <...> - тариф дневная зона, +<...> - тариф ночная зона) = <...> руб. На примере по <...> объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не должен превышать <...> квт/ч. В ходе проверки установлено, что согласно информации -распределения общедомового потребления по бытовым договорам и юридическим лицам многоквартирного <...>, за расчетный период <...> начисления на ОДН за электроэнергию (с учетом начислений по дневной зоне - <...> квт/ч и ночной зоне - <...> квт/ч) составляют <...> квт/ч. Всего начислено по дому<...> (тариф дневная зона) +<...> (тариф ночная зона) = <...> руб. Жителям многоквартирного дома за <...> излишне начислена платы на общедомовые нужды в объеме <...> квт/ч., том числе по <...> - <...> квт/ч (<...>). По дому <...> по <...> объем платы за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды с <...> по <...> должен составлять: <...> квт/ч * <...> квт/ч., Всего по дому размер платы должен составлять: <...> тариф дневная зова, +<...> - тариф ночная зона) = <...> руб. В том числе на примере <...> объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды не должен превышать: <...> кв.м. (площадь мест общего пользования * <...> кв.м (площадь <...>) <...> (тариф дневная зона) +<...> (тариф ночная зона) = <...> руб. В ходе проверки установлено, что согласно информации - распределения общедомового потребления по бытовым договорам и юридическим лицам многоквартирного <...>, за расчетный период апрель 2015 г. начисления на ОДН за электроэнергию (с учетом начислений по дневной зоне - <...> квт/ч и ночной зоне <...> квт/ч) составляют <...>. Всего начислено по дому: <...> (тариф дневная зона) <...> (тариф ночная зона) = <...> квт/ч = <...> руб. Жителям многоквартирного дома излишне начислена плата на общедомовые нужды в объеме <...> квт/ч. В том числе на примере <...> объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды составляет <...> квт/ч (<...>), в рублях. <...> руб. т.е., жителю <...> излишне предъявлена размер платы на общедомовые нужды на <...> руб. Таким образом, при определении размера платы за электрическую энергию на ОДН в период с <...> по <...> со стороны ответчика допущено нарушение порядка ценообразования и обсчет потребителей, проживающих в <...> и в <...>, а также всех собственников, проживающих в данных многоквартирных домах.
Расчеты, представленные истцом судом проверены и признаются верными, кроме того, ответчиком данные расчеты не опровергнуты.
Управление многоквартирными домами № <...> осуществляет управляющая компания ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа г.Уфа», которое предъявляет собственникам и нанимателям вышеуказанных многоквартирных домов счета на оплату коммунальных услуг.
При расчете коммунальной услуги поставки электроэнергии жильцам домов, находящихся в управлении управляющих организаций, ответчиком ООО «ЭСКБ» применен порядок расчета, установленный абзацем 4 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011г., в соответствии с которым, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом не применяется порядок расчета, установленный абз. 2 и абз. 3 п. 44 Правил предусматривающий, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что если управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, то плательщиком коммунальной услуги электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, в силу норм действующего законодательства является управляющая организация. Также суд пришел к выводу, что действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции, соответствующим установленным обстоятельствам, соответствующим материальным нормам права.
Плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, вносится собственниками помещений в адрес управляющей, а не ресурсоснабжающей организации. Следовательно, ООО «ЭСКБ» не вправе начислять и получать оплату за вышеуказанный ресурс непосредственно с жильцов, при выборе способа управления жилым домом собственниками жилых помещений.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы относительно законности начисления оплаты коммунальной услуги «электроснабжение» на общедомовые нужды напрямую собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме и правильности начисления ответчиком коммунальной услуги «электроснабжение» на общедомовые нужды по следующим основаниям.
Ответчиком в расчет размера платы за коммунальную услугу «электроэнергия» на общедомовые нужды включена, в том числе сверхнормативная величина электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирных домов.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Абзацы второй и третий пункта 44 вышеуказанных Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 закрепили в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).
Между тем собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг.
Доказательств того, что общим собранием собственников помещений в многоквартирных домах принято решение о внесении платы за коммунальную услугу «электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации ООО «ЭСКБ», а также как и фактов принятия собственниками помещений в многоквартирных домов на общих собраниях решений о распределении «сверхнормативного» объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Таким образом, исходя из общего смысла правовых норм, приведенных выше, объем электрической энергии сверх утвержденного норматива потребления электрической энергии на общедомовые нужды, является той величиной, стоимость которой обязана оплачивать управляющая организацию за счет собственных средств.
Учитывая, что ответчик не является исполнителем и не управляет многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, следовательно, и не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, в том числе сверх норматива.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ООО «ЭСКБ» производит расчет, требует от жильцов многоквартирных домов в г.Уфе, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды в отсутствие на то правовых оснований.
Относительно довода истца о том, что суд не принял во внимание решение арбитражного суда, судебная коллегия обращает внимание, на то, что иск ООО «ЭСКБ» к Государственному комитету РБ по жилищному и строительному надзору о признании вынесенных им предписаний недействительным рассмотренный арбитражным судом, и настоящий спор не являются тождественными.
Утверждение в жалобе о том, что суд не привлек к участию в деле третьих лиц, чьи права были затронуты обжалуемым решением суда, не может быть принят во внимание, так как данное обстоятельство не свидетельствует о нарушении прав ответчика. Лица, которые не были привлечены к участию в деле вправе самостоятельно обжаловать решение суда в установленном законом порядке.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, связанными с тем, что суд не известил третьих лиц и ответчика о времени и месте предварительного судебного заседания, опровергается материалами дела, так на листе дела <...> имеется уведомление о вручении соответствующего судебного извещения. На листе дела 91 имеется уведомление о вручении извещения на судебное заседание на <...>, которое было получено ответчиком <...>
Соответственно судебная коллегия приходит к выводу, что у стороны имелось достаточно времени для подготовки к судебному заседанию, в том числе для ознакомления с материалами дела и подготовки отзыва на исковое заявление.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и доказательств и основаны на неверном толковании норм права и не могут являться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Других оснований, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что, разрешая спор, суд первой инстанции принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон, и на основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств, постановил решение, отвечающее нормам материального права, применяемого к спорным правоотношениям, при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 15 апреля 2016 г., оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.Ю. Кривцова
ФИО1
Справка: судья Оленичева Е.А.