ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Болдохонова С.С.
дело № 33-2570 пост.....
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 сентября 2013 года г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Сокольниковой Н.А. судей коллегии Усольцевой Л.А. и Нимаевой О.З. при секретаре Семеновой А.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства, Республиканскому агентству лесного хозяйства, Государственному бюджетному учреждению Республики Бурятия «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» об обязании обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Бурятия, выполнения авиамониторинга, обязании провести лесоустройство, по апелляционной жалобе представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 ( по доверенности) на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04 февраля 2013 года, которым постановлено:
Исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству в лесничествах Республики Бурятия, где срок таксации составляет более 10 лет, на момент проведения лесоустроительных работ, согласно представленным Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия расчетным потребностям.
Обязать ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансирование выполнения авиамониторинга в лесном фонде Республики Бурятия в объеме, достаточном для осуществления Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана использование, защита, воспроизводство лесов » авиапатрулирования в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе с п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза РФ № 122 от 22.09.1997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом России 17.11.1997 года, с кратностью патрулирования не менее 1.19.
Обязать ответчика Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия в течение пяти лет, начиная с 2013 года, провести лесоустройство в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране, защите леса по лесничествам, расположенным на территории Республики Бурятия, где сроки проведенной таксации превысили 10 лет на момент проведения лесоустроительных работ.
Обязать ответчиков Республиканское агентство лесного хозяйства Республики Бурятия и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана использование, защита, воспроизводство лесов» на постоянной основе обеспечить выполнение авиамониторинга ( в части авиапатрулирования) с соблюдением требований, установленных п. 4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза РФ № 122 от 22.09.1997 года, Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб, утвержденных Рослесхозом России 17.11.1997 года, с кратностью патрулирования не менее 1.19.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., выслушав представителей сторон, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском в интересах Российской Федерации в порядке статьи 45 ГПК РФ к ответчикам с исковыми требованиями об обязании финансирования ежегодных работ по лесоустройству, проведению лесоустроительных работ в виде таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите лесов, по обеспечению выполнения авиамониторинга.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой в ходе проведённой проверки выявлены факты несоблюдения Республиканским агентством лесного хозяйства, Государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» лесного законодательства. Вышеуказанные ответчики, ссылаясь на недофинансирование из федерального бюджета со стороны Федерального агентства лесного хозяйства не в полном объёме выполняли требования закона о проведении лесоустройства в виде таксации лесов и проектирования мероприятий по охране и защите леса, а также о кратности авиапатрулирования лесов.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04 февраля 2013 года исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Федеральному Агентству лесного хозяйства, Республиканскому агентству лесного хозяйства Республики Бурятия, ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» удовлетворены.
28 марта 2013 года от представителя Федерального агентства лесного хозяйства ФИО2 ( по доверенности) поступила апелляционная жалоба с ходатайством о восстановлении срока на обжалование решения суда в апелляционном порядке.
Определением суда от 10 апреля 2013 года ходатайство было оставлено без удовлетворения, с чем не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия, рассматривая частную жалобу ответчика и восстанавливая процессуальный срок для обжалования решения районного суда.
В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства лесного хозяйства ФИО1 просит отменить решение суда, указывая о том, что оно принято с нарушением норм материального и процессуального права, что выводы суда не соответствуют обстоятельства дела и судом не определены юридически значимые обстоятельства.
Представитель Прокуратуры Республики Бурятия Дмитриева Ю.А. против доводов жалобы возражала. Пояснила, что из-за недостаточного финансирования со стороны Федерального агентства лесного хозяйства у остальных ответчиков нет возможности провести мероприятия по авиамониторингу с достаточной кратностью и работы по лесоустройству.
В судебное заседание апелляционной инстанции заявитель жалобы не явился, был извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Федерального агентства лесного хозяйства.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия ФИО3, действующая на основании доверенности, не оспаривая решение районного суда, возражала против доводов жалобы, пояснив, что из-за недостаточности финансирования агентством в течение последних нескольких лет не проводятся необходимые работы по лесоустройству и авиамониторингу в пожароопасный период. Полагает, что обязание Федерального агентства по обеспечению их финансированием в надлежащем объеме может разрешить существующие проблемы.
Представитель ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» по доверенности ФИО4 пояснила, что из-за недостаточности средств авиамониторинг производится с необходимой кратностью, что сказывается на работе по охране лесов от пожаров.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Статьей 19 Лесного кодекса предусмотрено, что меры по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление организации использования лесов, их охраны, в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. В соответствии с п.6 указанной статьи также переданы функции по осуществлению на землях лесного фонда лесной охраны федерального государственного пожарного надзора, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства.
Как следует из материалов дела, ответчиками - Республиканским агентством лесного хозяйства и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» (далее охрана) не осуществлялись в требуемом объёме лесоустройство, мероприятия охране от пожаров лесов, расположенных в границах Республики Бурятия.
Разрешая иск и удовлетворяя требования прокурора к Федеральному агентству лесного хозяйства, районный суд исходил из того, что причиной неисполнения требований лесного законодательства ответчиками - республиканским агентством и охраной - послужило недостаточное выделение на эти цели федеральным агентством средств из федерального бюджета.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 83 Лесного кодекса РФ, средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 837 утверждены Правила расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - Правила). В силу пункта 2 Правил субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В пункте 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», сказано, что агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.
Из совокупности указанных норм следует, что агентство как главный распорядитель несёт ответственность за выделение Республиканскому агентству лесного хозяйства финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов от пожаров. Субъект Российской Федерации (Республика Бурятия) в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно определяет и согласовывает с Рослесхозом направления расходования средств субвенций.
Следовательно, довод жалобы представителя Федерального агентства лесного хозяйства о том, что расчет субвенций по каждому субъекту не предполагает определение конкретных мероприятий, а определяет объем финансирования в целом по субъекту РФ, заслуживает внимания, поскольку средства субвенций из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений предоставляются ежегодно Республике Бурятия на весь комплекс переданных полномочий.
Таким образом, оснований для обязания Федерального агентства в судебном порядке обеспечить финансированием ежегодные работы по лесоустройству, выполнению авиамониторинга не имелось.
Доводы представителя истца прокуратуры, представителей ответчиков республиканского агентства и охраны о недостаточности финансирования, а следовательно, невозможности исполнять возложенные на них (ответчиков) функции, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных к Федеральному агентству лесного хозяйства требований.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено предоставление субвенций Республике Бурятия на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в размере <...> руб. Кроме того, из нераспределенного резерва по обращению Республики Бурятия в 2013 году дополнительно выделено на охрану лесов от пожаров <...> руб. Таким образом, главным распорядителем средств в лице Федерального агентства лесного хозяйства в 2013 году обеспечено финансирование ответчиков, в том числе, работ по проведению лесоустройства и выполнению авиамониторинга, в размере <...> руб.
Из ч.4 ст. 83 Лесного кодекса РФ следует, что субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территории субъектов РФ населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Кроме того, размер субвенций во многом зависит и от действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии с п.3 Правил расходования и учет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, утв.Постановлением Правительства РФ № 837 от 29.12.2006 г., не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Также следует учитывать, что нормами главы 10 Лесного кодекса установлены требования к управлению в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, в частности, действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению лесных планов, лесохозяйственных регламентов, которыми определяются цели и задачи лесного планирования, основы осуществления использования, защиты, воспроизводства лесов.
В свою очередь, Федеральное агентство, являясь главным распорядителем бюджетных средств, в соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ обладает полномочиями по осуществлению планирования соответствующих расходов бюджета, составлению обоснования бюджетных ассигнований ( п.4), по внесению предложений и изменению лимитов бюджетных обязательств (п.6) и т.д.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать суждение о том, что законодателем достаточно четко и полно регламентированы отношения в части распределения субвенций субъектам РФ в области лесных правоотношений, установления и изменения их размера.
В соответствии с требованиями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, т.е. в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен предпринять, должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, чтобы решение не вызывало споров при исполнении.
Решение суда в части возложения на Федеральное агентство лесного хозяйства обязанности обеспечить финансирование республиканского агентства и охраны названным требованиям не отвечает, а разрешение данных вопросов находится вне компетенции суда.
Судебная коллегия, исходя из изложенного, приходит к выводу о том, что решение в части обязания Федерального агентства лесного хозяйства по обеспечению финансированием Республиканского агентства и охраны подлежит отмене, а иск в этой части находит не подлежащим удовлетворению.
Безусловно, необходимые работы не могут быть произведены в условиях недостаточности финансирования, однако, это обстоятельство не является основанием для освобождения остальных ответчиков - Республиканского агентства лесного хозяйства и ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» от исполнения возложенных на них законом обязанностей как по лесоустройству, так и по авиамониторингу. Между тем, доводы представителей ответчиков о недостаточности финансирования объективного подтверждения в судебном заседании не нашли. Напротив, из акта проверки исполнения органами государственной власти Республики Бурятия переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета от 30 мая 2013 года следует, что в сравнении со средними пятилетними значениями общий налет в 2012 году увеличился на 30%, аналогично возросла и кратность патрулирования. Это обстоятельство, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о том, что ответчики, несмотря на финансирование в тех же объемах, что и ранее, изыскали возможность по увеличению выполнения авиационного мониторинга лесов и лесных пожаров, который все же находится в неудовлетворительном состоянии. Следовательно, районный суд обоснованно возложил на ответчиков, не возражавших против выводов суда, исполнять обязанности, возложенные на них в соответствии с действующим законодательством по проведению лесоустройства в виде таксации лесов с проектированием мероприятий по охране и выполнению авиамониторинга. Кратность авиапатрулирования рассчитана согласно Инструкции по авиационной охране лесов 1997 года. Судебная коллегия, проверив обжалуемое решение в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы, оставляет его без изменения в указанной части.
Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 04 февраля 2013 года в части обязания ответчика Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансированием Республиканское агентство лесного хозяйства, ГБУ РБ «Авиационная и наземная охрана, использование, защита, воспроизводство лесов» ежегодные работы по лесоустройству, выполнению авиамониторинга в лесном фонде Республики Бурятия, отменить.
В удовлетворении требований в этой части Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий: Н.А.Сокольникова
Судьи коллегии: Л.А.Усольцева
О.З.Нимаева