ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2572/2017 от 13.06.2017 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-2572/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород 13 июня 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Вахрамеевой Т.М.,

судей Герцева А.И., Бартенева А.Н.

при секретаре Белоус С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Белгородской области

о признании недействительным результата межевания земельного участка общей площадью 41 000 кв.м., выделяемого в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П», в соответствии с проектом межевания земельных участков, выполненного кадастровым инженером ОГУП «РНПЦ «Одно окно» ФИО2 29 августа 2016 года,

о признании необоснованными возражений от <данные изъяты> Белгородской области о выделе земельного участка общей площадью 561 600 кв.м. в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П»,

об определении размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли ФИО1, из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П», в соответствии с проектом межевания земельных участков, выполненного кадастровым инженером ФИО3 27 июля 2016 года,

по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области

на решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 12 декабря 2016 года.

Заслушав доклад судьи Герцева А.И., изложившего обстоятельства дела, содержание обжалуемого постановления, объяснения представителя ответчика ФИО4, поддержавшего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представителя истца - ФИО5, полагавшего оставить решение без изменения, проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванными требованиями.

С учетом уточнения иска в порядке ст.39 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела, истец просил признать:

- недействительными результаты межевания земельного участка общей площадью 41 000 кв.м., выделяемого в счет земельной доли Белгородской области из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П», подготовленного инженером ОГУП «РНПЦ «Одно окно» ФИО2;

- необоснованными возражения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области на выдел истца в счет земельных долей земельного участка общей площадью 561600 кв.м. из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по вышеназванному адресу;

- а также определить размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет принадлежащих ему (истцу) земельных долей из вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером , земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с проектом межевания земельных участков от 28 июля 2016 года, разработанного кадастровым инженером ФИО3

В обоснование иска ФИО1 сослался нарушение прав ответчиком.

Он указал на то, что является собственником 12 земельных долей общей площадью 56,16 га в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 13992950 кв.м. категории земель: - земли сельскохозяйственного назначения кадастровый номер , находящийся по адресу: <адрес>, АОЗТ «П».

17 июня 2016 года кадастровым инженером ФИО3 по его заказу был подготовлен проект межевания земельного участка площадью 561600 кв.м., выделяемого в счет земельных долей из вышеназванного земельного участка с кадастровым номером .

Извещение о необходимости согласования подготовленного проекта межевания вышеуказанного земельного участка было опубликовано <данные изъяты> в газете «В» .

Кадастровому инженеру поступили возражения субъекта РФ – участника общей долевой собственности относительно выдела земельного участка по предполагаемому местоположению, по основаниям относительно размера и местоположения границ, выделяемого за счет земельных долей земельных участков от <данные изъяты>.

Межевание вышеуказанного земельного участка им выполнено с соблюдением требований закона и без нарушений прав ответчика.

При этом, субъект РФ в лице Департамента имущественных и земельных отношений области, обратился к кадастровому инженеру ОГУП «РНПЦ «Одно окно» ФИО2 для подготовки проекта межевания выдела земельного участка площадью 41000 кв.м., за счет земельной доли из названного земельного участка с кадастровым номером .

29 августа 2016 года кадастровый инженер ОГУП «РНПЦ «Одно Окно» ФИО2 подготовила и утвердила проект межевания земельного участка площадью 41000 кв.м., выделяемого в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П».

Данный проект межевания земельного участка площадью 41000 кв.м., выделяемого в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П» был подготовлен и утвержден с нарушением действующего законодательства, а именно, с нарушением п.7 ст.13.1 ФЗ от 24 июля 2002 г. №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»:

участники долевой собственности не были извещены о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков,

извещение о возможности ознакомления с подготовленным проектом межевания земельных участков было размещено <данные изъяты> только на сайте «В »,

извещение о возможности ознакомления с подготовленным проектом межевания земельного участка образованного за счет земельной доли, принадлежащей ответчику, в средствах массовой информации по месту нахождения земельного участка не публиковалось,

в результате ненадлежащего уведомления участников общей долевой собственности, истец не мог ознакомиться с проектом межевания земельных участков и предоставить свои возражения.

В судебном заседании представитель истца - ФИО5 иск поддержал, пояснив, что извещение кадастрового инженера ФИО2 о возможности ознакомления с подготовленным проектом межевания земельного участка не относится к нормативным правовым актам, а также к актам, размещение которых возможно на сайте «В ».

Истец не мог предполагать, что извещение кадастрового инженера ФИО2 о возможности ознакомления с подготовленным проектом межевания земельного участка будет размещено именно на сайте В». Из-за отсутствия информации о месте размещения извещения кадастрового инженера ФИО2 о возможности ознакомления с подготовленным проектом межевания земельного участка, он не подготовил возражения, в связи с чем, считает свои права нарушенными.

При этом, истец указал, поскольку установлено, что часть земельного участка (), образованного за счет земельных долей, принадлежащих ему (истцу), расположена на землях сельского поселения, из которых выдел земельного участка за счет долей земель сельхозназначения недопустим, сторона истца не требовала удовлетворения своего иска в указанной части.

Представитель ответчика (Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области) иск ФИО1 не признал.

В обоснование возражений указал на то, что: Белгородской области на праве собственности на основании свидетельства , принадлежит 4.1 га в праве общей долевой собственности в вышеуказанном земельном участке.

Для выдела в натуре земельного участка в счет земельной доли ответчик обратился к кадастровому инженеру для подготовки проекта межевания.

Извещение о возможности ознакомления с подготовленным проектом межевания земельных участков и необходимости его согласования было опубликовано на официальном сайте «В» <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Возражений от других участников общей долевой собственности на извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка, выделяемого в счет доли в праве общей собственности, принадлежащей Белгородской области, не поступило.

Возражения Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области от <данные изъяты> поданы в связи с выявлением наложения выделяемого земельного участка, и сформированного за счет земельных долей истца из указанного участка земель сельскохозяйственного назначения, в который также были включены и земли поселения, что исключает истцу выдел испрашиваемого им участка.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО3 и ФИО2, в судебное заседание не явились, каких-либо возражений не представили.

Решением иск признан обоснованным в части.

Признан недействительным результат межевания земельного участка общей площадью 41000 кв.м., выделяемого в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П», в соответствии с проектом межевания земельных участков, выполненного кадастровым инженером ОГУП «РНПЦ «Одно окно» ФИО2 <данные изъяты>.

В остальной части требований ФИО1 отказано:

- о признании необоснованными возражений от <данные изъяты> Белгородской области о выделе земельного участка общей площадью 561600 кв.м. в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П»,

об определении размера и местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет земельных долей ФИО1, из вышеназванного земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с проектом межевания земельных участков, выполненного кадастровым инженером ФИО3 27 июля 2016 года.

В апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения требований ФИО1, принятия нового решения об отказе в данной части требований.

В жалобе указываются обстоятельства, что в ходе рассмотрения дела, которым, по мнению апеллянта, судом дана неверная оценка, применены неверно нормы материального права при принятии решения, а также на принятие мер стороной ответчика к выделу вышеуказанного участка за счет принадлежащих ему земельных долей с соблюдением требований законодательства.

В жалобе указано на оставление судом без оценки факта извещения кадастровым инженером сведений относительно согласования проекта межевания земельного участка, посредством размещения на официальном сайте «В».

Как указывает апеллянт, данные факты исключают выводы суда в обжалуемом решении о ненадлежащем извещении участников долевой собственности о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков, нарушения их прав, как прав истца.

В жалобе приводятся положения ст.252 ГК РФ, ст.ст.11.2, 11.5 ЗК РФ, п.10 ст.13.1 п.5 ч.1 ст.19.1 ФЗ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 16 Закона Белгородской области от 31.12.2003 г. №111 «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения», ч.1 ст.2 Закона Белгородской области от 31.12.2003 г. №112 «О порядке официального опубликования законом Белгородской области иных правовых актов», совокупность которых исключает выводы суда в решении о неправомерности размещения вышеуказанной информации относительно выдела участка за счет земельных долей субъекта РФ на сайте «В» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru).

По результатам рассмотрения жалобы, возражений истца на жалобу, судебная коллегия пришла к выводу об отмене решения в части удовлетворения иска ФИО1 по следующим обстоятельствам.

Решение в части отказа ФИО1 в удовлетворении вышеуказанных требований не обжалуется.

В силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ решение в данной части подлежит оставлению без изменения, без его проверки на предмет законности и обоснованности, рассмотрения данного дела в пределах доводов апелляционной жалобы.

При этом, судебная коллегия учитывает доказанность факта проведения истцом, что признавалось им, кадастровых работ по формированию выделяемого земельного участка за счет принадлежащих ему земельных долей, не только за счет земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П», но земель поселений, что не соответствует требованиям земельного, гражданского законодательства, требованиям Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Принятие судом указанного решения, которое не оспаривается участниками процесса, подтверждает правомерность поданных ответчиком возражений на подготовленный истцом проект межевания земельного участка площадью 561600 кв.м., выделяемого в счет земельных долей из вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером .

Обжалуемое ответчиком решение в части удовлетворения иска ФИО1 о признании недействительными результатов межевания земельного участка общей площадью 41000 кв.м., выделяемого за счет земельной доли, принадлежащей субъекту РФ (Белгородской области) из земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с проектом межевания земельных участков, выполненного кадастровым инженером ОГУП «РНПЦ «Одно окно» от 29 августа 2016 г., мотивировано судом не извещением ФИО1, как участника долевой собственности кадастровым инженером о согласовании проекта межевания данного земельного участка.

При этом, суд первой инстанции пришел к выводу о не предоставлении ответчиком (апеллянтом) доказательств, бесспорно свидетельствующих о надлежащем извещении истца о согласовании проекта межевания земельного участка площадью 41000 кв.м., указал о том, что сайт «В» не зарегистрирован в качестве средства массовой информации, что исключает выполнение ответчиком требований закона о размещении информации иным участникам долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения относительно выдела участка за счет земельных долей.

Извещение кадастрового инженера ФИО2 о согласовании проекта межевания участка выделяемого ответчиком за счет земельных долей, не является официальным сообщением, материалом, нормативным и иным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Именно поэтому истец не предполагал, не мог предполагать, что вышеуказанное извещение кадастрового инженера будет опубликовано на сайте «В ».

В решении суд сослался на положения п.6 ст.13, п.7, п.10, п.12, п.13 ст.13.1 ФЗ от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.2, ст.12 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации».

Судебная коллегия не согласна с выводами суда в решении о нарушение прав истца ответчиком при проведении процедуры выдела вышеуказанного земельного участка, за счет земельных долей из названного земельного участка земель сельскохозяйственного назначения, размещение вышеуказанной информации с нарушением требований законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также о том, что сайт «В» в информационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru) не может являться источником средств массовой информации вследствие отсутствия данных о его регистрации в соответствии со ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О средствах массовой информации».

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения установлен ст.ст.13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Пунктами 7 и 10 ст.13.1 Федерального закона №101-ФЗ, предусмотрено:

извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п.7);

извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации (п.10).

В силу пп.5 п.1 ст.19.1 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (нормы права о применении отдельных положений настоящего Федерального закона) было предусмотрено о том, что:

в случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят закон, обеспечивающий реализацию настоящего Федерального закона, на территории такого субъекта Российской Федерации применяются следующие правила:

средствами массовой информации, в которых в соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 12, пунктом 1 статьи 13 и статьей 14 настоящего Федерального закона предусмотрено опубликование сообщений, являются источник официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) источник официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Пунктом 2 указанной нормы Федерального закона №101-ФЗ закреплено то, что положения настоящей статьи (19.1) действуют до вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, регулирующего указанные правоотношения.

В соответствии с Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в Белгородской области принят Закон от 31.12.2003 г. №111 «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Белгородской области».

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством (ст.1 Закона №111).

Статьей 16 указанного Закона (в ред. закона Белгородской области от 11.07.2014 №292) предусмотрено, что в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», настоящим законом, опубликование сообщений в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области производится в источниках официального опубликования правовых актов Белгородской области и (или) правовых актов органов местного самоуправления муниципального района (городского округа) по месту нахождения земельного участка.

Как установлено материалами дела, не оспаривается участниками процесса:

Проект межевания земельного участка площадью 41000 кв.м. образованного за счет выдела земельной доли, принадлежащей Белгородской области, из вышеуказанного земельного участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером подготовлен кадастровым инженером ФИО2 по заказу Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области (л.д.20-31).

Из материалов проекта межевания, следует, что извещение о возможности ознакомления участников общей долевой собственности с проектом межевания названного земельного участка и необходимости его согласования было размещено <данные изъяты> на сайте «В» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru).

Каких-либо возражений в установленный срок от участников общей долевой собственности названного участка земель сельскохозяйственного назначения, кадастровому инженеру не поступило (л.д.29-31).

Из содержания искового заявления ФИО1, позиции данной стороны в суде первой инстанции усматривается, что:

Обращение с названным выше иском, который удовлетворен при принятии обжалуемого решения, обоснован истцом только ненадлежащим уведомлением ответчиком его (истца), других участников общей долевой собственности о возможности ознакомления с проектом межевания выделяемого участка площадью 41000 кв.м., что стало следствием невозможности подачи им (истцом) возражений.

Иных оснований истцом при обращении в суд с названным иском, не приводилось, как не приводилось в ходе судебного разбирательства спора.

При этом, истец, не оспаривал, что по результатам проведения кадастровых работ по заказу ответчика кадастровый инженер принял меры к размещению вышеуказанного извещения на сайте «В» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru) - <данные изъяты>.

При этом, по утверждению истца ответчиком не было принято мер к размещению соответствующего извещения в средствах массовой информации, и иных источниках официального опубликования правовых актов Белгородской области и (или) правовых актов органов местного самоуправления муниципального района по месту нахождения земельного участка, как это предусмотрено ст.16 Закона Белгородской области от 31.12.2003 г. №111 «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения» (л.д.1-4).

Позиция стороны истца о нарушении ответчиком его прав при проведении выдела вышеуказанного земельного участка, основана на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, при доказанности ответчиком соблюдения порядка не только выдела участка за счет земельных долей, но порядка опубликования для согласования проекта межевания образованного участка с иными участниками общей долевой собственности.

Указанные доводы ответчиком в суде первой инстанции, заслуживали внимания, однако оставлены судом при принятии решения без исследования и оценки с учетом действующих положений законодательства, что повлекло нарушение судом ст.ст.12, 56, 67, 195 и 198 ГПК РФ.

Нарушение вышеуказанных требований закона, повлекло за собой принятие решения с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, что в силу п.1, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, является основанием для его отмены в апелляционном порядке.

По ранее действующей редакции Закона Белгородской области от 31 декабря 2003 года №112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» (в ред.закона от 26 февраля 2013 г. №178), статьей 2 (Источник официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов) было предусмотрено, что:

Источником официального опубликования законов Белгородской области, постановлений Белгородской областной Думы, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области, постановлений и распоряжений Правительства Белгородской области, а также иных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Белгородской области, являлись газета «Белгородские известия», «Сборник нормативных правовых актов Белгородской области», официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.belregion.ru).

Законом Белгородской области от 11 июля 2014 года №287 «О внесении изменений в Закон Белгородской области «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов», принятого Белгородской областной Думой 26 июня 2014 года, внесены в закон Белгородской области от 31 декабря 2003 года №112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2004, №56 (часть II); «Белгородские известия», 2013, 2 марта) следующие изменения, в частности в статью 2, по которым:

Источником официального опубликования законов Белгородской области, постановлений Белгородской областной Думы, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области, постановлений и распоряжений Правительства Белгородской области, а также иных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Белгородской области, являются газета «Белгородские известия», «Сборник нормативных правовых актов Белгородской области», сайт «В» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru) (ред. законов Белгородской области от 26.02.2013 №178, от 11.07.2014 №287).

Указанные положения законодательства, действовали на период проведения ответчиком мероприятий по проведению кадастровых работ с целью выдела вышеназванного земельного участка за счет принадлежащих ответчику земельных долей, принадлежащих на праве общей долевой собственности земельном участке земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, АОЗТ «П».

Приведенные выше нормы, свидетельствуют о том, что на законодательном уровне субъекта Российской Федерации определены официальные источники опубликования различных актов, иной информации относительно оборота земель сельскохозяйственной деятельности - одним из которых является официальный сайт «В » в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru).

Вышеуказанные и приведенные положения законодательства были доведены до сведения граждан посредством приведенных выше, определенных официальными источниками опубликования, у суда первой инстанции не было оснований считать порядок опубликования проекта межевания с нарушением прав истца и установленного порядка законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Является ошибочным вывод суда о неправомерности размещения вышеуказанного извещения о согласовании проекта межевания земельного участка ответчиком на официальном сайте «В» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru), со ссылкой на положения ст.2, ст.12 Закона РФ от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации».

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», для реализации конституционного права на информацию, предусмотренного ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации, по которой - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Статьей 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ установлено, что:

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование (ч.1).

В целях обеспечения права пользователей информацией на доступ к информации, указанной в части 1 настоящей статьи, государственные органы, органы местного самоуправления принимают меры по защите этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами.

Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений Требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам, необходимым для размещения информации в форме открытых данных, а также для обеспечения ее использования, утв. Приказом Минкомсвязи России от 27 июня 2013 года №149, государственный орган (орган местного самоуправления) обеспечивает условия свободного доступа пользователей к общедоступной информации, размещенной на специальной странице сайта в форме открытых данных.

Доказательств того, что субъект РФ в лице Белгородской области не обеспечил соблюдение соответствующих требований к технологическим программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальным сайтом «В» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru), на котором как указано выше <данные изъяты> была официально размещена информация относительно выдела земельного участка за счет принадлежащих Белгородской области – земельных долей в вышеназванном земельном участке земель сельскохозяйственного назначения, в материалах дела не имеется.

Доказательств, на основании которых судебная коллегия пришла бы к иным выводам, стороной истца суду не представлено, при наличии доказательств обратного у стороны апеллянта.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.1 Федерального закона РФ от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления (далее - официальный сайт) - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Указанные выше обстоятельства, с учетом приведенных выше норм, указывают на то, что вышеназванный официальный сайт принадлежит субъекту РФ – Белгородской области в силу закона, что исключает необходимость его регистрации, как с учетом вышеприведенных норм материального права, так и статуса данного субъекта, являющегося государственным органом.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. №16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»:

Периодическое распространение массовой информации может осуществляться через телекоммуникационные сети (информационно-телекоммуникационные сети), в том числе через сеть Интернет.

Следует учитывать, что к сообщениям и изображениям, составляющим содержание сайта в сети Интернет, любое лицо может иметь доступ из любого места и в любое время по своему выбору при условии наличия соответствующих устройств и возможности подключения к сети.

В силу статей 8, 10 и 11 названного Закона вопросы государственной регистрации средства массовой информации поставлены в зависимость от распространения продукции средства массовой информации. Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.

Лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации без учета особенностей, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» свобода массовой информации включает в себя и право любого лица учредить средство массовой информации в любой не запрещенной законом форме. Создание сайтов в сети Интернет и использование их для периодического распространения массовой информации законодательством не запрещено. С учетом этого, а также исходя из установленного частью 1 статьи 13 названного Закона исчерпывающего перечня оснований для отказа в государственной регистрации средства массовой информации, регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию.

Статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» предусмотрено обязательное указание выходных данных. С учетом особенностей распространения информации в выходных данных сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, должны, в частности, указываться зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Отсутствие этих данных может служить основанием для привлечения лиц, осуществляющих периодическое распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, к ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных средства массовой информации.

Федеральными законами не предусмотрено каких-либо ограничений в способах доказывания факта распространения сведений через телекоммуникационные сети (в том числе, через сайты в сети Интернет). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 55 и 60 ГПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Как указано выше, Законом Белгородской области от 11 июля 2014 года №287 «О внесении изменений в Закон Белгородской области «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов», принятого Белгородской областной Думой 26 июня 2014 года, внесены в закон Белгородской области от 31 декабря 2003 года №112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2004, №56 (часть II); «Белгородские известия», 2013, 2 марта) приведенные выше изменения в статью 2, согласно которым:

Одним из источников официального опубликования информации как субъекта РФ - Белгородской области, является официальный сайт «В » в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakon.belregion.ru).

Указанные изменения с учетом принятых Законов, вступивших в законную силу, опубликованы в установленном порядке в официальных периодических печатных изданиях области.

Указанные выше официальные издания субъекта РФ, в которых официально были опубликованы вышеприведенные изменения в Закон Белгородской области №112, не нуждались в соответствующей регистрации как средства массовой информации, так как в силу ст.12 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» этого не требуется, если учредителем является орган государственной власти или орган местного самоуправления.

С учетом этого, приведенных выше положений ст.29 Конституции РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума ВФ РФ № 16, положений Закона №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», созданный субъектом РФ – Белгородской областью вышеуказанный официальный сайт, правомерно используется данным субъектом для распространения официальной и иной информации, поскольку законодательством не запрещено его использование и без получения регистрации его как средство массовой информации, которая по законодательству связана с выражением данного субъекта (органа государственной власти) желания получить такую регистрацию.

Кроме того, информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, определена ч.1 ст.13 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ.

Части 2 данной нормы предусмотрено то, что государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети «Интернет» иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации (ч.6 ст.14 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 г. №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных» утверждены Правила отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных, Правила определения периодичности размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных.

Обязательному отнесению к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в сети «Интернет» в форме открытых данных, подлежит информация, включенная, в том числе, в перечни общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных (для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления), утверждаемые соответственно правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовым актом иного государственного органа, правовым актом уполномоченного органа местного самоуправления городского округа и муниципального района.

Размещение в сети «Интернет» общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в форме открытых данных осуществляется указанными органами исходя из принципов полноты и востребованности такой информации.

Требования к периодичности размещения и срокам обновления наборов данных в сети «Интернет» определяются государственным органом или органом местного самоуправления, осуществляющим их размещение в сети «Интернет». Указанные требования определяются на основании положений федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, устанавливающих сроки размещения и периодичность обновления соответствующей информации в сети «Интернет», исходя из соблюдения принципа актуальности и достоверности информации, содержащейся в наборе данных.

Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм, обязательному размещению в сети «Интернет» подлежит не любая информация, из перечня, приведенного в ст.13 Федерального закона №8-ФЗ, созданная государственным органом (органом местного самоуправления) или поступившая в такой орган, а информация в указанном выше порядке признанная общедоступной, включенная в перечень, разработанный на основании соответствующего нормативно правового акта.

При этом, такая информация подлежит размещению в сети «Интернет» в сроки, установленные таким нормативно правовым актом.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», законом Белгородской области от 17 декабря 2009 года №317 «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Белгородской области, размещаемой в сети «Интернет» правительство области утвердило перечень информации о деятельности органов исполнительной власти Белгородской области, размещаемой в сети Интернет.

В частности закреплено и то, что информация размещается соответствующими органами в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа исполнительной власти области, а также орган исполнительной власти области наряду с информацией, указанной в пунктах 1-9 настоящего перечня и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети Интернет иную информацию о своей деятельности с учетом требований законодательства Российской Федерации.

При размещении информации на официальных сайтах органов исполнительной власти области необходимо руководствоваться требованиями к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования сайтами.

Согласно п.1, п.5 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В силу ст.11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статьей 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель) предусмотрено (п.п.1-6), что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4-6 указанной статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 Закона об обороте земель.

Согласно ст.13.1 указанного Закона (п.п.1, 2, 5, 9-15) проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также - образуемые земельные участки).

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

Проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением общего собрания участников долевой собственности либо в случае, указанном в п.4 ст.13 настоящего Федерального закона, решением собственника земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Извещение, указанное в п.10 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные пп.1-4 п.8 настоящей статьи, а также сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами обоснованных возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка в соответствии с п.п.9-11 настоящей статьи от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Кадастровый инженер обязан составить заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка должны содержать фамилию, имя и отчество лица, выдвинувшего эти возражения, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, обоснование причин его несогласия с предложенными размером и местоположением границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, кадастровый номер исходного земельного участка. К этим возражениям должны быть приложены копии документов, подтверждающих право лица, выдвинувшего эти возражения, на земельную долю в исходном земельном участке.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка. Споры о размере и местоположении границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка рассматриваются в суде.

Материалами дела установлено, не оспаривается участниками процесса:

Истец и ответчик являлись участниками долевой собственности на земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером и местом положения.

В связи с отсутствием решения собрания всех участников общей долевой собственности о выделении долей, ответчик заключил договор на проведение работ по межеванию земельного участка площадью 41000 кв.м.

Во исполнение условий указанного договора кадастровым инженером ФИО2 был подготовлен проект межевания вышеуказанного земельного участка, соответственно извещение о необходимости согласований указанного проекта межевания было опубликовано <данные изъяты> в вышеуказанном источнике официального опубликования сообщений в отношении оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Белгородской области.

Данный источник официального опубликования является общеизвестным и доступным, не ограничен возможности получения соответствующей информации всем заинтересованным лицам только местом расположения спорного участка в пределах соответствующего района (муниципального образования), позволяет получение таковой и за пределами указанного образования, доказательств обратного стороной истца суду не представлено.

Не согласие данной стороны, с размещением информации в одном из официальных источников опубликования кадастровым инженером по заказу ответчика определенной Законом об обороте земель, при проведении процедуры выдела земельных участков за счет земельных долей из участков земель сельскохозяйственного назначения, нарушением законодательства и соответственно его (истца) прав не является.

Соответственно указанные выше факты, обстоятельства, положения действующего в совокупности законодательства, опровергали правомерность, обоснованность позиции истца, не могли повлечь оснований для удовлетворения заявленного иска.

По мнению судебной коллегии, указанные выше фактические данные, положения законодательства, свидетельствовали и о совершении истцом действий с нарушением положений ст.10 ГК РФ, поскольку при наличии публикации ответчиком о выделе земельных долей, при отсутствии на них возражений от других участников, при правомерности подаче возражений ответчиком на выдел истца земельных долей, что признано последним в ходе судебного разбирательства, истец не имел права инициировать данное дело с целью обеспечения в дальнейшем выдела земельных долей в том же месте, где фактически был осуществлен выдел земельных долей ответчиком с соблюдением требований законодательства, и специального Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Материалами дела подтверждено, что установленный пунктами ст.13.1 Федерального закона от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» порядок публикации извещения о необходимости согласования проекта межевания земельного участка был соблюден.

Судебная коллегия отмечает то, что закон не предусматривает обязанности заказчика проекта межевания земельного участка извещать участников долевой собственности о месте и времени ознакомления с указанным проектом; такая обязанность возложена на лицо, осуществляющее кадастровые работы по межеванию земельного участка и подготовке проекта межевания, и именно ему предоставлено право выбора способа извещения из вариантов, предусмотренных вышеуказанной нормой Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом, публикация соответствующей информации участникам общей долевой собственности является одним из важнейших этапов процедуры выдела земельного участка за счет земельных долей, направленной на обеспечение равного доступа всех граждан (участников долевой собственности) не только на ее получение, но и возможности подачи в установленный законом срок обоснованных возражений, и не согласие истца с избранным средством информации при проведении указанной процедуры, не может являться доказательством нарушения прав участников соответствующей информации.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является незаконным, необоснованным, подлежит отмене как постановленное с нарушением ст.ст.12, 56, 67, 195, 198 ГПК РФ, с принятием нового решения об отказе в иске в данной части на основании приведенных выше фактических данных, положений законодательства.

В остальной части решение подлежит оставлению без изменения в силу согласия с ним участников процесса и не принятия мер ими к его обжалованию в апелляционном порядке.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.ст.328, 329, п.1, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новооскольского районного суда Белгородской области от 12 декабря 2016 года по делу по иску ФИО1, к Белгородской области о признании недействительным результата межевания земельного участка общей площадью 41 000 кв.м., выделяемого в счет земельной доли из земельного участка с кадастровым номером , находящегося по адресу: <адрес>, АОЗТ «П», в соответствии с проектом межевания земельных участков, выполненного кадастровым инженером ОГУП «РНПЦ «Одно окно» ФИО2 29 августа 2016 года - отменить, принять новое решение в указанной части от отказе в удовлетворении данных требований ФИО1

В остальной части решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи