ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2573/19 от 11.04.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Мицкевич А.О.

Судья-докладчик Жилкина Е.М. по делу № 33-2573/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

судей Жилкиной Е.М. и Черемных Н.К.,

при секретаре Даудовой Л.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Тулунского муниципального района об оспаривании распоряжения администрации Тулунского района, о взыскании задолженноcти по оплате труда, компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ответчика администрации Тулунского муниципального района на решение Тулунского городского суда Иркутской области от 18 января 2019 года,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Тулунского муниципального района об оспаривании распоряжения администрации Тулунского района, о взыскании задолженности по оплате труда, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска, что на основании трудового договора № Б/Н от 15.01.2018 он был принят на должность главного специалиста по управлению охраной труда Комитета по экономике и развитию предпринимательства администрации Тулунского муниципального района. Согласно п. 2.4 указанного трудового договора, ответчик обязан своевременно и в полном объеме выплачивать причитающуюся работнику заработную плату. Указанные условия трудового договора ответчиком нарушены. 29.08.2018 мэр Тулунского муниципального района на основании Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденного решением Думы Тулунского муниципального района шестого созыва от 29.03.2016 № 224, распорядился произвести выплату ему материальной помощи в размере пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного для регулирования оплаты труда, в связи с юбилейной датой со дня рождения - 60 лет, что подтверждается распоряжением ответчика № 453-рк от 29.08.2018. Согласно справке ответчика от 18.12.2018, материальная помощь муниципальному служащему в связи с 60-ти летием выплачивается в размере пятикратного минимального размера оплаты груда, установленного для регулирования оплаты труда. По состоянию на 31.08.2018 сумма материальной помощи составила (данные изъяты). В период трудовых отношений между истцом и ответчиком распоряжение ответчика № 453-рк от 29.08.2018 «О выплате материальной помощи» не отменялось. 03.09.2018 на основании его личного волеизъявления, трудовой договор был расторгнут, он уволен по п. 3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание работника), централизованной бухгалтерии администрации Тулунского муниципального района поручено произвести с ним окончательный расчет за период работы с 16.08.2018 по 03.09.2018. Распоряжение ответчика № 453-рк от 29.08.2018 работодателем не исполнено, денежное содержание в виде материальной помощи в сумме (данные изъяты). ему в день увольнения не выплачено. С 24.09.2018 и по настоящий момент он работает у ответчика в должности главного специалиста по управлению охраной труда Комитета по экономике и развитию предпринимательства администрации Тулунского муниципального района, что подтверждается трудовым договором № Б\Н от 24.09.2018, распоряжением ответчика № 485-рк от 24.09.2018 и его трудовой книжкой. Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 570-рк от 19.11.2018 отменено распоряжение № 453-рк от 29.08.2018 «О выплате материальной помощи», со ссылкой на то, что оплата труда по должности ФИО1 предусмотрена из бюджета субъекта РФ (Иркутская область). В Министерство труда и занятости Иркутской области администрацией Тулунского муниципального района направлено письмо о выделении дополнительных средств на выплату материальной помощи. Письмом от 13.11.2018 № 02-74-8474М8 в выделении денежных средств отказано, бюджетных средств Тулунского муниципального района на указанные цели не предусмотрено. С указанным распоряжением он не согласен полностью, считает его незаконным. У ответчика отсутствовали правовые основания для отмены распоряжения в связи прекращением срока действия трудового договора, в рамках которого было постановлено отмененное распоряжение ответчика. Оспариваемое распоряжение ответчика противоречит Трудовому кодексу РФ, Уставу муниципального образования «Тулунский район» и Положению об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района. Ответчик, отменив распоряжение, ограничил его льготы и преимущества, установленные для всех муниципальных служащих Тулунского муниципального района положением об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района. Оспариваемое распоряжение носит дискриминационный характер в отношении него в силу занимаемого им должностного положения.

В результате нарушения его трудовых прав ответчиком ему причинены нравственные страдания, которые являются основанием для присуждения ему компенсации морального вреда. Полагает, что возмещение морального вреда в размере 10000 рублей будет разумной и справедливой компенсаций его нравственных страданий.

На основании изложенного, ФИО1 просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по оплате труда муниципального служащего, а именно в виде начисленного 29.08.2018, но не выплаченного 03.09.2018 денежного содержания - материальной помощи, в связи с юбилейной датой со дня рождения - 60 лет, в размере (данные изъяты), признать незаконным распоряжение от 19.11.2018 № 570 - рк администрации Тулунского муниципального района «Об отмене распоряжения администрации Тулунского муниципального района от 29.08.2018 № 453-рк» и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в сумме (данные изъяты).

Решением Тулунского городского суда Иркутской области от 18.01.2019 исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд признал незаконным распоряжение от 19.11.2018 № 570-рк администрации Тулунского муниципального района «Об отмене распоряжения администрации Тулунского муниципального района от 29.08.2018 № 453-рк» и взыскал с администрации Тулунского муниципального района в пользу ФИО1 материальную помощь в размере (данные изъяты)., компенсацию морального вреда в сумме (данные изъяты).

Представитель администрации Тулунского муниципального района ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда и принять по делу новое решение, указав, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта РФ утверждается законом о бюджете субъекта РФ по каждому муниципальному образованию и виду субвенции. Законом Иркутской области от 18.12.2017 № 98-ОЗ установлен общий объем субвенции, предоставляемой муниципальному образованию «Тулунский район» из областного бюджета для осуществления государственных полномочий в сфере труда, на одну штатную единицу в размере 629,6 тысяч рублей. Увеличение данной суммы невозможно и расценивается как нарушение законодательства. Таким образом, материальная помощь, связанная с юбилейной датой, не предусмотрена Трудовым кодексом РФ, правовыми актами РФ и субъекта РФ, носит единовременный социальный характер, не входит в систему оплаты труда и выплачивается с учетом финансово-экономического положения работодателя. Суду представлены доказательства дотационности бюджета Тулунского района и недостаточности средств. Администрация Тулунского муниципального района обращалась в Министерство труда и занятости Иркутской области с письмом о выделении дополнительных средств на выплату материальной помощи ФИО1, однако получила письменный отказ. В связи с чем распоряжение об отмене распоряжения о выплате материальной помощи принято на законных основаниях.

Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от ФИО1, в которых он просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Жилкиной Е.М., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1). Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2).

Статьей 11 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании распоряжения от 15.01.2018 № 31-рк ФИО1 принят на работу переводом из Комитета по экономике администрации Тулунского муниципального района в Комитет по экономике и развитию предпринимательства администрации Тулунского муниципального района с 15.01.2018 на должность главного специалиста по управлению охраной труда с оплатой труда согласно штатного расписания. Оклад состоит: 30% - районный коэффициент, 30% - коэффициент за работу в южных районах Иркутской области, 30% - надбавка за классный чин, 30% - надбавка за выслугу лет муниципальной службы.

15.01.2018 стороны заключили трудовой договор б/н, по условиям которого работодатель обязан своевременно и в полном размере выплачивать причитающуюся работнику заработную плату (п. 2.4); на период действия договора на работника распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством РФ (п. 4.2); заработная плата работника формируется из: оклад месячного денежного содержания - 4044 руб., особые условия - 2426,40 руб., надбавка за классный чин - 1213,20 руб., выслуга лет - 1213,20 руб., ежемесячное денежное поощрение - 12334,20 руб., процентная надбавка - 6369,30 руб., районный коэффициент - 6369,30 руб. (п.5.1).

Согласно Положению об оплате труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденному решением Думы Тулунского муниципального района шестого созыва от 29.03.2016 № 224, источником финансирования оплаты труда муниципальных служащих является бюджет Тулунского муниципального района (п. 1.4); оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания (п. 2.1); денежное содержание муниципального служащего состоит из денежного оклада муниципального служащего в соответствии с заменяемой должностью муниципальной службы, ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Иркутской области и настоящим Положением (п. 2.2); муниципальному служащему производятся другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством (п. 2.6); к дополнительным выплатам относится - материальная помощь, которая устанавливается в порядке, определенном Приложением № 7 (раздел 3).

В соответствии с Приложением № 7 материальная помощь муниципальному служащему выплачивается в размере пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного для регулирования оплаты труда (п. 1); право на получение материальной помощи у муниципального служащего возникает со дня замещения им должности муниципальной службы (п. 2); материальная помощь оказывается по письменному заявлению муниципального служащего в следующих случаях: - в связи с юбилейными датами муниципального служащего (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин) (п. 3); выплата материальной помощи муниципальному служащему оформляется распоряжением (приказом) руководителя, обладающим правом приема на работу, по заявлению муниципального служащего с приложением документов, подтверждающих право на ее получение (п. 4).

Уставом Муниципального образования «Тулунский район» предусмотрено, что финансовое обеспечение деятельности администрации муниципального района осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Тулунского муниципального района; расходы на обеспечение деятельности администрации муниципального района предусматриваются в бюджете Тулунского муниципального района отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации (п. 11 ст. 35).

Распоряжением мэра Тулунского муниципального района от 29.08.2018 № 453-рк ФИО1 назначена выплата материальной помощи в размере пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного для регулирования оплаты труда, в связи с юбилейной датой со дня рождения - 60 лет.

Распоряжением ответчика от 29.08.2018 № 452-рк с истцом расторгнут трудовой договор от 15.01.2018 б/н, ФИО1 уволен с 03.09.2018 по п. 3 ст. 77 ТК РФ (собственное желание работника), о чем внесена запись в трудовую книжку под № 7. Этим же распоряжением централизованной бухгалтерии администрации Тулунского муниципального района было поручено произвести окончательный расчет истцу.

С 24.09.2018 между сторонами спора заключен трудовой договор б/н, на основании которого истец занимает должность главного специалиста по управлению охраной труда Комитета по экономике и развитию предпринимательства администрации Тулунского муниципального района, что подтверждается трудовым договором от 24.09.2018 б/н, распоряжением ответчика от 24.09.2018 № 485-рк и трудовой книжкой истца.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района от 19.11.2018 № 570-рк, подписанным врио мэра Тулунского муниципального района, отменено распоряжение от 29.08.2018 № 453-рк «О выплате материальной помощи». В качестве основания отмены указано, что оплата труда по должности ФИО1 предусмотрена из бюджета субъекта РФ (Иркутская область). В Министерство труда и занятости Иркутской области администрацией Тулунского муниципального района было направлено письмо о выделении дополнительных средств на выплату материальной помощи ФИО1 Письмом от 13.11.2018 за исходящим № 02-74-8474М8 получен отказ. Бюджетных средств Тулунского муниципального района на указанные цели не предусмотрено.

Согласно справке Комитета по финансам администрации Тулунского муниципального района от 17.01.2019 № 25 бюджет Тулунского муниципального района, утвержденный на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, не обеспечен доходными источниками для финансирования первоочередных расходов в полном объеме. Дефицит бюджета Тулунского муниципального района утвержден в сумме 174 млн. руб. В связи с недостатком доходных источников администрацией Тулунского муниципального района привлечены средства областного бюджета в виде бюджетного кредита на выплаты денежного содержания с начислениями на него главе, муниципальным служащим, а также заработной платы с начислениями на нее техническому и вспомогательному персоналу органов местного самоуправления, работникам учреждений, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального образования «Тулунский район» в сумме 7,8 млн. руб.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение администрации Тулунского муниципального района от 19.11.2018 № 570-рк принято в нарушение действующего законодательства, нарушает права и законные интересы истца, лишает его установленной Положением об оплате труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района - материальной помощи в связи с юбилейной датой со дня рождения - 60 лет. Суд первой инстанции посчитал, что у ответчика отсутствовали законные основания для отмены распоряжения от 29.08.2018 № 453-рк «О выплате материальной помощи», в связи с чем признал распоряжение от 19.11.2018 № 570-рк незаконным и взыскал с администрации Тулунского муниципального района в пользу ФИО1 материальную помощь в размере пятикратного минимального размера оплаты труда в сумме (данные изъяты)., а также компенсацию морального вреда в связи с нарушением ответчиком трудовых прав истца в размере (данные изъяты).

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжение об отмене распоряжения о выплате материальной помощи истцу принято на законных основаниях ввиду дотационности бюджета Тулунского района и недостаточности средств на выплату материальной помощи ФИО1, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, проверены судом надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении.

Как следует из приложения № 7 Положения об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского МО, регулирующего порядок оказания материальной помощи, материальная помощь в связи с юбилейными датами муниципального служащего (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин) выплачивается в размере пятикратного минимального размера оплаты труда по письменному заявлению муниципального служащего. Указанное положение не содержит каких-либо дополнительных условий о выплате материальной помощи, предусматривающих оказание такой помощи только при наличии денежных средств у работодателя.

Учитывая, что Приложением № 7 к Положению об оплате труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденным решением Думы Тулунского муниципального района шестого созыва от 29.03.2016 № 224, муниципальному служащему предусмотрена выплата материальной помощи в связи с юбилейными датами муниципального служащего (55 лет – для женщин, 60 лет – для мужчин), при этом данное Положение в указанной части является действующим, до настоящего времени не отменено, ответчиком на основании заявления ФИО1 было принято решение о выплате ему материальной помощи в связи с достижением юбилейного возраста, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены распоряжения о выплате материальной помощи истцу.

Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены судом первой инстанции правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения не установлено, оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Таким образом, решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тулунского городского суда Иркутской области от 18 января 2019 года по данному делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации Тулунского муниципального района – без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.И. Губаревич

Судьи Е.М. Жилкина

Н.К. Черемных