ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2579 от 24.09.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2579 судья Верещагина Е.Н. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   24 сентября 2013 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего Пойменовой С.Н.,

судей Цветкова В.В. и Комаровой Ю.В.

при секретаре Варламовой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери

по докладу судьи Комаровой Ю.В.

дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата <адрес> на решение Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

«Признать за Коломоцын А.С. право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий».

Обязать Военный комиссариат <адрес> направить документы, необходимые для выдачи Коломоцын А.С. удостоверения «Ветеран боевых действий» в комиссию по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений Западного военного округа.

Обязать Командование Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации выдать Коломоцын А.С. удостоверение соответствующего образца «Ветеран боевых действий».

Взыскать с командования Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации в пользу Коломоцын А.С. расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей и госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В иске Коломоцын А.С. к Военному комиссариату <адрес> о направлении документов в военный комиссариат <адрес> для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» отказать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Коломыцин А.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес>, Военному комиссариату <адрес>, Командованию Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий».

В обоснование исковых требований указал, что он проходил действительную военную срочную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ года он повторно по контракту был призван на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, и был откомандирован в № дивизию, дислоцировавшуюся на территории Республики Таджикистан, где по ДД.ММ.ГГГГ выполнял задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, что подтверждается послужным списком, согласно которого он находился в составе Действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Исключен из списков воинской части с зачислением в запас приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», однако удостоверение не было выдано.

Просил суд признать за ним право на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», обязав военный комиссариат по <адрес> направить установленным порядком через военный комиссариат <адрес> документы для выдачи ему удостоверения. Обязать командование Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации выдать ему удостоверение соответствующего образца «Ветеран боевых действий». Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Истец Коломыцин А.С. и его представитель ФИО5 в суде поддержали исковые требования по доводам иска.

Представитель Военного комиссариата <адрес>, военного комиссариата <адрес> ФИО6 в суде возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что военный комиссариат по <адрес> и по <адрес> направил документы Коломыцина А.С. на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», то есть со стороны военного комиссариата все исполнено, в связи с чем предъявленные к ним требования являются необоснованными.

Представитель Командующего войсками Западного военного округа Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представив письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

Судом постановлено приведенное выше решение.

ДД.ММ.ГГГГ от ответчика Военного комиссариата <адрес> поступила апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Коломыцина А.С. отказать.

В обоснование жалобы указывает, что Военным комиссариатом <адрес> были выполнены все те действия, которые своим решением суд первой инстанции вновь обязал выполнить Военный комиссариат.

Утверждение суда первой инстанции о том, что заявителем были предоставлены доказательства участия в боевых действиях полагает безосновательным, поскольку ни один из документов (копия послужного списка, архивная справка, военный билет) не подтверждает, что заявитель действительно участвовал в боевых действиях.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, отделу ВКТО по <адрес> военного комиссариата <адрес>, командования Западного военного округа, Управления Западного военного округа, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не участвовали, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Истец Коломыцин А.С. и представитель истца ФИО5 в заседании суда апелляционной инстанции поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата <адрес> ФИО7 в заседании суда апелляционной инстанции исковые требования не признала.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, заслушав объяснения истца Коломыцина А.С. и представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вместе с тем в силу части 3 приведенной нормы вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия приходит к выводу, что такого рода нарушение допущено судом первой инстанции.

Пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Судом не учтено, что правовое положение военного округа и управления военного округа определены Указом Президента Российской Федерации «О военно-административном делении Российской Федерации» от 20 сентября 2010 года № 1144 и Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 года № 901.

Указом Президента Российской Федерации «О военно-административном делении Российской Федерации» от 20 сентября 2010 года № 1144 установлено, что основной военно-административной единицей Российской Федерации является военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации. Этим Указом также установлено военно-административное деление Российской Федерации, в том числе границы Западного военного округа.

Положением о военном округе определено, что в состав военного округа как объединения Вооруженных Сил входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории (пункт 2); командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование; пункт 12); управление военного округа организует и обеспечивает решение возложенных на военный округ задач (пункт 13); управление военного округа имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, угловой штамп с изображением эмблемы Вооруженных Сил и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати и штампы (пункт 16).

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2003 года № 324 «О государственной регистрации юридических лиц», которым созданы федеральные государственные учреждения, издан во исполнение Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с целью регистрации в установленном порядке в качестве юридических лиц отдельных органов военного управления.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 424 было создано Объединенное стратегическое командование Западного военного округа в форме федерального казенного учреждения.

Приказом Минобороны Российской Федерации от 29 июля 2011года №1290 утверждено Типовое общее положение о федеральном казенном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации», согласно которому учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать установленного образца, иные необходимые для уставной деятельности печати и штампы, бланки со своим наименованием.

В соответствии с приказом Минобороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года № 1177 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», решение о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» принимает комиссия по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий соответствующего военного округа.

Исходя из характера и предмета заявленных Коломыциным А.С. исковых требований, связанных с установлением права истца на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», указанные выше учреждения также подлежали привлечению к участию в деле в качестве соответчиков.

Поскольку установление и оценка всех имеющих правовое значение по настоящему спору обстоятельств влечет разрешение вопроса об объеме прав и обязанностей Министерства обороны Российской Федерации, Управления Западного военного округа, Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа, то в соответствии с положениями пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией по правилам ч. 5 ст. 330 ГПК РФ в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ постановлено о переходе к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев исковые требования Коломыцина А.С. судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Коломыцин А.С. в добровольном порядке по контракту призван на действительную военную службу в ряды Вооруженных сил Российской Федерации. Из записей в личном деле усматривается, что истец проходил службу, в том числе в составе действующей армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выполняя служебные обязанности в составе КМС в Республике Таджикистан.

Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении льготной выслуги лет для лиц офицерского состава, прапорщиков и военнослужащих по контракту» Коломыцину А.С. выслуга лет исчислена на льготных условиях, как 1 месяц за 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по день исключения из списков части на основании Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики, и республики Таджикистан, а также исполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».

ДД.ММ.ГГГГ Коломыцин А.С. обратился с заявлением к начальнику отдела военного комиссариата <адрес> о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий», которое было представлено в военный комиссариат <адрес>, в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным Законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений «Ветеран боевых действий» Западного военного округа, Коломыцину А.С. отказано в выдаче удостоверения на основании отсутствия документов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях в <адрес>.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» следует, что к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях. Из раздела III Приложения к указанному Закону «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» усматривается, что он относит к таковым лиц, выполнявших боевые действия в Республике Таджикистан: ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не находит и полагает необходимым в выдаче удостоверения отказать.

Как следует из ответа ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» в приказах командира войсковой части полевая почта № за ДД.ММ.ГГГГ (по личному составу, по общим вопросам), ДД.ММ.ГГГГ (по общим вопросам) Коломыцин А.С. не значится.

В силу ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Пункт 3 названной статьи устанавливает, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному Закону "О ветеранах".

В перечень государств и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации ФЗ "О ветеранах" включены боевые действия в Республике Таджикистан в периоды: сентябрь - ноябрь 1992 года; с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.

Таким образом, законодатель разграничивает понятия "участие в боевых действиях" и "выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 года № 1177 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", действующим на момент рассмотрения заявления Коломыцина А.С., утвержден соответствующий порядок, по которому к обращению прикладываются, в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.

Следовательно, для получения удостоверения "Ветеран боевых действий" заявителю необходимо представить данные, свидетельствующие о непосредственном участии в боевых действиях.

Выполнение Коломыциным А.С. задач по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта в составе воинской части, находящейся в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, как и предоставление ему в этот период дополнительных гарантий и компенсаций, не дают оснований для приобретения им статуса участника боевых действий. Преимуществами материального характера заявитель пользовался, как и многие другие военнослужащие, в силу действия Федерального закона от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Расширенное толкование понятия "участие в боевых действиях" не допустимо.

Данных о непосредственном участии в боевых действиях не имеется и в послужном списке заявителя.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что требования Коломыцина А.С. о признании участником боевых действий, признании права на получение мер социальной поддержки, установленные для ветеранов боевых действий, об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий не подлежат удовлетворению, поскольку непосредственное участие в боевых действиях не установлено.

Поскольку заявленные исковые требования об обязании выдать удостоверение «Ветеран боевых действий» удовлетворению не подлежит, судебная коллегия полагает также не подлежащими удовлетворению требования о взыскании в пользу Коломыцина А.С. судебных издержек.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Московского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Постановить по делу новое решение, которым отказать Коломоцын А.С. в удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации, военному комиссариату <адрес>, отделу ВКТО по <адрес> военного комиссариата <адрес>, командованию Западного военного округа, Управлению Западного военного округа, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», комиссии по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Западного военного округа о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», обязании отдела ВКТО по <адрес> направить через военный комиссариат <адрес> документы для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий», обязании командования Западного военного округа выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», взыскании судебных расходов.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи областного суда Ю.В. Комарова

В.В. Цветков