ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2581 от 08.09.2015 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Николаева Л.В. Дело № 33-2581

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 сентября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.

и судей Елагиной Т.В., Потеминой Е.В.

при секретаре Рязанцевой Е.А.

с участием прокурора Лункина С.А.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Бурдюговского О.В. дело по апелляционной жалобе МБОУ СОШ № 74 г.Пензы на решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 26 июня 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Пензы, действующего в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 74» г.Пензы о понуждении к выполнению законных требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидам к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.

Обязать МБОУ СОШ № 74 г.Пензы оборудовать расположенное по адресу: <адрес>, здание школы, в котором осуществляется учебный процесс, специальным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание образовательного учреждения, - пандусом (пологим спуском).

Взыскать с МБОУ СОШ № 74 г.Пензы государственную пошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя МБОУ СОШ № 74 по доверенности Саулит О.И., представителя Управления образования г.Пензы по доверенности Пшеничникова В.А., просивших решение суда отменить, представителя Финансового управления г.Пензы по доверенности Тамбовцевой Е.А., полагавшей решение на усмотрение суда, заключение прокурора Лункина С.А., просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Прокурор Октябрьского района г.Пензы обратился в суд в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц с иском к МБОУ СОШ № 74 г.Пензы и Управлению образования г.Пензы, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении возложенных законом обязанностей соблюдения требований о создании условий для доступа инвалидам, обязать ответчика оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, средствами подъема (пандусом, пологим спуском и т.п.) либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке, указав, что МБОУ СОШ № 74 г.Пензы является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность. В силу ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязано создать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проведенной прокуратурой района проверки МБОУ СОШ № 74 г.Пензы установлено, что в здании, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствуют условия для доступа инвалидов, в том числе детей-инвалидов - оно не оборудовано средствами подъема (пандусом, пологим спуском или т.п. либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке). Финансирование школы осуществляется учредителем из средств муниципального бюджета, посредством выделения денежных средств через Управление образования г.Пензы и Финансовое управление г.Пензы, соответственно, указанные органы местного самоуправления обязаны предоставить денежные средства для обеспечения создания в образовательной организации условий, соответствующих требованиям законодательства об охране жизни и здоровья учащихся.

В связи с отказом от части иска определением судьи от 26.06.2015 производство по делу прекращено в части требования, выразившегося в невыполнении возложенных законом обязанностей соблюдения требований о создании условий для доступа инвалидов, к МБОУ СОШ № 74 г.Пензы и в части заявленных требований к Управлению образования г.Пензы.

Представитель МБОУ СОШ № 74 г.Пензы по доверенности Саулит О.И., Финансовое управление г.Пензы, Управление образования г.Пензы в письменных заявлениях просили принять решение на усмотрение суда.

Октябрьский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе МБОУ СОШ № 74 г.Пензы решение суда просило отменить как незаконное и необоснованное, поскольку суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, допустил несоответствие своих выводов обстоятельствам дела, неправильно истолковал закон. Школа является бюджетным учреждением, финансирование ведется из муниципального бюджета г.Пензы, изыскать самостоятельно денежные средства для оборудования здания школы пандусом учреждение не может. МБОУ СОШ № 74 г.Пензы не является собственником здания. Согласно ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. Школа была введена в эксплуатацию в 1992 году, принята государственной комиссией в установленном порядке, в связи с чем изложенные в исковом заявлении прокурора требования к зданию школы не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта данного здания. Просило прекратить производство по делу.

Обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Согласно ст.2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципе обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В силу п.п.4.1.14, 4.1.15, 4.1.16 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.

В соответствии с Перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения («СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Судом установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 74» г.Пензы 22.10.2002 поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы.

По Уставу МБОУ СОШ № 74 г.Пензы школа является юридическим лицом, создана в виде некоммерческой организации в форме учреждения; по своему статусу, установленному при государственной аккредитации, школа является общеобразовательным учреждением, по своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением; учредителем школы является Управление образования г.Пензы; школа отвечает по всем обязательствам находящимся в ее распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам школы в порядке, определяемом законом; имущество школы находится у нее на праве оперативного управления; школа может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Следовательно, здание МБОУ СОШ № 74 г.Пензы, расположенное по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и передано образовательному учреждению в оперативное управление.

В ходе проведенной 13.05.2015 прокуратурой Октябрьского района г.Пензы проверки беспрепятственного доступа инвалидов в здание МБОУ СОШ № 74 г.Пензы установлено, что в здании по адресу: <адрес> отсутствуют условия для доступа инвалидов, поскольку оно не оборудовано средствами подъема (пандусом, пологим спуском и т.п. либо кнопкой вызова сотрудников для оказания помощи инвалидам при транспортировке).

Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается; доказательств устранения указанного нарушения не представлено.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.

При этом суд признал установленным и исходил из того, что доступ инвалидов и других граждан, относящихся к категории маломобильных групп населения, в здание образовательного учреждения затруднен, в связи с чем допускается нарушение их прав; обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения и оборудованию входа в здание специальными приспособлениями лежит на МБОУ СОШ № 74 г.Пензы как бюджетном учреждении, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.

Доводы ответчика о том, что школа не является собственником здания и не может самостоятельно изыскать денежные средства для оборудования здания школы пандусом, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно абз.6 п.2 ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В силу указанных положений гражданского законодательства суд первой инстанции обоснованно признал, что именно МБОУ СОШ № 74 г.Пензы как бюджетное учреждение, владеющее зданием школы на праве оперативного управления, обязано оборудовать вход в здание пандусом (пологим спуском).

С учетом того, что ответчик не представил доказательств отсутствия технической возможности установки пандуса, суд правомерно не сделал вывод о необходимости ограничить обязанность учреждения оборудованием здания только кнопкой вызова персонала.

При таких обстоятельствах суд правильно возложил на МБОУ СОШ № 74 г.Пензы обязанность оборудовать здание школы специальным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов в здание образовательного учреждения, а именно пандусом (пологим спуском).

Ссылка в жалобе на необоснованность применения требований прокурора к зданию школы вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания в связи с введением его в эксплуатацию в 1992 году в установленном порядке не может быть признана основанной на законе и свидетельствовать о незаконности принятого по делу решения.

Вопрос о взыскании государственной пошлины разрешен в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка.

Нормы материального права судом применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не допущено.

Доводы жалобы были предметом исследования и оценки районным судом, на законе не основаны, направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 26.06.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ СОШ № 74 г.Пензы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи