Судья Метелкин Е.В. дело № 33 – 25816/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 августа 2018 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Черникове О.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 на решение Темрюкского районного Краснодарского края от 25 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное казенное учреждение «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (далее по тексту - ФКУ «Ространсмодернизация») обратилось в суд с иском к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд путем выкупа.
В обоснование своих требований представитель ФКУ «Ространсмодернизация» указал, что в соответствии с распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) от 26.12.2016г. № ВЧ-130-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.
Письмом от 06.02.2017г. № ИГ-05/262 ФКУ «Ространсмодернизация» обратилось в Росжелдор с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта.
На основании указанного обращения и документации по планировке территории объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» Росжелдором издано распоряжение от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р (далее - Распоряжение об изъятии) об изъятии 63 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».
Согласно п. 2 Распоряжения об изъятии ФКУ «Ространмодернизация» дано поручение обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Письмом от 02.05.2017г. № ИМ-35/2787-ИС в адрес ответчика направлено уведомление об изъятии земельных участков для нужд Российской Федерации с приложением копии Распоряжения об изъятии.
Пунктом 1 Распоряжения об изъятии предусмотрено изъятие путем выкупа для нужд Российской Федерации:
- части земельного участка с кадастровым номером <...>, категории земли сельскохозяйственного назначения, адрес: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, площадью 15400 кв.м. Из указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 5306 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО;
- части земельного участка с кадастровым номером <...>, категории земли сельскохозяйственного назначения, адрес: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, площадью 15400 кв.м. Из указанного земельного участка образован; земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1169 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 15400 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.06.2017г. <...>.
Право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 05.06.2017г. <...>.
По результатам проведения всех необходимых мероприятий с целью заключения соглашения об изъятии для государственных нужд, а именно уведомлении собственника земельных участков о предстоящем изъятии, надлежащего опубликования распоряжения об изъятии, проведения кадастровых работ с целью образования земельных участков в целях изъятия, подготовки проекта соглашения и «ответа об оценке земельных участков, а также в соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, ФКУ «Ространсмодернизация» направило в адрес Ответчика проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также Отчет от 16.06.2017г. <...>КР2017-П10323 об оценке размера возмещения за земельный участок, изымаемый для государственных нужд.
Однако, соглашение об изъятии земельных участков ответчиком подписано не было, в связи с чем, ФКУ «Ространсмодернизация» обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением <...> Краснодарского края от <...> заявленные требования ФКУ «Ространсмодернизация» удовлетворены, суд изъял для государственных нужд у ФИО1: земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 5306 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 95 600 рублей и убытков в размере 707 825 рубля, а всего 803 425 рублей на банковский счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса; земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 1169 кв.м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0503000:10249, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, посредством перечисления со стороны ФКУ «Ространсмодернизация» рыночной стоимости земельного участка в размере 24 500 рублей и убытков в размере 131 173 рубля, а всего 155 673 рубля на банковский счет ФИО1 или на депозитный счет нотариуса.
Суд обратил решение суда к немедленному исполнению, кроме взыскания судебных издержек.
Также суд взыскал с ФИО1 в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
С указанным решением суда не согласился представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что рыночная стоимость изъятого для федеральных нужд земельного участка значительно превышает цену, указанную в отчете, представленном ФКУ «Ространсмодернизация».
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФКУ «Ространсмодернизация» по доверенности ФИО3 полагает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы несостоятельными ввиду того, что они сводятся к несогласию с решением суда и не имеют правовых оснований, при этом ответчиками не оспаривается факт изъятия земельного участка, оспаривается только лишь оценка земельного участка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, выслушав ФИО1, представителя ФИО1 по доверенности ФИО4, представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителя ФКУ «Ространсмодернизация» по доверенности ФИО5, представителя ФКУ «Ространсмодернизация» по доверенности ФИО3, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Положением ст. 327.1 ГПК РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, назначение земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, запись в Едином государственном реестре недвижимости <...> от 08.11.2013г., а также земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенный по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, назначение земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения, запись в Едином государственном реестре недвижимости <...> от 08.11.2013г.
ФКУ «Ространсмодернизация» во исполнение федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001г. <...>, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 20.05.2011г. № ИЛ-55-р, выполняет функции государственного заказчика по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 26.12.2016г. № ВЧ-130-р «Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», утверждена документация по планировке территории для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в том числе утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р принято решение об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», указанных в приложении к данному распоряжению.
Пунктом 52 Приложения к распоряжению Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р, принято решение об 1 изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта части земельного участка, площадью 5306 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, принадлежащего на праве собственности ФИО1
Пунктом 53 Приложения к распоряжению Федерального агентства железнодорожного транспорта от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р, принято решение об изъятии путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта части земельного участка, площадью 1170 кв.м, из земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, принадлежащего на праве собственности ФИО1
Из пункта 2 Распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.03.2017г. № ВЧ-15-р следует, что ФКУ «Ространсмодернизация» необходимо обеспечить проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд, в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
По результатам выполнения земельно-кадастровых работ, земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, был разделен на два земельных участка.
Земельному участку, площадью 5306 кв.м, подлежащему изъятию для нужд Российской Федерации, присвоен кадастровый <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО.
По результатам выполнения земельно-кадастровых работ, земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, был разделен на два земельных участка.
Земельному участку, площадью 1169 кв.м, подлежащему изъятию для нужд Российской Федерации, присвоен кадастровый <...>, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу ст. 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Росдцйской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Из материалов дела следует, что 02.05.2017г. в адрес ответчика истцом было направлено уведомление об изъятии части земельного участка для нужд Российской Федерации с приложением копии Распоряжения об изъятии, что подтверждается уведомлением от 02.05.2017г. № ИМ-35/2787- ИС, квитанцией и описью почтовых вложений.
ООО «Экспертная компания «ФИНЭКА» по заказу ООО УК «Трансюжстрой» произведена оценка рыночной стоимости, а также определен размер убытков, причиненных изъятием земельного участка, площадью 5306 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, а также земельного участка, площадью 1169 кв.м, с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО.
Размер выкупной цены земельных участков, в том числе размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков, определялся истцом на основании отчета об оценке от 16.06.2017г. <...>КР2017-П10323, подготовленного независимым оценщиком ООО «Экспертная компания «ФИНЭКА» ФИО6
Исходя из отчета об оценке от 16.06.2017г. <...>КР2017-П10323 размер возмещения за изымаемые земельные участки составляет 594 594 (пятьсот девяносто четыре тысячи пятьсот девяносто четыре) рубля (НДС не облагается), в том числе:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, составляет 90 202 (девяносто тысяч двести два) рубля;
- размер убытков, в размере стоимости замещения многолетних насаждений, расположенных на изымаемом земельном участке с кадастровым номером <...>, составляет 347 595 (триста сорок семь тысяч пятьсот девяносто пять) рублей;
- размер убытков, в виде затрат на регистрацию права собственности, составляет 350 (триста пятьдесят) рублей;
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, составляет 19 873 (девятнадцать тысяч восемьсот семьдесят три) рубля;
- размер убытков, в размере стоимости замещения многолетних насаждений, расположенных на изымаемом земельном участке с кадастровым номером <...>, составляет 136 224 (сто тридцать шесть тысяч двести двадцать четыре) рубля;
- размер убытков, в виде затрат на регистрацию права собственности, составляет 350 (триста пятьдесят) рублей.
В соответствии с п. 2 ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Для осуществления дальнейших мероприятий по изъятию недвижимого имущества путем выкупа земельного участка, ФКУ «Ространсмодернизация» подготовлен проект соглашения в связи с изъятием путем прекращения права общей долевой собственности на земельный участок в целях обеспечения реализации строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», который был передан ответчикам для ознакомления и последующего принятия решения, что подтверждается соответствующими расписками.
Однако, ответчики указанные соглашения не подписали, предложения о внесении изменений в соглашение, не представили.
В силу ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется по решению суда.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик не согласен с размером выкупной стоимости и результатами оценки земельного участка, отраженными в отчете об оценке <...>КР2017-П10323 от 16.06.2017г., в связи с чем, по ходатайству представителя ФИО1 - ФИО2, определением Темрюкского районного суда от 19.12.2017г. года по делу была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости изымаемого земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 5306 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО, а также земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1169 кв.м, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО и размера убытков, причиненных таким изъятием на день проведения экспертизы, производство которой было поручено эксперту ФИО7.
В соответствии с заключением эксперта по делу <...> от 23.03.2018г., подготовленным ООО «Экспертный центр «Регион Консалтинг», экспертом ФИО7, рыночная стоимость объекта экспертизы - земельного участка, площадью 5306 кв.м, с кадастровым номером <...>, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО по состоянию на дату выполнения экспертизы составляет 633 000 рублей, размер убытков, причиненных в связи с изъятием участка, составляет 1 438 000 рублей.
Как следует из заключения эксперта по делу <...> от 23.03.2018г. г., подготовленным ООО «Экспертный центр «Регион Консалтинг», экспертом ФИО7, рыночная стоимость объекта экспертизы - земельного участка, площадью 1169 кв.м, с кадастровым номером <...>, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО по состоянию на дату выполнения экспертизы составляет 159 000 рублей, размер убытков, причиненных в связи с изъятием участка, составляет 514,000 рублей.
Истец не согласился с данным заключением эксперта, указал, что считает его незаконным, необоснованным, неполным, необъективным, выполненным без проведения всестороннего исследования по поставленным вопросам и с нарушениями положений Федерального закона РФ от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки, Федерального закона РФ от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 87 ГПК РФ в связи с возникшими сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного заключения, наличием противоречий в заключениях нескольких экспертов суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту или другим экспертам.
Учитывая изложенное, определением от 04.04.2018г. суд первой инстанции назначил по делу повторную судебную экспертизу, проведение которой поручил общества с ограниченной ответственностью «Независимая экспертная компания «ФАВОРИТ».
Согласно выводам экспертного заключения <...> от 18.04.2018г., выполненного экспертом ООО «НЭК «Фаворит» ФИО8, рыночная стоимость объекта экспертизы - земельного участка, площадью 5306 кв.м, с кадастровым номером <...>, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО по состоянию на дату проведения экспертизы составляет 95 600 рублей, размер убытков, причиненных изъятием на день проведения экспертизы, составляет 707 852 рубля.
В соответствии с выводами экспертного заключения <...> от 18.04.2018г., выполненного экспертом ООО «НЭК «Фаворит» ФИО8, рыночная стоимость объекта экспертизы - земельного участка, площадью 1169 кв.м, с кадастровым номером <...> образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 15400 кв.м, расположенного по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в границах АПФ «Фанагория» ОАО по состоянию на дату проведения экспертизы составляет 24 500 рублей, размер убытков, причиненных изъятием на день проведения экспертизы, составляет 131 173 рубля.
Указанные выводы экспертного заключения были подтверждены в ходе заседания суда первой инстанции экспертом ООО «НЭК «Фаворит» ФИО8
В силу п. п. 1 п. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина на такой земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ФКУ «Ространсмодернизация» выполняет функции государственного заказчика по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.11.2014г. № 2215-р «Об определении ОАО «Российские железные дороги» единственным исполнителем осуществляемой ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» закупки работ по строительству подходов к транспортному переходу через Керченский пролив» ФКУ «Ространсмодернизация» заключен Государственный контракт с ОАО «РЖД» от 19.12.2016г. № РТМ-243/16 на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».
Согласно п. 13.5 Государственного контракта от 19.12.2016г. № РТМ-243/16 на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного морского порта Тамань» подрядчик совместно с государственным заказчиком оформляет в установленном порядке правоустанавливающие документы на строительную площадку (земельный участок), пользование земельными участками, разрешение на строительство, технические планы и кадастровые паспорта. Срок выполнения работ по контракту (окончание) - 4 квартал 2018 года, перенос сроков строительства не предусмотрен.
При этом, судом первой инстанции отмечено, что в соответсвии со ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии оформления земельного участка под строительство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований ФКУ «Ространсмодернизация».
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований ФКУ «Ространсмодернизация» следует признать законным и обоснованным.
Вывод суда первой инстанции основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о том, что рыночная стоимость изымаемых земельных участков значительно превышает цену, указанную в заключении эксперта, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и отказа в удовлетворении требований ФКУ «Ространсмодернизация», так как выводы экспертных заключений ООО «НЭК «Фаворит» не вызывают сомнений в своей правильности, поскольку оно выполнено компетентным специалистом, имеющим стаж работы в оценочной деятельности 12 лет и стаж работы в экспертной деятельности 2 года, с соответствующим образованием, являющегося членом СРО оценщиков ассоциации СРО «Региональная ассоциация оценщиков», что подтверждается материалами дела, а также показаниями эксперта данными в судебном заседании суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ФКУ «Ространсмодернизация» во исполнение федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001г. № 848, а также Уставом, утвержденным распоряжением Министерством транспорта Российской Федерации от 20.05.2011г. № ИЛ-55-р, выполняет функции государственного заказчика по реализации проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», в рамках которого осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив. Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.11.2014г. № 2215-р «Об определении ОАО «Российские железные дороги» единственным исполнителем осуществляемой ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» закупки работ по строительству подходов к транспортному переходу через Керченский пролив» ФКУ «Ространсмодернизация» заключен Государственный контракт с ОАО «РЖД» от 19.12.2016г. № РТМ-243/16 на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань».
Согласно п. 13.5 Государственного контракта от 19.12.2016г. № РТМ- 243/16 на разработку рабочей документации и строительство объекта «Создание сухогрузного морского порта Тамань», заключенного между ФКУ «Ространсмодернизация» и ОАО «РЖД», подрядчик совместно с государственным заказчиком оформляет в установленном порядке правоустанавливающие документы на строительную площадку (земельный участок), пользование земельными, участками, разрешение на строительство, технические планы и кадастровые паспорта. Срок выполнения работ по контракту (окончание) - 4 квартал 2018 года, перенос сроков строительства не предусмотрен.
Вместе с тем, с учетом положений ст. 328 ГК РФ подрядчик будет иметь возможность выполнить свои обязательства по строительству объекта, только при условии оформления земельного участка под строительство.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что данные обстоятельства, являются основанием для обращения решения суда об изъятии земельного участка для государственных нужд к немедленному исполнению.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда и отказа в удовлетворении требований ФКУ «Ространсмодернизация», поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, которые по мнению судебной коллегии являются правильными и подробно изложены в мотивировочной части обжалуемого решения.
При этом, юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Темрюкского районного Краснодарского края от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи