ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2581/2018 от 27.03.2018 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Жилкин А.М.

Дело № 33-2581/2018

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 27 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи: Хижаева Б.Ю.,

судей: Нижегородцевой И.Л. и Крашенинниковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Ахмадьяновой А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Наугольнова Алексея Валерьевича и Наугольновой Елены Вячеславовны,

на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 30 октября 2017 года

гражданское дело по иску Наугольнова Алексея Валерьевича, Наугольновой Елены Вячеславовны к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, Министерству строительства Нижегородской области, Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о признании объекта недвижимости – жилого дома завершенным строительством и введенным в эксплуатацию, о признании права собственности на квартиру в оконченном строительством жилом доме, на долю в праве общей долевой собственности в указанном жилом доме, на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок,

заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя истцов по доверенности Есиповского В.А., представителя инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области по доверенности Косаревой Е.А.,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились с данным иском к администрации Павловского муниципального района Нижегородской области о признании объекта недвижимости – жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> завершенным строительством и введенным в эксплуатацию, о признании за Наугольновой Еленой Вячеславовной и Наугольновым Алексеем Валерьевичем права собственности на кв.<адрес> и долю в размере <данные изъяты> в праве общей долевой собственности в указанном жилом доме, о признании за Наугольновой Еленой Вячеславовной и Наугольновым Алексеем Валерьевичем доли в размере <данные изъяты> в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> под указанным жилым домом.

В обоснование требований указали, что 15 февраля 2003 года между истцами и ООО «Ялита» был заключен договор о долевом инвестировании в строительство жилого многоквартирного дома. Согласно условий указанного договора, инвесторы (истцы) приняли участие в инвестировании строительства жилого дома, по адресу: <адрес>

Застройщик, которым являлось ООО «Ялита», по условиям договора обязался построить дом после выполнения в нем всех строительных работ, передать инвесторам квартиру.

31.12.2009 года, когда все работы были завершены, по акту приема-передачи застройщик (ООО «Ялита») передал инвесторам (истцам) квартиру <адрес>.

На сегодняшний день все помещения в доме переданы участникам долевого строительства, все работы в доме завершены, все коммуникации функционируют.

В доме постоянно проживают собственники квартир, зарегистрированные в этих квартирах по постоянному месту проживания. Дом поставлен на кадастровый учет. При этом истцы, являются собственниками переданных им помещений, но они не могут в полной мере осуществлять свои права как собственники: пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, поскольку, до настоящего времени дом в эксплуатацию не сдан.

25 мая 2004 года ООО «Ялита» администрацией Павловского района Нижегородской области было выдано разрешение на строительство 5-ти этажного жилого дома с размещением квартир и магазинов, по адресу: <адрес>.

В 2008 году по окончании строительства ООО «Ялита», как застройщик, обратилось в Государственное предприятие Нижегородской области «Оргтехстрой», для выдачи заключения инженерных обследований основных несущих строительных конструкций жилого многоквартирного дома с магазинами на 1-ом этаже, расположенного по адресу: <адрес>. По результатам инженерных обследований были выявлены следующие дефекты, требующие устранения:

1. Трещина шириной раскрытия до 7 мм в кирпичной кладке облицовочного слоя по оси 1 у оси А.

2. Разрушение верхней части кирпичных шахт дымоудаления от атмосферных воздействий.

Согласно письму Министерства строительства Нижегородской области от 06.11.2009 года за № 312-01/3300 «О вводе дома в эксплуатацию», ООО «Ялита» был сформирован окончательный перечень не устранённых нарушений и невыполненных работ, препятствующих вводу дома в эксплуатацию.

Письмом от 24.05.2010 года за № 312-01/1627 «О вводе в эксплуатацию жилого дома в г.Павлово» Министерство строительства Нижегородской области подтверждало, что застройщиком все замечания были устранены. 13 мая 2010 в Министерстве строительства было проведено очередное совещание с участием администрации Павловского района и инспекции ГСН, на котором достигнута договоренность о возможности ввода в эксплуатацию рассматриваемого объекта. Дополнительно нужно было представить письмо от ГП НО «Оргтехстрой» об устранении замечаний, после чего дом будет введен в эксплуатацию в установленном законом порядке.

При передаче документов Министерством строительства Нижегородской области в Инспекцию Государственного Строительного Надзора Нижегородской области эти документы были утрачены, поэтому объект и не был введен застройщиком в эксплуатацию.

ООО «Ялита» ликвидировано 15.09.2014г., о чем в едином государственном реестре юридических лиц внесена соответствующая запись.

Поскольку застройщик ликвидирован, в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ, сдача дома в эксплуатацию в настоящее время невозможна, в связи с чем истцы вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.

Земельный участок, на котором выстроен жилой многоквартирный дом, принадлежит застройщику на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Исходя из сложившейся ситуации, указанные обстоятельства нарушают права истцов как собственников, предусмотренные ст.34 Конституции РФ, ст. 209 ГК РФ, поскольку, приобретая (инвестируя) квартиру, истцы рассчитывали на то, что смогут по своему усмотрению пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом. Однако существующая неопределенность в вопросе о вводе указанного объекта в эксплуатацию нарушает их правомочия собственника пользоваться принадлежащим им имуществом, а также общим имуществом.

В связи с изложенным истцы просят иск удовлетворить в полном объеме.

Определением Павловского городского суда Нижегородской области от 17 августа 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет архитектуры и градостроительства администрации Павловского муниципального района, администрация МО г.Павлово Нижегородской области.

Определением Павловского городского суда Нижегородской области от 07 сентября 2017 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства Нижегородской области, Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ЖСК «Новый дом».

Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 30 октября 2017 года постановлено

Иск Наугольнова Алексея Валерьевича, Наугольновой Елены Вячеславовны к Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области, Министерству строительства Нижегородской области, Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области о признании объекта недвижимости – жилого дома завершенным строительством и введенным в эксплуатацию, о признании права собственности на квартиру в оконченном строительством жилом доме, на долю в праве общей долевой собственности в указанном жилом доме, на долю в праве общей долевой собственности на земельный участок удовлетворить частично.

Признать за Наугольновым Алексеем Валерьевичем право собственности на <данные изъяты> доли в объекте незавершенного строительством – жилом доме <адрес> в виде жилого помещения – квартиры общей площадью кв.м., расположенной во 2 подъезде на 5 этаже, а также <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в указанном объекте незавершенного строительством – жилом доме <адрес>.

Признать за Наугольновой Еленой Вячеславовной право собственности право собственности на <данные изъяты> доли в объекте незавершенного строительством – жилом доме <адрес> в виде жилого помещения – квартиры № общей площадью кв.м., расположенной во 2 подъезде на 5 этаже, а также на <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности в указанном объекте незавершенного строительством – жилом доме <адрес>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе Наугольновой Е.В. и Наугольнова А.В. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как вынесенного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов заявителем указано, что суд необоснованно отказал в признании объекта незавершенного строительства завершенным и введенным в эксплуатацию, так как застройщик ликвидирован, соответственно отсутствует лицо, которое имеет право обратиться в надлежащий орган с соответствующим заявлением, кроме того суд неверно рассчитал доли в праве собственности на объект незавершенного строительства, а также необоснованно отказал в признании права собственности на земельный участок, расположенный под объектом недвижимости.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.330 ч. 1 п.п. 1-4 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении указанного дела судом первой инстанции допущено не было, решение является законным, а апелляционная жалоба подлежит отклонению.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

В соответствии с п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

В соответствии с п.2 ст.8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права.

В соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст.128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В соответствии с п.1 ст.218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст.25 ФЗ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.

В соответствии со ст.6 Закона РФ № 39-ФЗ от 25.02.1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Инвесторы имеют равные права на: осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами; самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений; передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения; объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 указанного Закона, отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.9 Закона, финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств.

В соответствии со ст.15 Закона, государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности: обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

В соответствии с п.59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, распоряжением администрации Павловского муниципального района от 25.05.2004г. №441 ООО «Ялита» разрешено строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации серии от 10.11.2011г., земельный участок под строительство указанного жилого дома на праве общей долевой собственности принадлежит ООО «Ялита» и ЖСК «Новый дом» по <данные изъяты> и <данные изъяты> доли соответственно.

15.02.2003г. между ООО «Ялита» и Наугольновыми А.В. и Е.В. заключен договор о долевом инвестировании в строительство жилого многоквартирного дома (л.д.5-6), по условиям которого инвестор принимает участие в инвестировании строительства многоквартирного жилого дома с встроено-пристроенном торгово-офисным центром, расположенного по адресу: <адрес> а застройщик обязуется после ввода жилого дома в эксплуатацию передать в собственность инвестору квартиру, соответствующую по площади доле участия инвестора в строительстве в размере кв.м. (п.п.1.2, 2.1 и 2.2 договора).

Разделом №3 указанного договора определен порядок инвестирования строительства многоквартирного жилого дома.

В соответствии с условиями договора истцы произвели выплату предусмотренной договором суммы инвестирования, что не оспаривалось сторонами, а также подтверждается справкой ООО «Ялита» №021 от 10.04.2010 года об отсутствии задолженности у истцов по указанному договору.

В соответствии с актом приема-передачи от 31.12.2009г. ООО «Ялита» передает, а инвесторы принимают квартиру № во 2 подъезде на 5 этаже в указанном жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании, по мнению суда, достоверно установлен тот факт, что истцы надлежащим образом исполнили свои обязательства по договору от 15.02.2003г. о долевом инвестировании в строительство жилого многоквартирного дома, произведя выплату, предусмотренной договором, суммы инвестирования.

Кроме того, из пояснений лиц, участвующих в деле, судом установлено, что фактически строительство жилого дома <адрес> завершено несколько лет назад, никаких строительных работ на объекте в настоящее время не осуществляется. Более того, большинство из помещений передано во владение инвесторов. На первом этаже жилого дома эксплуатируются нежилые помещения, в жилых помещениях (квартирах) проживают и состоят на регистрационном учете жильцы. Указанный жилой дом подключен ко всем инженерным коммуникациям. С другими участниками долевого строительства подписаны акты о передаче им помещений. Дом инвентаризирован и зарегистрирован в ГП НО «Нижтехинвентаризация». Фактически дом полностью заселен, в нем функционируют все системы жизнеобеспечения. При этом окончание строительства дома не оформлено надлежащим образом, дом в эксплуатацию не введен.

Как пояснили стороны, спорный объект является объектом незавершенного строительства и в эксплуатацию не сдан, поскольку в ходе проверки были выявлены нарушения, допущенные при строительстве объекта. Однако фактически спорный дом выстроен, все коммуникации к дому подведены, процент готовности объекта незавершенного строительства – жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 100%, но объект недвижимости не введен в эксплуатацию.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части признания объекта недвижимости завершенным строительством и введенным в эксплуатацию суд первой инстанции исходил из того, что порядок выдачи разрешения о вводе объекта строительства в эксплуатацию застройщиком соблюден не был, а указанный вопрос относится к исключительной компетенции соответствующих вышеуказанных государственных органов

Судебная коллегия с данным выводом суда соглашается в силу следующего.

Статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Так в соответствии с положениями указанной статьи разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструирован-ного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструиро-ванного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 – 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения также предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 настоящего Кодекса описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

Судебная коллегия отмечает, что требования о признании дома завершенным строительством и введенным в эксплуатацию направлены на подмену предусмотренной законом процедуры ввода объекта незавершенного строительства в эксплуатацию.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неверно посчитал доли в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства судебной коллегией отклоняются. Произведенный судом первой инстанции проверен и является арифметически правильным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в признании права собственности на участок, находящийся под зданием, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку исковые требования предъявлены к администрации Павловского муниципального района, согласно свидетельства о государственной регистрации серии от 10.11.2011 г., земельный участок под указанным жилым домом на праве общей долевой собственности принадлежит ООО «Ялита» и ЖСК «Новый дом» по 2312/4875 и 2563/4875 доли соответственно, таким образом, требования о признании права собственности на земельный участок заявлены к ненадлежащему ответчику.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Павловского городского суда Нижегородской области от 30 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Наугольнова Алексея Валерьевича и Наугольновой Елены Вячеславовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: