Судья: Гущина С.Д. Дело №33-2586/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Полушкина А.В.,
судей Захарчука О.В., Кричкер Е.В.,
при секретаре Садыковой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 15 июля 2015 года гражданское дело
по апелляционной жалобе Д.И.Л. на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2015 года, которым
оставлено без удовлетворения заявление Д.И.Л. о признании незаконным и отмене постановления Администрации МО «Завьяловский район» №1472 от 21 мая 2014 года «О признании утратившим силу постановления Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года» и решения комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам от 27 мая 2014 года об исключении из списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляемых в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», о возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» затрат, которые могут быть понесены в случае обновления в 2015 году списка необходимых документов на предоставление субсидии, о принятии во внимание изменения состава семьи при определении размеров субсидии.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В.; выслушав объяснения Д.И.Л. и его представителя Д.О.Н. (доверенность от 11 октября 2014 года сроком на три года, л.д.6), поддержавших доводы апелляционной жалобы; объяснения представителя Администрации МО «Завьяловский район» К.Ф.В. (доверенность от 15 октября 2014 года сроком на один год, л.д.77), полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Д.И.Л., действуя в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей Д.А.И., Д.У.И. и Д.Е.И. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации муниципального образования (далее по тексту – МО) «Завьяловский район» №1472 от 21 мая 2014 года «О признании утратившим силу постановления Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года» и решения комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам от 27 мая 2014 года об исключении его семьи из списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляемых в рамках реализации федеральной целевой программы (далее по тексту – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Заявление мотивировал тем, что постановлением Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года он, его супруга и двое несовершеннолетних детей были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В связи с чем, их семья была включена в Список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляемых в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее по тексту – Список). Однако обжалуемыми постановлением Администрации МО «Завьяловский район» №1472 от 21 мая 2014 года и решением комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам от 27 мая 2014 года постановление Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года признано утратившим силу, и они исключены из Списка. 14 августа 2014 года в семье заявителя родился третий ребёнок.
Заявитель считает оспариваемые постановление Администрации МО «Завьяловский район» и решение комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам незаконными, нарушающими их права, ссылаясь на то, что его семья отвечает требованиям, предъявляемым к участникам данной ФЦП, поскольку они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Кроме вышеуказанных требований, заявитель дополнительно просил суд возложить на Администрацию МО «Завьяловский район» соответствующие затраты, в случае обновления необходимых документов на предоставление субсидии, а также просил учесть в составе членов его семьи рождение третьего ребенка (л.д.11-14, 115).
В судебном заседании Джюбанский И.Л. и его представитель поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить.
Заинтересованное лицо – супруга заявителя Д.С.Н. была своевременно извещена о времени и месте судебного заседания, но в суд не явилась, просила рассмотреть дело без её участия (л.д.105). В соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ суд рассмотрел дело в её отсутствие.
Представитель Администрации МО «Завьяловский район» в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Джюбанский И.Л. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. При этом ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; на недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела; на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), выслушав участников апелляционного процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту – ГПК РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Постановлением Правительства РФ №858 от 03 декабря 2002 г. была утверждена ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», в составе которой были предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которыми утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, устанавливающее порядок таких выплат, а также условия участия в ФЦП.
Одним из обязательных условий участия в ФЦП граждан, проживающих в сельской местности, являлось признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункт «в» пункта 4 раздела II Приложения №1 к Правилам), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются граждане, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.5 Правил).
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года семья заявителя была поставлена на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ), а затем 19 ноября 2013 года – включена в Список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляемых на тот период в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» (л.д.80, 161).
Между тем, в период действия ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и принятых в целях её реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Джюбанских предоставлена не была.
В связи с тем, что срок действия ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» истек, постановлением Правительства РФ №598 от 15 июля 2013 года утверждена ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», в состав которой входят Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее по тексту – Типовое положение).
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» фактически идентична ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и базируется на принципах преемственности последней.
Так, согласно подпункту «г» пункта 4 раздела II Типового положения, одним из обязательных условий участия в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по прежнему, является признание их нуждающимися в улучшении жилищных условий, которое осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст.51 ЖК РФ.
Причём, в силу подпункта «б» пункта 6 раздела II Типового положения, право первоочередного предоставления социальных выплат имеют лица, включенные в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002г. №858.
Таким образом, лица, участвовавшие в ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года», в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями программы, принципом преемственности, становятся участниками ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
В соответствии с пунктом 22 Типового положения, порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ.В связи с чем, постановлением Правительства Удмуртской Республики №481 от 21 октября 2013 года утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее по тексту – Положение).
Согласно пункту 27 данного Положения, в случае включения гражданина в Список на текущий финансовый год документы гражданина, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 19 настоящего Положения, подлежат обновлению в течение пяти рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктами 19, 20 и 23 настоящего Положения.
В случае, если в результате представления документов будет установлено, что гражданин не соответствует условиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего Положения, указанный гражданин в течение трёх рабочих дней исключается администрацией из Списка на текущий финансовый год.
Согласно материалам дела, постановлением Администрации МО «Завьяловский район» №1472 от 21 мая 2014 года было признано утратившим силу постановление Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года, в связи с утратой Д.И.Л. и членами его семьи оснований, предусмотренных п.2 ст.51 ЖК РФ.
27 мая 2014 года комиссия Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам приняла решение об исключении семьи Д.И.Л. в количестве трёх человек из Списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляемых в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (л.д.16, 81).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением и обосновывая доводы апелляционной жалобы, заявитель указал, что вышеназванные постановление Администрации МО «Завьяловский район» и решение комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам являются незаконными, поскольку его семья отвечает условиям ФЦП и нуждается в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 50 ЖК РФ, учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Завьяловской районной Думы №289 от 15 марта 2006 года установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 10 кв. м на человека.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учёта.
Статья 56 ЖК РФ устанавливает, что граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для признания утратившим силу постановления Администрации МО «Завьяловский район» №3951 от 09 ноября 2012 года, явилось возведение, введение в эксплуатацию и регистрация права собственности заявителя на жилой дом, общей площадью 118,9 кв. м, расположенный по адресу: Завьяловский район, д. Сизево, <адрес> (далее по тексту – жилой дом), и, как следствие, утраты критерия нуждаемости заявителя и членов его семьи в улучшении жилищных условий.
Заявитель зарегистрировал право собственности на данный жилой дом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 18 АБ №891277 от 20 декабря 2013 года (л.д.19).
При таких обстоятельствах Д.И.Л. и члены его семьи не являются нуждающимися в жилом помещении.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что суд не учёл предоставленные им доказательства о том, что в настоящее время для проживания его семьи можно использовать только помещения на первом этаже данного жилого дома общей площадью 58,0 кв.м, а его второй этаж является недостроенным и не должен учитываться при определении общей площади жилых помещений, приходящихся на одного члена его семьи, являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку в материалах дела имеются допустимые, достоверные и достаточные доказательства того, что жилой дом общей площадью 118,9 кв.м, зарегистрирован на праве собственности за Д.И.Л. в установленном законом порядке на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №ru 18508307-18 от 21 ноября 2013 года, выданного Администрацией МО «Каменское» Завьяловского района УР (л.д.19).
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство; соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Анализируя нормы материального права и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия признаёт, что здание жилого дома является единым объектом капитального строительства (объектом недвижимости), принадлежащее на праве собственности заявителю. На данный объект, являющийся единым строением, в установленном порядке получено разрешение на ввод объекта, являющегося единым строением, в эксплуатацию, который удостоверяет выполнение строительства в полном объёме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации, которая, в свою очередь, должна соответствовать строительным нормам и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. При этом в материалах дела отсутствуют документы и доказательства, свидетельствующие о непригодности жилого дома для проживания.
Отказывая в удовлетворении заявленных Д.И.Л. требований, суд первой инстанции, пришёл к верному выводу о том, что поскольку семья заявителя приобрела жилое помещение, площадь которого превышает учётную норму, до принятия решения о предоставлении им социальной выплаты, оспариваемое решение комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам нельзя признать незаконным.
Довод апелляционной жалобы о том, что регистрация жилого дома как завершённого строительством и введенного в эксплуатацию объекта произведена заявителем по условиям договора №1128001/0424 от 19 сентября 2011 года об открытии кредитной линии (с лимитом выдачи), в случае неисполнения которых Кредитор вправе был в одностороннем порядке потребовать досрочного возврата кредита, – не может быть принят и подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство при разрешении заявленного спора не является юридически значимым, т.к. данный кредитный договор был заключён до момента признания семьи заявителя нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения их в Список граждан, изъявивших желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальных выплат.
В целях реализации Положения и ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы, и на период до 2020 года», постановлением Администрации Завьяловского района №1406 от 16 мая 2014 года был утверждён «Порядок признания граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, нуждающимися в улучшении жилищных условий», на который суд первой инстанции ссылался при вынесении обжалуемого заявителем решения.
Между тем, данный Порядок был опубликован в газете «Пригородные вести» только 17 июня 2014 года и, согласно пункту 5 статьи 44 Устава МО «Завьяловский район» вступил в законную силу после его официального опубликования, поэтому ссылки на вышеуказанный местный нормативный правовой акт, который не действовал на момент издания обжалуемых заявителем постановления Администрации МО «Завьяловский район» №1472 от 21 мая 2014 года и решения комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам от 27 мая 2014 года – подлежат исключению из мотивировочной части решения суда, что не влечёт его отмены в целом.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, учёл, что на праве собственности заявителю принадлежит жилой дом, общей площадью 118,9 кв.м, поэтому общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи заявителя превышает учётную норму, установленную решением Завьяловской районной Думы №289 от 15 марта 2006 года.
Исходя из чего, суд пришёл к правильному выводу о том, что не имеется оснований для признания семьи заявителя нуждающимися в жилых помещениях и признания незаконными постановления Администрации МО «Завьяловский район» №1472 от 21 мая 2014 года и решения комиссии Администрации МО «Завьяловский район» по жилищным займам и социальным выплатам от 27 мая 2014 года.
В связи с чем, не имеется оснований для возложения на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности восстановить заявителя и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в Списке граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, предоставляемых в рамках реализации ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки этих доказательств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, принял необходимые меры для их установления, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, требованиям действующего законодательства и не опровергаются доводами апелляционной жалобы.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе) судом не допущено.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 18 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.И.Л. – без удовлетворения.
Председательствующий судья: Полушкин А.В.
Судьи: Захарчук О.В.
Кричкер Е.В.