ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2589/2016 от 25.05.2016 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Тамбовская Е.А. Дело № 33 – 2589/2016 г.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 мая 2016 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Шевченко С.В.

судей Поникаровской Н.В., Шкарупиной С.А

при секретаре Близнюк Н.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 11 марта 2016 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 и УФМС России по Калининградской области обязано выплатить ему единовременное пособие на обустройство в размере 20000 рублей и компенсацию на оплату государственной пошлины в размере 3800 рублей.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к УФМС России по Калининградской области, в котором просит признать за ним право на получение единовременного пособия на обустройство, компенсацию расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ, обязать ответчика выплатить ему указанное пособие в размере 20000 рублей и компенсацию в размере 3800 рублей, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что родился ДД.ММ.ГГГГ году в г. Балтийске Калининградской области. В 1997 г. приехал в Калининградскую область из <данные изъяты> и получил вид на жительство сроком на 5 лет, по истечении каждого периода вид на жительство продлевался.

В августе 2015 года получил свидетельство участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, что дает ему право на получение единовременного пособия на обустройство и компенсацию по оплате государственной пошлины за оформление документов.

Однако ответчик отказа ему в выплате указанных денежных средств, мотивируя это тем, что на момент подачи заявления он имел вид на жительство, то есть статус лица, постоянно проживающего на территории РФ.

Полагал такой отказ необоснованным, настаивая на том, что действующее законодательство не ограничивает право переселенца, имеющего вида на жительство, на получение указанных пособия и компенсации.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФМС России по Калининградской области просит решение суда отменить и отказать истцу в удовлетворении его требований, обращая внимание судебной коллегии на то, что суд неверно применил материальный закон и не учел, что Правила осуществления выплат пособия на обустройство участника Государственной программы предусматривают возможность выплаты компенсации в размере 20000 рублей, на которые претендует истец, лишь в отношении участника Программы временно проживающего в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территории приоритетного заселения.

В то же время, ФИО1 проживает на территории Калининградской области с 1997 года на основании вида на жительство, то есть документа, подтверждающего право на постоянное, а не временное проживание в РФ.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 и представитель УФМС России по Калининградской области не явились, однако о месте и времени рассмотрения дела они извещены надлежащим образом, что подтверждается вернувшимися в суд уведомлениями о вручении постовой корреспонденции с подписями адресатов.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

В силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что 17.02.2015 г. на основании заявления ФИО1, гражданина <данные изъяты>, имеющего вид на жительство, ему выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (далее – Государственная программа), проживающих за рубежом. В данном свидетельстве в качестве членов семьи сын А.

01.12.2015 г. ФИО1 обратился на УФМС России по Калининградской области с заявлением о выплате пособия на обустройство в размере 30000 рублей на себя и на члена семьи Б. как участнику Государственной программы и с заявлением на получение компенсации расходов на уплату государственной пошлины как участнику Государственной программы).

Решениями УФМС России по Калининградской области, оформленных протоколами и от 15.12.2015 г. ФИО1 отказано в выплате пособия на обустройство в размере 20000 рублей и компенсации расходов на уплату государственной пошлины. При этом члену семьи ФИО1 такие выплаты произведены.

Отказ УФМС России по Калининградской области в выплате истцу названных компенсаций обусловлен наличием у ФИО1 вида на жительство и проживанием на территории Калининградской области постоянно.

Принимая оспариваемое решение и удовлетворяя заявленных иск, суд первой инстанции исходил из того, что Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и другие изданные в соответствии с ней нормативные правовые акты не ставят право на получение пособий и компенсаций в зависимость от того находятся ли такие лица – участники программы в процессе переселения или уже переселились на территорию РФ, не связаны с давностью их въезда и получением вида на жительство.

Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью такой позиции суда первой инстанции, поскольку она не основана на обстоятельствах дела и противоречит материальному закону.

Как следует из положений приведенной выше Программы размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Так, 27 марта 2013 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 270 «О порядке осуществления выплат пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членам их семей.

В силу п.2 Правил участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительство в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующие 2 этапа:

а) первый этап - после прибытия на территорию приоритетного заселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства;

б) второй этап - по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории приоритетного заселения и фактического проживания на ней в течение указанного периода в качестве участника Государственной программы или члена его семьи.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах:

на первом этапе - 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи;

на втором этапе - 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 50 тыс. рублей членам его семьи (п.3).

Пункт 4 предусматривает, что участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно или постоянно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территории приоритетного заселения, и переселяющимся в рамках Государственной программы в другой субъект Российской Федерации на территорию приоритетного заселения, пособие выплачивается в размерах, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично отнесена к территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующих размерах:

на первом этапе - 50 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 25 тыс. рублей членам его семьи;

на втором этапе - 30 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 15 тыс. рублей членам его семьи (п.5).

В силу пункта 6, на основании которого истец просил произвести ему выплату, участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства, а также участникам Государственной программы и (или) членам их семей, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения, пособие выплачивается единовременно в следующих размерах:

20 тыс. рублей - участнику Государственной программы;

10 тыс. рублей - члену его семьи.

По смыслу положений указанного Порядка право участника Государственной программы и (или) членам их семей на получение пособия на обустройство не является абсолютным и зависит от того на какие именно территории Российской Федерации происходит переселение и в каком порядке, а также характера проживания на территории РФ (временный или постоянный).

В этой связи доводы УФМС России по Калининградской области, изложенные в апелляционной жалобе, засуживают внимания.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, либо получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

Таким образом, наличие у ФИО1 вида на жительство относит его к категории иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, то есть является не только документом, удостоверяющим личность, как утверждал ФИО2, а определяет его правой статус.

Поскольку в соответствии с приведенным п.6 Правил выплата пособия производится участнику Программы, временно проживавшему на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения (Калининградская область), ФИО1 как лицо, постоянно проживающее на территории РФ, не имеет права на получение указанных выплат.

Действительно, в данном случае, правовое значение имеет не давность проживания участника программы на территории РФ, а характер его проживания, который устанавливается документом, подтверждающим законное пребывание иностранного гражданина на территории РФ (разрешение на временнее проживание, миграционная карта, вид на жительство)

Поскольку указанные положения действующего законодательства не были приняты во внимание судом первой инстанции, это привело к неправильному применению норм материального права, в связи с чем постановленное решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене, а требования ФИО1 – отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 11 марта 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы по Калининградской области о признании права на получение единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов по оплате государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территорию РФ отказать.

Председательствующий:

Судьи: