Судья Тешелеева Д.А. Дело № 33-258/16
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 марта 2016 года г. Черкесск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К.
судей: Сыч О.А., Лайпанова А.И.,
при секретаре судебного заседания Бондаренко Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Зеленчукского муниципального района на решение Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2016 года по делу по иску Хубиевой З.Х., действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей – Хубиевой А.Ш. и Хубиевой К.Ш. к администрации Марухского сельского поселения, администрации Зеленчукского муниципального района, третьему лицу Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об отмене постановления администрации Марухского сельского поселения №... от 21 октября 2015 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признании незаконным и отмене решения администрации Зеленчукского муниципального района об исключении ее семьи из участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы»; восстановлении ее семьи, состоящей из четырех человек в сводно-учетном списке молодых семей участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы» и выдаче свидетельства (сертификата) о социальной выплате.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К., объяснения представителей ответчика - администрации Зеленчукского муниципального района – Грабцевич А.В., Байчоровой Ф.К., главы Марухского сельского поселения Батчаева Х.М., представителя третьего лица - Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – Гетманской А.А., истца Хубиевой З.Х., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Хубиева З.Х., действующая в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей – Хубиевой А.Ш. и Хубиевой К.Ш. обратилась в суд с иском к администрации Марухского сельского поселения, администрации Зеленчукского муниципального района, третьему лицу Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об отмене постановления администрации Марухского сельского поселения №... от 21 октября 2015 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признании незаконным и отмене решения администрации Зеленчукского муниципального района об исключении ее семьи из участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы»; восстановлении ее семьи, состоящей из четырех человек в сводно-учетном списке молодых семей участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы» и выдаче свидетельства (сертификата) о социальной выплате.
Свои требования мотивировала тем, что постановлением главы Марухского сельского поселения от 24 мая 2011 года №... ее семья в составе 4-х человек: супруга Хубиева Ш.С. и двоих несовершеннолетних детей Хубиевой А.Ш. и Хубиевой К.Ш. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 17 июля 2011 года администрация Зеленчукского муниципального района включила их семью в список молодых семей – участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы». Постановлением главы Марухского сельского поселения от 21 октября 2015 года № 23 она и члены ее семьи исключены из списка молодых семей – участников программы в связи с утратой оснований быть претендентом на получение социальной выплаты, предусмотренной программой «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы». Уведомлением от 12 ноября 2015 года (исх. №...) администрация Зеленчукского муниципального района сообщила об исключении ее семьи из списка участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» и о снятии ее и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с достижением ею предельного возраста 35 лет. Считая данное постановление не соответствующим требованиям законодательства, не содержащего оснований для исключения из подпрограммы, она обратилась в суд с вышеназванными требованиями.
В судебном заседании истец Хубиева З.Х. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании глава Марухского сельского поселения Батчаев Х.М. признал исковые требования Хубиевой З.Х. в полном объеме и пояснил, что по настоящее время семья Хубиевых никоим образом не улучшила свои жилищные условия, а достижение предельного возраста 36 лет не является основанием для исключения из списка лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представители ответчика администрации Зеленчукского муниципального района исковые требования не признали и пояснили, что их действия по исключению семьи Хубиевых из состава участников заявленной программы законны и обоснованны.
Представитель третьего лица Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР в судебное заседание не явился. Между тем направил в суд заявление, согласно которому не возражал против удовлетворения исковых требований истца.
Решением Зеленчукского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 13 января 2016 года исковые требования Хубиевой З.Х. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, глава администрации Зеленчукского муниципального обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и уточнениях к апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению апеллянта, семья ФИО1 утратила правовые основания для участия именно в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», но не перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий. Полагает, что исходя из того, что орган местного самоуправления составляет списки молодых семей и направляет их в исполнительный орган субъекта РФ, то решения об исключении участников подпрограммы так же находится в их компетенции.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1 просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку их семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, то оснований для ее исключения в связи с достижением предельного возраста не имеется. Также полагает, что отсутствие бюджетного финансирования, позволяющего в полном объеме произвести социальные выплаты для всех участников программы в установленные сроки, не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика - администрации Зеленчукского муниципального района – ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней и уточнениях к апелляционной жалобе. Просили решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Глава Марухского сельского поселения Зеленчукского муниципального района КЧР ФИО4 в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица - Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР – ФИО5 в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Истец ФИО1 в суде апелляционной инстанции возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку их семья на момент первоначального включения в программу в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, оснований для ее исключения в связи с достижением предельного возраста не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на них, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм материального права.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением главы администрации Марухского сельского поселения №... от 24 мая 2011 года семья ФИО1 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма в рамках реализации республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 03.02.2015 года достигла возраста 38 лет.
Постановлением главы администрации Марухского сельского поселения от 21 октября 2015 года №... на основании пункта 1 части 2 статьи 56 ЖК РФ, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что семья ФИО1 состояла в списке молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату по Зеленчукскому муниципальному району по состоянию на 01.01.2013 года под №..., на 01.01.2014 года под №..., на 01.01.2015 года под №....
Из ответа администрации Зеленчукского муниципального района КЧР №... от 12 ноября 2015 года на обращение истицы ФИО1 следует, что семья ФИО1, в связи с требованиями нормативных актов о том, что возраст каждого из супругов на день принятия органом местного самоуправления решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет, не может являться получателем свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. (л.д.25-26).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции необоснованно исходил из того, что семья ФИО1 на момент первоначального включения в список участников программы соответствовала предъявляемым требованиям, подлежащей реализации в 2011-2015 годах программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», следовательно, оснований для исключения истицы из списка молодых семей участников программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» не имелось.
Судебная коллегия считает, что данный вывод суда основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 8 июля 2014 года N 21-П указал, что одним из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации является принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище, включая использование бюджетных средств для предоставления в установленном порядке субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Реализация таких мер требует определения категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также установления конкретных форм, источников, порядка и условий обеспечения их жильем с учетом социального статуса и имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей. При этом, поскольку требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их получения определяются законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а затем постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило новую федеральную целевую программу на 2011 - 2015 годы и соответствующие Правила. Закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации предусмотрело ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты. В своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое регулирование нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года N 738-О-О).
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 октября 2013 года № 371 (в редакции от 03.06.2015 г.) «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014 - 2018 годы», органы местного самоуправления муниципальных образований, отобранных Карачаево-Черкесской Республикой для участия в подпрограмме, до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики).
Порядок формирования списка молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.
Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР) на основании списков молодых семей – участников подпрограммы 1, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из республиканского бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году по форме, утверждаемой Министерством регионального развития Российской.
Сводный список предоставляется Управлением Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики) государственному заказчику подпрограммы, в сроки, установленные государственным заказчиком.
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Карачаево-Черкесской Республики на планируемый год, и доведения этих сведений до Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи (с 2015 года до Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики), на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Карачаево-Черкесской Республики и (или) местных бюджетах на соответствующих год утверждает списки молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 г. N 3-О).
Согласно внесенных изменений в пункт 27 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 25.08.2015) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ вышеуказанных правовых норм свидетельствуют о том, что в связи с достижением ФИО1 возраста 36 лет ее семья утратила право на получение социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг.", в том числе и состоять в списке претендентов на получение социальной выплаты подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», целевой программы Зеленчукского муниципального района «Обеспечение жильем молодых семей на 2014-2015 годы».
Соответственно, вывод суда о наличии правовых оснований для удовлетворения иска основан на неправильном толковании и применении норм материального права.
Статьей 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.
Исходя из изложенного, оспариваемое судебное решение нельзя признать законным. Оно вынесено с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что согласно ст. 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
Отменяя судебное постановление, следует принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска ФИО1 в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Зеленчукского районного суда от 13 января 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей – ФИО6 и ФИО7 к администрации Марухского сельского поселения, администрации Зеленчукского муниципального района, третьему лицу Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об отмене постановления администрации Марухского сельского поселения № 23 от 21 октября 2015 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий; признании незаконным и отмене решения администрации Зеленчукского муниципального района об исключении ее семьи из участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы»; восстановлении ее семьи, состоящей из четырех человек в сводно-учетном списке молодых семей участников муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы» и выдаче свидетельства (сертификата) о социальной выплате - отказать.
Председательствующий
Судьи: