ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-258/2022 от 02.02.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 г. г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Дятлова М.В., Жидковой Е.В.,

при секретаре Псареве И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о признании права на присвоение звания ветеран труда,

по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Советского районного суда г. Орла от 11 октября 2021 г., которым исковые требования ФИО3 оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Дятлова М.В., выслушав ФИО3, представителя третьего лица Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

ФИО3 обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о признании права на присвоение звания ветеран труда.

В обоснование заявленных требований указала, что 09 января 2021 г. она обратилась с заявлением в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области о присвоении ей звания «Ветеран труда Орловской области» в связи с тем, что в 2014 году ей была объявлена благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и её трудовой стаж на момент объявления благодарности составлял 25 лет и 1 месяц.

Письмом от <дата> ответчик сообщил, что решением Комиссии по присвоению званий «Ветеран труда Орловской области» от <дата> ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку награды Пенсионного фонда Российской Федерации не являются ведомственными и не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Ссылаясь на то, что отказ в присвоении ей звания «Ветеран труда» является незаконным, просила суд признать незаконным решение Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда Орловской области» Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от <дата> (Протокол ) об отказе в присвоении ей звания «Ветеран труда Орловской области». Признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда Орловской области».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Приводит доводы о том, что до <дата> ответчик расценивал награды, учрежденные Пенсионным фондом Российской Федерации, как ведомственные и учитывал их при принятии решений о присвоении звания «Ветеран труда».

Указывает на неправильное применение судом норм материального права и неприменение закона подлежащего применению, а именно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» согласно которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Считает необоснованным отказ суда в удовлетворении ходатайства об истребовании протокола заседания Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда», послужившего основанием для присвоения Указом Губернатора Орловской области от 20 февраля 2016 г. № 81 звания «Ветеран труда» в отношении её коллег, а также вызове их в качестве свидетелей.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что ей обоснованно отказано в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку ею были заявлены требования о присвоении звания «Ветеран труда Орловской области».

Ссылается на предвзятость судьи при рассмотрении дела.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3, <дата> года рождения, начала трудовую деятельность <дата>, с <дата> принята на должность главного специалиста отдела кадров Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, <дата> переведена на должность ведущего специалиста-эксперта (психолога) отдела кадров Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области, в которой работает по настоящее время.

В 2014 году ФИО3 была объявлена благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации за усердие, проявленное при исполнении служебных обязанностей на основании распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата>рл.

В 2017 году ФИО3 была награждена нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» за значительный вклад в организацию, становление и развитие системы Пенсионного фонда Российской Федерации на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от <дата>пл.

<дата>ФИО3 обратилась с заявлением в Департамент социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области через филиал по Кромскому району казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Комиссией по присвоению званий «Ветеран труда Орловской области», «Ветеран труда» принято решение, оформленное протоколом от <дата>, об отказе ФИО3 в присвоении звания «Ветеран труда».

Письмом Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от <дата>ФИО3 сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», со ссылкой на то, что Пенсионный фонда Российской Федерации не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, в связи с чем, учрежденные Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации награды не могут быть приняты во внимание при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО3, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Указа Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» и исходил из того, что ответчиком обоснованно отказано ФИО3 в присвоении звания «Ветеран труда», поскольку награды, учрежденные Пенсионным фондом Российской Федерации, не являются ведомственными знаками отличия в труде и не учитываются согласно Указу Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165 для решения вопроса о присвоении такого звания. Также суд первой инстанции, установив, что ФИО3 не обращалась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Орловской области», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о присвоении ей звания «Ветеран труда Орловской области», указав в решении, что ФИО3 не утратила права на обращение к ответчику в установленном порядке с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Орловской области».

Учитывая, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей на момент объявления ФИО3 благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В Орловской области присвоение звания «Ветеран труда» осуществляется на основании Указа Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» (далее по тексту - Указ Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165), в силу пункта 1 которого (в редакции, действовавшей на момент объявления ФИО3 благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации) звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165 (в редакции, действующей с 01 июля 2016 г.) звание «Ветеран труда» присваивается:

а) лицам, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении;

б) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Из изложенных положений Указа Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165 следует, что при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету только те знаки отличия в труде, которые отнесены к ведомственным.

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Положением.

Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (пункт 1 Указа).

Ранее действовавшими Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Пенсионный фонд Российской Федерации не был отнесен к федеральным органам исполнительной власти.

Действующий Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» также не относит Пенсионный фонд Российской Федерации к федеральным органам исполнительной власти, координация его деятельности возложена на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 3 Указа).

Положение о благодарности председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Положение о нагрудном знаке «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 39пл, в соответствии с которыми были приняты распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 января 2014 г. № 7рл об объявлении ФИО3 благодарности и постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 52пл о награждении ФИО3 нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», не относят данные награды Пенсионного фонда Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде. Согласно названным положениям благодарность Председателя Пенсионного фонда Российской Федерации и нагрудный знак «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации» являются формой поощрения в системе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации не наделен полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

Ввиду того, что Пенсионный фонд Российской Федерации в силу приведенных выше нормативных положений не входит в структуру органов государственной (исполнительной) власти, а является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и не обладает полномочиями по учреждению и награждению ведомственными знаками отличия в труде, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что учрежденные Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации награды не являются ведомственными знаками отличия в труде и не подлежат учету при решении вопроса о присвоении звания «Ветеран труда».

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее по тексту – Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ) внесены изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» в части установления критериев, в соответствии с которыми лица могут быть отнесены к категории «Ветеран труда». Так к ветеранам труда отнесены лица награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Вместе с тем, поскольку по состоянию на 30 июня 2016 г. ФИО3 не была награждена ведомственными наградами, так как благодарность Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации к таким наградам не относилась и не относится, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для применения положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного, объявление ФИО3 благодарности Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, награждение её нагрудным знаком «Отличник Пенсионного фонда Российской Федерации», не повлекло возникновения у нее права на присвоение звания «Ветеран труда», вследствие чего вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 о признании незаконным решения Комиссии по присвоению звания «Ветеран труда Орловской области» Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости Орловской области от 05 марта 2021 г. (Протокол № 2) основан на правильном применении норм закона, регулирующих спорные отношения сторон.

Поскольку ФИО3 обращалась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда» и в заявлении просила рассмотреть вопрос о присвоении именно указанного звания в соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 24 июля 2006 г. № 165 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», ссылаясь в качестве основания для присвоения звания «Ветеран труда» на наличие благодарности Председателя Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации, при этом решение комиссии по присвоению званий «Ветеран труда Орловской области», «Ветеран труда» относительно наличия или отсутствия оснований для присвоения ФИО3 звания «Ветеран труда Орловской области» не принималось ввиду отсутствия соответствующего заявления поданного в установленном порядке, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о присвоении ФИО3 звания «Ветеран труда Орловской области».

Ссылка в жалобе на предвзятость судьи при рассмотрении дела, является несостоятельной, поскольку каких-либо доказательств личной прямой либо косвенной заинтересованности судьи в исходе дела, либо иных обстоятельств, вызывающих сомнение в объективности и беспристрастности судьи, материалы дела не содержат. Ходатайства истца об истребовании доказательств разрешены в соответствии с требованиями статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанций норм материального права при разрешении дела, судебная коллегия отклоняет, поскольку данные доводы являются субъективным мнением заявителя жалобы по существу разрешенного вопроса, и основаны на ошибочном толковании норм законодательства Российской Федерации.

Таким образом, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судом при рассмотрении дела правильно определены и оценены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений норм процессуального и материального закона не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 11 октября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-258/2022 (Определение)