ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2591 от 26.04.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Хахина А.М. Дело № 33- 2591

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Семиколенных Т.В.

судей Виноградовой Т.И., Емельяновой Ю.В.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

26 апреля 2019 года

гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 17 января 2019 года, которым постановлено:

Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1500 кв.м; расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома.

Заслушав доклад судьи областного суда Семиколенных Т.В., судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации ЯМР ЯО, в котором просила признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства жилого дома.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 249,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 1500 кв.м., по адресу: <адрес>. Данный земельный участок принадлежит ей на основании договора аренды № 398 от 03.09.2018 г., заключенным между ней и Администрацией ЯМР ЯО на срок с 02.08.2018 г. по 01.08.2067 г.

Указывает, что в апреле 2018 г. она обратилась в КУМИ Администрации ЯМР ЯО с заявлением о предоставлении вышеуказанного участка в собственность бесплатно на основании п.3 ч.1 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 г. № 22~з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР ЯО № 569 от 25.05.2018 г. в предоставлении в собственность земельного участка ей было отказано, поскольку земельный участок ограничен в обороте (земли особо охраняемых природных территорий). Считает данный отказ незаконным, противоречащим положениям п.1 ст.39.20 ЗК РФ, п.3 ч.1 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Указывает, что земельный участок с кадастровым номером не входит в состав особо охраняемых природных территория Ярославской области, согласно Перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 г. № 460-п, Перечня памятников природы регионального значения в Ярославской области, для которых установлен режим особой охраны, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 02.11.2017 г. № 823-п. Также указывает, что её земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства жилого дома.

Кроме того, ссылается на то, что согласно Карты градостроительного зонирования территории, являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки Карабихского с/п ЯМР ЯО, утвержденным решением Муниципального совета Карабихского с/п ЯМР ЯО от 12.11.2010 г. № 60, сведений публичной кадастровой карты, в кадастровом квартале , где расположен её земельный участок отсутствуют выделенные особо охраняемые природные территории. При этом согласно указанных Правил землепользования и застройки населенного пункта находится в границах проектируемой охранной зоны (достопримечательное место) объекта культурного наследия .....», в границах которого предписан особый режим использования земель, в том числе сохранение традиционного характера застройки, чему её жилой дом соответствует.

Судом вынесено указанное решение, с которым не согласен Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, заслушав представителя Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области – ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, ФИО2 и ее представителя ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судебного акта.

Согласно пп.3 п.1 ст.2 Закона Ярославской области № 22-з от 27.04.2007 «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», граждане имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае если:

земельные участки предоставлены гражданам для индивидуального жилищного строительства или эксплуатации индивидуального жилого дома на праве аренды при условии представления документов, подтверждающих право собственности на индивидуальный жилой дом, либо земельные участки предоставлены для индивидуального гаражного строительства, эксплуатации индивидуального гаража или для размещения объектов гаражного назначения на праве аренды при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отдельно стоящий индивидуальный гараж. Право на приобретение таких земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Законом не может быть реализовано в случае представления документов, подтверждающих право собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на данном земельном участке.

Как следует из материалов дела, истице на праве аренды предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный <адрес> (договор аренды от3.09.2018г.) на срок с 2.08.2018г. по 01.08.2067г., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства жилого дома.

Ранее указанный участок был предоставлен ФИО1., которым 21.05.2010г. в установленном порядке было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома, сроком до 21.05.2010г. 6.05.2013г. между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства степенью готовности 37%, расположенном на земельном участке с кадастровым номером . Указанный объект был достроен ФИО2, право собственности на жилой дом зарегистрировано в установленном порядке в 2015году (свидетельство о гос.регистрации права от 26.10.2015г.), документом – основанием для регистрации прав собственности ФИО5 явился договор аренды земельного участка от 2.07.2015г. № 487/2, что подтверждается выпиской из ЕГРН на указанный земельный участок по состоянию на 6.08.2018г.

Удовлетворяя заявленные в иске требования, суд первой инстанции исходил из того, что истицей при строительстве жилого дома соблюдены все установленные требования и оснований для отказа в предоставлении находящегося в аренде земельного участка в собственность не имеется.

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в виду следующего.

В силу ч.1 ст.51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ч.13 указанной нормы права, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Разрешение на строительство принадлежащего истице жилого дома, расположенного на спорном земельном участке было получено в установленном порядке.

Доводы апеллянта о расположении спорного земельного участка с кадастровым номером в границах территории охранной зоны ..... в соответствии с проектом зон охраны, утв. решением исполнительного комитета Ярославского областного Совета народных депутатов от 22.09.1989 № 362, судебная коллегия отклоняет.

Согласно п.2 ст.34 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в целях сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Как следует из материалов дела, охранная зона включает в себя часть населенного пункта, на территории которой согласно режимам охранной зоны Проекта от 22.09.1989г. № 362 предписывается; вывод винодельческого завода за пределы зоны с приспособлением его построек под нужды обслуживания заповедника; ограничение территориального роста поселка; сохранение традиционного характера застройки (одноэтажной, деревянной, усадебного типа); снос дисгармоничных построек по мере амортизации. На территории зоны запрещается новое строительство, не связанное с задачами заповедника.

Как следует из сведений публичной кадастровой карты в ЕГРН имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для размещения ...., форма собственности: собственность публично-правовых образований. При этом из указанных сведений видно, что спорный земельный участок с кадастровым номером относится к зоне Ж-1 и не имеет пересечений с участком .

При выдаче разрешения на строительства в указанной зоне правопредшественнику истицы, каких-либо замечаний по возможности ведения строительства от департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области не поступало. Каких либо препятствий при регистрации права собственности на жилой дом у истицы не возникло.

Учитывая изложенное, а также то, что ранее ФИО2 право на бесплатное приобретение земельного участка не реализовала, испрашиваемый земельный участок не превышает размер, установленный п.1 ч.3 ст.3 Закона Ярославской области № 22-з от 27.04.2007г. «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», судебная коллегия не усматривает оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене постановленного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 17 января 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи