ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-25968/17 от 28.08.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Кузнецова Т.В. Дело № 33-25968/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Мариуца О.Г., Алябушевой М.В.,

при секретаре Конюховой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2017 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 40 по г. Москве и Московской области на решение Лобненского городского суда Московской области от 09 марта 2017 года по делу по иску ФИО1 к ГУ УПФ РФ № 40 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

заслушав доклад судьи Мариуца О.Г.,

объяснения ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указал, что он 30 мая 2016 года обратился в ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с работой в инженерно - техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР № 40 по г. Москве и Московской области от 19.07.2016 года (протокол № <данные изъяты>) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии и из подсчета специального стажа были исключены периоды его работы в ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» с 13.05.1987 г. по 31.08.1988 г. в должности авиамеханика по эксплуатации 3 разряда цеха № 6 - обслуживание бытового оборудования самолетов;

с 01.09.1988 г. по 27.05.1993 г. в должности авиамеханика по планеру и двигателям 2 разряда цеха № 6 - обслуживания бытового оборудования самолетов;

с 30.05.1993 г. по 30.06.1995г. в должности авиамеханика по планеру и двигателям 2 разряда цеха № 6 - обслуживания бытового оборудования самолетов;

с 01.07.1995 г. по 25.09.1995 г. в должности авиамеханика по планеру и двигателям 2 разряда цеха № 16 - противообледенительной обработки самолетов;

с 26.09.1995 г. по 31.10.1995 г. в должности авиамеханика по планеру и двигателям 2 разряда - бригадира, из числа рабочих, не х:воэожденных от основных обязанностей, цеха№ 16 - противообледенительной обработки самолетов;

с 01.11.1995 по 31.03.1997 г. в должности авиамеханика по планеру и двигателям 3 разряда цеха № 16 - противообледенительной обработки самолетов;

с 01.04.1997 г. по 31.12.1997 г. в должности авиамеханика по эксплуатации 3 разряда цеха № 6 - мойка и обработка самолетов;

с 01.10.1998 г. по 31.03.2005 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники комплекса по наземному обеспечению перевозок, в том числе курсы повышения квалификации - 03.06 2005 г.

с 01.04.2005 по 08.09.2009 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники, в том числе курсы повышения квалификации: 20.02.2008 г., 13.03.2008 г., с 20.08.2009 г. по 22.08.2009 г.

с 09.09.2009 по 31.12.2009 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда группы мойки и обработки самолетов отдела перронной механизации департамента наземного обеспечения перевозок.

Просит суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости вышеуказанные периоды работы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации, и назначить ему досрочную страховую пенсию по с 02.06.2016 года.

ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании иск поддержали.

Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании возражала против иска.

Решением Лобненского городского суда от 09 марта 2017 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, ГУ – УПФ РФ № 40 по г. Москве и Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии истца, периодов работы с 01.10.1998 года по 31.12.2009 года, и в части назначения ему пенсии с 02.06.2016 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в обжалуемой части в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права, по следующим основаниям.

Согласно п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16.07.2014 N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федеральною закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а периодов работы, указанных в п. п. 13 - 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения п. п. 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно- испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987 N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до 01.01.1992 и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01.01.2002 г.

Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований; также в нем указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 N 1412.

Из материалов дела следует, что ФИО1 работал в ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», в том числе в спорные периоды: с 01.10.1998 года по 31.03.2005 года в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники комплекса по наземному обеспечению перевозок (приказ №<данные изъяты> -Ао от 28.10.1998 года);

- с 01.04.2005 года по 08.09.2009 года в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники (приказ <данные изъяты> от 08.07.2005 года);

- с 09.09.2009 года по 31.12.2009 года в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда группы мойки и обработки самолетов отдела перронной механизации департамента наземного обеспечения перевозок (приказ № <данные изъяты> от 09.09.2009 года).

30 мая 2016 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.п. 15 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в инженерно- техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР № 40 по г. Москве и Московской области от 19.07.2016 года (протокол № 144) истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии и из подсчета специального стажа были исключены вышеуказанные периоды его работы в ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».

Также не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации: 03.06.2005 года, 20.02.2008 года, 13.03.2008 года, с 20.08.2009 года по 22.08.2009 года, с 26.08.2009 года по 27.08.2009 года.

При этом ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии был включен лишь период работы истца с 01.01.1998 года по 30.09.1998 года (9 месяцев), вместо необходимых 20 лет.

Суд первой инстанции, удовлетворяя иск ФИО1 о включении спорных периодов в стаж для назначения досрочной пенсии, пришел к выводу о том, что истец работал в авиапредприятии гражданской авиации и выполнял обязанности авиационного механика по оперативному и периодическому обслуживанию авиационной техники в аэродромных условиях, в режиме полного рабочего времени.

При этом суд исходил из выданных работодателем ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» справок, уточняющий характер работы истца, от 06.06.2016 г. № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>) и от 07.04.2016 г. № <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>), которыми подтверждено, что в спорные периоды времени ФИО1 был занят полный рабочий день, полную рабочую неделю на работах по непосредственному обслуживаю воздушных судом гражданской авиации. Характер работы указан: периодическое (гарантийное) и оперативное аэродромное обслуживание воздушных судов. При этом во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях ФИО1 занят не был. Указанные должности дают право на получение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 15 4.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 г. № 459.

Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда, ввиду следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 14), согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ежегодно страхователь должен представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указываются периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда. Пунктом 1 той же статьи установлено, что сведения о страховом стаже предоставляются на основании приказов и других документов по учету кадров.

Органы Пенсионного фонда в свою очередь наделены полномочиями проводить у работодателей проверки документов, связанных с назначением и выплатой пенсии, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за работающих у него лиц; требовать и получать у работодателей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений; корректировать (исправлять) сведения переучета по результатам проверки (Порядок взаимодействия органов Пенсионного фонда и работодателей в целях правильного и своевременного отражения сведений о работниках в системе переучета (Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г. № 987н).

Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования», периодам работы в особых условиях труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, присваивается т.н. «льготный» код (при их отражении в системе переучета). Соответственно, если Пенсионным фондом данные периоды были отражены как общий стаж работы (не дающий право на досрочную пенсию), код льготы у них отсутствует.

В соответствии с Классификатором параметров в формах документов индивидуального учета (Приложение №1 к Инструкции – Классификатор параметров, используемых в формах документов, подраздел «Выслуга лет: основания, Условия дл досрочного назначения трудовой пенсии: основание) работа в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 г. №459 (т.е. Списком от 04.09.91 г. №459) обозначается кодом: «ИТС» до 31.12.2001 г., после 01.01.2002 г. кодом 27-15.

Суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что архивная справка ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» от 07.04.2016 г. №<данные изъяты>, на основании которой судом спорные периоды включены в специальный стаж работы, противоречит сведениям лицевого счета застрахованного лица ФИО1

Из дела следует, что истец был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 19.06.1998 г., следовательно, с указанной даты особые условия труда должны быть подтверждены на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из материалов пенсионного дела, первично в лицевой счет застрахованного лица ФИО1 были внесены сведения о том, что спорные периоды работы включены в специальный стаж истца с указанием кода льготы: «ИТС» до 31.12.2001 г., после 01.01.2002 г. кодом 27-15.

28.05.2016 года ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в пенсионный орган были сданы корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении истца без кода льготы стажа с особыми условиями труда, за период с 01.01.1999 г. по 31.12.2009 г.

Данная информация содержится в выписке из индивидуального лицевого счета (с учетом внесенных работодателем корректировок), по состоянию на 14.02.2017 года (л.д.<данные изъяты> т.2).

Таким образом, работодателем ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» за период с 01.01.1999 г. по 31.12.2009 г. факт работы истца в особых условиях труда не подтвержден.

Кроме того, из карты специальной оценки условий труда от 14.04.2015 года(л.д.<данные изъяты> т.1) и карты аттестации рабочего места по условиям труда от 07.12.2010 года(л.д.<данные изъяты> т.1) следует, что для работников цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники комплекса по наземному обеспечению перевозок ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», в том числе истца, имеющего СНИЛС <данные изъяты>, право на досрочное назначение пенсии отсутствует.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований ФИО1 о возложении на Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 40 по г. Москве и Московской области обязанности включить в специальный стаж истца периодов его работы с 01.01.1999 г. по 31.12.2009 г.

По изложенным основаниям решение суда в части удовлетворения указанных исковых требований подлежит отмене; также подлежит отмене решение суда об обязании ответчика назначить досрочную пенсии по старости с 02.06.2016 года, поскольку без спорных периодов у истца отсутствует необходимый специальный стаж для ее назначения, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лобненского городского суда Московской области от 09 марта 2017 года отменить в части:

обязания ГУ УПФР № 40 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы в Публичном акционерном обществе «Аэрофлот - российские авиалинии»:

с 01.01.1999 г. по 31.03.2005 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники комплекса по наземному обеспечению перевозок, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации - 03.06.2005 г.;

с 01.04.2005 по 08.09.2009 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации - 20.02.2008 г., 13.03.2008 г., с 20.08.2009 г. по 22.08.2009 г. и с 26.08.2009 г. по 27.08.2009 года;

с 09.09.2009 по 31.12.2009 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда группы мойки и обработки самолетов отдела перронной механизации департамента наземного обеспечения перевозок,

обязания ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.06.2016 года.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1

- об обязании ГУ УПФР № 40 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», следующие периоды работы в Публичном акционерном обществе «Аэрофлот - российский авиалинии»:

с 01.01.1999 г. по 31.03.2005 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники комплекса по наземному обеспечению перевозок, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации - 03.06.2005 г.

с 01.04.2005 по 08.09.2009 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда цеха мойки и обработки самолетов службы перронной механизации и наземной техники, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации - 20.02.2008 г., 13.03.2008 г., с 20.08.2009 г. по 22.08.2009 г. и с 26.08.2009 г. по 27.08.2009 года;

с 09.09.2009 по 31.12.2009 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям 3-го разряда группы мойки и обработки самолетов отдела перронной механизации департамента наземного обеспечения перевозок,

об обязании ГУ УПФР № 40 по г.Москве и Московской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости по п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.06.2016 года – отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 40 по г. Москве и Московской области удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи