Ленинский районный суд г. Махачкалы судья З.Н. Дагирова
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М. и Хираева Ш.М., при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО6 о признании незаконными действий ГУ-ОПФР по РД и Управления ПФР по РД в <адрес> г. Махачкала, выразившихся в отказе принять справку о заработной плате и перерасчете размера страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе начальника Управления ПФР по РД в <адрес> г. Махачкала ФИО7 на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата>, которым постановлено: «Исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконными действия ГУ-ОПФР по РД и Управления ПФР по РД в <адрес> г. Махачкала и обязать ГУ-ОПФР по РД принять справку о заработной плате от <дата>№-к18 и произвести по ней перерасчет пенсии ФИО6»
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснения представителя ГУ –ОПФР по РД ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего её удовлетворить, возражения заявителя ФИО6, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
ФИО6 обратился в суд к ГУ-ОПФР по РД с иском о признании незаконными действий ГУ-ОПФР по РД и Управления ПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы и обязании ГУ-ОПФР по РД принять справку о заработной плате от <дата>№-к18 и произвести по ней перерасчет его пенсии.
Требования мотивированы тем, что истец с <дата> является пенсионером и получает минимальную пенсию в размере 6988,61 рублей. Для перерасчета пенсии он представил в Управление ПФР по РД в <адрес> г. Махачкалы справку о заработной плате за период с марта 1984 года по февраль 1989 года во время работы в должности главного инженера на машинно-счетной станции Дагестанского управления строительства. Однако в перерасчете пенсии ему было отказано в связи тем, что справка выдана <дата>, архив организации отсутствует и проверить достоверность сумм, указанных в справке, не представляется возможным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе начальник Управления ПФР по РД в <адрес> г. Махачкала ФИО7 просит решение суда отменить, указывая, что справка о заработной плате истца за период работы с марта 1984 года по февраль 1989 года в должности главного инженера на машинно-счетной станции Дагестанского управления строительства, не отвечает требованиям, предъявляемым законодателем к оформлению документов данной категории.
При первоначальном представлении указанной справки, она была заполнена без указания оснований выдачи, однако при повторном её представлении графа «основание выдачи справки» оказалась заполнена неизвестным лицом. Данное не допускается, поскольку дополнения были внесены в документ, выданный <дата> организацией, давно прекратившей свое существование.
Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поданы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ –ОПФР по РД ФИО5 и заявителя ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии с п. 3 ст. 30 приведенного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется из заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ от 27.02.2002 № 16/19па (в редакции документа, действующей при обращении истца в пенсионный орган), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 01 января 2002 в течение трудовой деятельности.
В соответствии с п. 26 указанного выше Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности, в случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В инструктивном письме МСО РСФСР от <дата> N 1-36-И указано, что при оформлении справки о заработке следует строго руководствоваться Указаниями по ее заполнению, изложенными на оборотной стороне справки.
Если предприятие, учреждение или организация, в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки о заработке для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или государственными архивами в зависимости от того, куда сданы бухгалтерские архивы предприятия, учреждения или организации. В тех случаях, когда архивные органы на основании хранящихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Однако в таких справках должно быть указано, что в архивных фондах нет сведений о заработке за сверхурочные часы, за работу по совместительству и о выплатах единовременного характера.
Согласно Указаниям по заполнению справки о заработке для исчисления пенсии (за 12 месяцев, 2 года, 5 лет) справки о заработке выдаются предприятиями (учреждениями, организациями) на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов о выплаченной заработной плате. Образец справки содержит строку "Основания выдачи справки", а также отметку "М.П.".
В соответствии с Указанием Министерства социальной защиты населения РФ от <дата>№-У «О порядке оформления справки о заработке для назначения государственной пенсии», если предприятие (учреждение, организация), в которой работал обращающийся за пенсией ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то справки для исчисления пенсии выдаются его правопреемником или архивами, принявшими на хранение бухгалтерские документы.
Справки подписываются должностными лицами предприятий, учреждений, организаций или архивов. В тех случаях, когда архивные органы на основании имеющихся материалов не имеют возможности выдать справку по рекомендуемой форме, они могут выдавать справки, соответствующие сведениям, имеющимся в архивных фондах, без соблюдения этой формы. Образец справки о заработке содержит строку "Основание выдачи справки (лицевые счета, платежные ведомости и др.)", а также отметку "М.П.".
Таким образом, ранее действовавшее и действующее в настоящее время законодательство предусматривают определенные требования по оформлению справок о заработной плате для исчисления пенсий.
Как установлено в судебном заседании, представленная истцом справка о заработной плате от <дата>№-к18 по своему оформлению указанным требованиям не соответствует. В момент её представления в пенсионный орган справка не содержала данных об основании ее выдачи.
Основания ее выдачи были вписаны после обращения истца в пенсионный орган в 2014 году, намного позже даты ее выдачи и ликвидации организации, ее выдавшей, что подтверждает сам истец в своих пояснениях суду (л.д. 55).
Пунктом 13 Перечня установлено, что в подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке и подлинники или копии других документов, предусмотренных данным Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
Судом апелляционной инстанции по ходатайству представителя ответчика была назначена судебно-техническая экспертиза документа на предмет установления давности составления указанной справки от <дата>№-к18.
Из исследовательской части заключения эксперта от <дата>№ следует, что перечисленные в п. 2.3 заключения признаки в совокупности достаточны для вывода о том, что текст представленного бланка выполнен не типографским способом, а способом струйной печати с применением струйного цветного принтера персональных компьютеров или копировально-множительного аппарата с функцией струйной печати.
Данное, наравне с отсутствием оснований выдачи указанной справки, также ставит под сомнение достоверность изложенных в справке сведений.
Поскольку представленные истцом документы не соответствуют требованиям, предъявляемым для оформления справок, то они, не могли быть приняты пенсионным органом в качестве оснований к перерасчету пенсии.
Согласно п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Руководствуясь ст.ст. 308-309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска ФИО6 о признании действий ГУ-ОПФР по РД и Управления ПФР по РД в <адрес> г. Махачкала, незаконными и обязании ГУ-ОПФР по РД принять справку о заработной плате от <дата>№-к18 и произвести по ней перерасчет его пенсии – отказать.
Председательствующий
Судьи