ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2602/2015 от 22.07.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Савченкова И.В. Дело № 33-2602/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Костенковой С.П.,

судей Багаутдиновой Г.Р., Дубовцева Д.Н.,

при секретаре Глуховой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 22 июля 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе КЮС на решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 14 апреля 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики к КЮС о признании недействительным выданного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности вернуть государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Признан недействительным выданный КЮС государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-6 от ДД.ММ.ГГГГ.

На КЮС возложена обязанность вернуть в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-6 от ДД.ММ.ГГГГ.

С КЮС в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере <данные изъяты> 09 коп.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Дубовцева Д.Н., ответчика КЮС и её представителя ВНН(доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца Управления Пенсионного фонда РФ в г.ЧДС, полагавшей доводы апелляционной жалобы необоснованными, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее - УПФР в г.Ижевске) обратилось в суд с иском к КЮС о признании недействительным выданного государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности вернуть указанный государственный сертификат.

В обоснование иска указано, что в соответствии с ФЗ от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (Далее - ФЗ №256-ФЗ) установлены меры дополнительной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. Согласно ст. 3 данного закона кругу субъектов, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, относятся, в том числе, женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, начиная с 01.01.2007 г. Согласно ч. 2 ст. 3 ФЗ №256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, не учитываются дети, в отношении которых данные лица лишены родительских прав. Частью 3 ст. 3 ФЗ №256-ФЗ установлены случаи прекращения данного права.

07.07.2014г. ответчик КЮС (ЕДВ, ФИО1) Ю.С. обратилась в УПФР в г.Ижевске с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением у нее ДД.ММ.ГГГГ второго ребенка - КАА. При подаче заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал ответчик скрыла факт лишения её родительских прав в отношении первого ребенка. Об ответственности за достоверность предоставляемых сведений ответчик предупреждена, что отражено в п. 17 заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал и подтверждается её подписью.

В целях проверки достоверности представленных ответчиком в заявлении сведений, 21.07.2014г. на основании ч. 4 ст. 5 ФЗ №256-ФЗ истцом был сделан запрос в Ленинский отдел Управления ЗАГС Администрации г. Ижевска за исх.о проверке факта лишения КЮС родительских прав. На данный запрос поступило сообщение об отсутствии сведений о лишении ответчика родительских прав.

На основании решения УПФР в г.Ижевске от 23.07.2014г. КЮС выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-6 от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подано заявление о распоряжении средствами МСК на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на строительство дома в <адрес>. В целях проверки указанных КЮС в заявлении сведений, ДД.ММ.ГГГГ истцом был сделан запрос в Ленинский отдел ЗАГС Администрации г. Ижевска о проверке факта лишения ответчика родительских прав в отношении детей. На данный запрос ДД.ММ.ГГГГ поступило сообщение о лишении ответчика родительских прав в отношении первого ребенка ЕДВ, 30.06.2006г.р., на основании решения Ленинского районного суда г. Ижевска от 19.06.2008г.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата, перечисленных в ч. 6 ст. 5 ФЗ №256-ФЗ, являются: отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ФЗ №256-ФЗ; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным в ч.ч. 3,4 и 6 ст. 3 ФЗ №256-ФЗ; предоставление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, при подаче заявления о выдаче сертификата ответчик представила недостоверные сведения, что повлекло за собой выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На дату принятия решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (23.07.2014г.), так и на дату его выдачи имел место факт отсутствия права КЮС на меры государственной поддержки по причине лишение её родительских прав в отношении своего ребенка ЕДВ

Согласно ч. 6 ст. 5 ФЗ №256-ФЗ предоставление недостоверных сведений (в том числе сведений об очередности рождения детей), которые выразились в сокрытии ответчиком факта лишения родительских прав, - является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.

Вышеперечисленные сведения на момент выдачи сертификата не были известны истцу в силу причин, независящих от его воли, что привело к необоснованной выдаче КЮС государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - это именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. Федеральный закон № 256-ФЗ и принятые в соответствии с ним акты не содержат сведений о порядке изъятия выданного сертификата. Вместе с тем, в соответствии с ч. 8 ст. 5 ФЗ №256-ФЗ лица, подавшие заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах. Таким образом, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ №256-ФЗ, на момент обращения ответчика с заявлением о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от 07.07.2014г., право на получение сертификата у неё отсутствовало. Досудебный порядок урегулирования данного спора законом не предусмотрен.

Представитель истца УПФР в г.Ижевске – ВЛА, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Ответчица КЮС в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие её вины в предоставлении недостоверных сведений, а также на предпринимаемые ею меры для восстановления в родительских правах.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе КЮС просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы мотивированы тем, что в заявлении на получение сертификата она не указала сведения о лишении её родительских прав, поскольку полагала, что эти сведения не касаются первого ребенка. Полагает, что при удовлетворении требований истца будут нарушены права её первого ребенка ЕДВ

В возражениях на апелляционную жалобу УПФР в г.Ижевске выражает несогласие с содержащимися в ней доводами.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё.

Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд руководствовался Федеральным законом РФ от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон № 256-ФЗ), и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку истец не имела права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

С выводами суда судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N256-ФЗправо на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если они ранее не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Согласно ст. 5 Закона N 256-ФЗ лица, указанные в частях 1, 3 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных ч. ч. 4 и 5 ст. 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в территориальный орган ПФ РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда РФ вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа ПФ РФ подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются: - отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; - представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; - прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

В силу п.1 ст.71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе на право получения от него содержания, а также на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела КЮС является матерью двоих детей: ЕДВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и КАА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из представленных свидетельств о рождении детей.

В отношении ребенка ЕДВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ответчица лишена родительских прав вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ижевска ДД.ММ.ГГГГг.

ДД.ММ.ГГГГ КЮС обратилась в УПФР в г.Ижевске с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением у нее 14.06.2013г. второго ребенка КАА.

При принятии заявления КЮС УПФР в г.Ижевске разъяснило ответчице условия прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе и об ответственности за достоверность представленных документов и сведений, что следует из п. 19 заявления, где имеется её подпись.

Несмотря на это, в заявлении ответчик указала сведения об отсутствии факта лишения её родительских прав в отношении детей.

В целях проверки достоверности представленных в заявлении сведений, 21.07.2014г. истцом направлен соответствующий запрос в Ленинский отдел Управления ЗАГС Администрации г.Ижевска

На данный запрос поступило сообщение от 05.08.2014г. об отсутствии сведений о лишении ответчика родительских прав.

На основании решения УПФР в г.Ижевске от 23.07.2014г. КЮС выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-5 от 23.07.2014г. в размере <данные изъяты>.

25.12.2014г. КЮС подано заявление о распоряжении средствами МСК на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на строительство дома в <адрес>.

26.12.2014г. в целях проверки достоверности представленных ответчиком сведений, истцом был сделан запрос в Ленинский отдел Управления ЗАГС Администрации <адрес>.

На данный запрос поступило сообщение от 31.12.2014г. о лишении ответчика родительских прав в отношении первого ребенка ЕДВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ определены основания прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки у женщины, родившей второго, третьего и последующего ребенка, начиная с 01 января 2007 года, в числе которых предусмотрено лишение её родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также совершение в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности.

Таким образом, в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 256-ФЗ несовершеннолетний Н Д.В., в отношении которого истец лишена родительских прав не должен был учитываться пенсионным органом при определении права на дополнительные меры государственной поддержки. Соответственно вывод суда о том, что право ответчика на дополнительные меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка (то есть без учета ребенка, в отношении которого она лишена родительских прав) подлежит прекращению, является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу основаны на ошибочном толковании норм материального права. Оснований для переоценки выводов суда по доводам жалобы Судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика КЮС - без удовлетворения.

Председательствующий С.П. Костенкова

Судьи Г.Р. Багаутдинова

Д.Н. Дубовцев