ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-26031/2022 от 01.09.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Чирьевой С.В.,

судей Таран А.О., Кеда Е.В.,

при помощнике судьи Ешуговой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению 1 к администрации муниципального образования о признании решения незаконным, предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования и администрации Тимашевского городского поселения на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от ,

заслушав доклад судьи 7,

УСТАНОВИЛА:

6 обратилась в Тимашевский районный суд Краснодарского края (далее по тексту – суд первой инстанции) с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования и просила: признать незаконным решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, принятое администрацией муниципального образования , которым 1 отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1188 кв.м, имеющего условный :ЗУ1, со следующими координатами: (далее по тексту – земельный участок); считать предварительно согласованной схему расположения земельного участка; обязать администрацию муниципального образования устранить нарушение прав 1 путем предоставления ей бесплатно в собственность земельного участка.

Требования мотивированы тем, что 6 состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебного земельного участка) по сельским поселениям, входящим в состав . 6 обратилась в администрацию муниципального образования с заявлением о предоставлении ей, как многодетной матери, земельного участка. На момент подачи названного заявления земельный участок не стоял на государственном кадастровом учете, не был обременен зданиями и являлся бесхозным. администрация муниципального образования в удовлетворении заявления 1 отказала в связи с тем, что земельный участок отсутствует в перечне участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям. С таким решением администрации муниципального образования 6 не согласна, поскольку оно является незаконным и необоснованным, нарушающим как права и законные интересы 1, так и права и законные интересы членов ее семьи, имеющей бесспорное право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Так, в соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный участок не относится к категории земель, запрещенных к предоставлению, либо к категории земель, изъятых из оборота. В соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или в случае предоставления земельного участка иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном данным законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей. Земельный участок не относится к категории земель, запрещенных к предоставлению, либо к категории земель, изъятых из оборота. После обращения 1 к администрации муниципального образования , последняя каких-либо мер по формированию земельного участка не предприняла, как и не предложила другой земельный участок, включенный в перечень участков, предназначенных для бесплатного предоставления многодетным семьям. При этом, земельный участок в названный перечень не включен. 6 за счет собственных средств провела мероприятия, по изготовлению схемы расположения земельного участка. Земельный участок соответствует социальной инфраструктуре, к нему имеется проезд общего пользования, он не имеет обременений правами третьих лиц.

Решением Тимашевского районного суда Краснодарского края от административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Административным ответчиком - администрацией муниципального образования подана апелляционная жалоба на решение, содержащая просьбу о его отмене. Указано, что в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющем трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» постановлением администрации муниципального образования от «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства» утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства», в соответствии с которым действие этого регламента распространяется на правоотношения по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенных в границах поселений, входящих в состав муниципального образования , а для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Иной порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не установлен. 6 зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: РФ, , тогда как испрашиваемый земельный участок расположен на территории Тимашевского городского поселения муниципального образования . В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального району. Судом первой инстанции не установлено соответствие испрашиваемого земельного участка вышеуказанным требованиям, в связи с чем решение является незаконным.

Заинтересованным лицом - администрацией Тимашевского городского поселения , также подана апелляционная жалоба на решение, содержащая просьбу о его отмене и принятии по делу нового решения – об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указано, что в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющем трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Законом Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» постановлением администрации муниципального образования от «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства» утвержден административный регламент предоставления администрацией муниципального образования муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства», в соответствии с которым действие этого регламента распространяется на правоотношения по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенных в границах поселений, входящих в состав муниципального образования , а для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Иной порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, не установлен. 6 зарегистрирована в квартире, расположенной по адресу: РФ, , , тогда как испрашиваемый земельный участок расположен на территории Тимашевского городского поселения муниципального образования . Судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального району. Решения о постановке на учет и предоставлении земельных участков, находящихся на территории Тимашевского городского поселения, принимается администрацией Тимашевского городского поселения , что судом первой инстанции учтено не было. Кроме того, судом первой инстанции не исследован вопрос о возможности формирования испрашиваемого земельного участка, о наличии или отсутствии ограничений при его формировании и так далее. Испрашиваемый земельный участок сформировать невозможно, так как через него проходят коммуникации общего пользования: высоковольтный кабель и центральное водоснабжение. Суд первой инстанции, своим решением, подменил собой полномочия органа местного самоуправления по принятию решения по данному вопросу. При этом, администрация муниципального образования не наделена теми полномочиями, которые на нее возложил суд первой инстанции.

Административный истец 6, представила возражения относительно апелляционной жалобы административного ответчика - администрации муниципального образования , в которых указала следующее. Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и не основаны на требованиях законодательства Российской Федерации. Нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность администрации муниципального образования , помимо Конституции Российской Федерации и Федерального закона от № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является Устав муниципального образования , который принят решением Совета муниципального образования Краснодарского края от . В соответствии с этим Уставом местное самоуправление в муниципальном образовании осуществляется в границах муниципального образования, а к вопросам местного значения муниципального образования относятся в том числе: утверждение схем территориального планирования муниципального образования , утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального образования документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и другое. Также, из положений Устава следует, что администрация муниципального образования вправе изымать и перераспределять земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования , в том числе находящихся в границах любых сельских поселений район и , для муниципальных нужд. О существовании постановления администрации муниципального образования от «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства» 1 известно не было, поскольку оно в открытом доступе не размещено, в связи с чем она сомневается в его существовании.

Краснодарский краевой суд (далее по тексту - суд апелляционной инстанции) перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования , надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, однако просил о рассмотрении дела в его отсутствие, о чем представил заявление в письменной форме, в котором также указал на то, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.

Представитель третьего лица - администрации Тимашевского городского поселения , 4 в судебном заседании поддержала требования и доводы, изложенные в апелляционных жалобах администрации Тимашевского городского поселения и администрации муниципального образования .

Истец 6 в судебном заседании возражала относительных апелляционных жалоб администрации Тимашевского городского поселения и администрации муниципального образования и просила оставить решение без изменения.

Выслушав явившихся лиц, исследовав доказательства и оценив их, проверив законность и обоснованность решения только в обжалуемой части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, ввиду отсутствия основания для проверки решения в полном объеме, а также проверив, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующему решению.

Как следует из материалов дела, с 6, являющаяся лицом, имеющим трех детей, состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) по сельским поселениям, входящим в состав , что подтверждается соответствующим постановлением администрации муниципального образования от .

6 обратилась в администрацию муниципального сообразования с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1188 кв.м, имеющего условный :ЗУ1, в следующих координатах: точка 1 приложив к нему, в том числе, схему расположения такого земельного участка на кадастровом плане территории, что подтверждается соответствующими заявлением и распиской в получении документов.

администрация муниципального образования в удовлетворении заявленного 1 требования отказала, о чем вынесла соответствующее уведомление от .

Из содержания названного уведомления следует, что основанием для принятия такого решения послужило отсутствие земельного участка в перечне земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок).

Удовлетворяя требования 1, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 15, 27 и 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1 и 8 Закона Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», исходил из того, что администрацией муниципального образования не предпринято каких-либо мер к формированию испрашиваемого земельного участка и действий для его включения в перечень предназначенных для предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), а других земельных участков 1 не предложено, а поскольку право последней на предоставление ей земельного участка возникло в силу закона и испрашиваемый земельный участок соответствует социальной инфраструктуре, то оспариваемое решение администрации муниципального образования является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение таковым признать нельзя, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло за собой неправильное применение норм материального права, что в соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Основания и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации

Из содержания статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом, органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации, без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном данным Законом, для строительства жилого дома, не предназначенного к разделу на квартиры (дома, пригодного для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляются заявителям органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав).

, в соответствии с Законом Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», администрацией муниципального образования принято постановление «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства», которым утвержден одноименный административный регламент.

Названный регламент определяет стандарты, сроки и последовательность административных действий предоставления администрацией муниципального образования муниципальной услуги по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, а его действие распространяется на правоотношения по предоставлению в собственность бесплатно земельных участков, включенных в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав муниципального образования , утвержденный решением Совета муниципального образования от .

Так, для приобретения земельного участка в собственность бесплатно заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок).

Испрашиваемый 1 земельный участок расположен на территории Тимашевского городского поселения .

Из содержания части 2 статьи 3.3 Федерального закона от № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Таким образом, на территории Тимашевского городского поселения решение о предоставлении земельных участков принимается администрацией Тимашевского городского поселения .

При таких обстоятельствах, исковые требования признать законными нельзя, а поэтому они не подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенные выше нормы права, доводы 1 о том, что Уставом муниципального образования , принятым Советом муниципального образования от , предусмотрено право администрации муниципального образования изымать и перераспределять земельные участки, находящиеся в границах муниципального образования , и о том, что она, 6, не знала о существовании вышеуказанного административного регламента, не могут служить основанием для удовлетворения ее требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

апелляционные жалобы администрации муниципального образования и администрации Тимашевского городского поселения на решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от - удовлетворить.

Решение Тимашевского районного суда Краснодарского края от – отменить.

Вынести по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований 1 к администрации муниципального образования о признании решения незаконным, предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность бесплатно - отказать.

Настоящее определение может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены данным определением, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу настоящего определения.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий С.В. Чирьева

Судьи А.О. Таран

Е.В. Кеда