Дело 33-2604/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 17 апреля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сенякина И.И.,
судей Ившиной Т.В. и Швецовой Н.А.,
при секретаре Борниковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 12 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску прокурора Дзержинского района г. Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности и гражданской обороне, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., представителя ответчика ФИО1, апелляционную жалобу поддержавшую, представителя третьего лица – Главного управления МЧС России по Оренбургской области ФИО2 и прокурора Стиплина И.В., полагающих, что решение суда является законным и обоснованным, оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших на неё возражений, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Дзержинского района г. Оренбурга, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным выше иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области по тем основаниям, что прокуратурой Дзержинского района г.Оренбурга во исполнение поручения прокуратуры г.Оренбурга, в связи с планом работы межведомственной группы по противодействию коррупции на 2 полугодие 2017г., проведена проверка законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны (далее по тексту - ЗС ГО), расположенных на территории Дзержинского района г.Оренбурга, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, требующие принятия мер прокурорского реагирования.
На поднадзорной прокуратуре Дзержинского района г.Оренбурга территории расположены следующие организации, на территории которых расположены защитные сооружения гражданской обороны:
ООО «ОРЕН-ОРС», (адрес), ЗС ГО инв. №; ООО «Завод Инвертор», (адрес), ЗС ГО инв. №; ЗАО «ТПК «Орентекс», ул. (адрес) ЗС ГО инв. №; ОАО «Сервисбытмаш», (адрес), ЗС ГО инв. №; ООО «Строй Инвест», (адрес), ЗС ГО инв. №.
В ходе выездной проверки указанных объектов ЗС ГО установлено, что договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны с территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Оренбургской области в данных организациях не заключены.
Указанные объекты в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Оренбургской области и муниципального образования город Оренбург не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали.
В ходе визуального осмотра объекта ЗС ГО установлено:
- по адресу: (адрес), ЗС ГО инв. №: капитальный ремонт ЗС ГО не производился, системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения не в рабочем состоянии; не оборудованы помещения санузлов в соответствии с проектной документацией, в том числе не установлены раковины, унитазы; не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО; объект не укомплектован в соответствие с Перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не обеспечена защита ЗС ГО от атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем; не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы водоуказателями.
- по адресу: (адрес), ЗС ГО инв. №: системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения не в рабочем состоянии; не оборудованы помещения санузлов в соответствии с проектной документацией, в том числе не установлены раковины, унитазы; не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО; объект не укомплектован в соответствии с Перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не обеспечена защита ЗС ГО от грунтовых вод; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем; не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы водоуказателями.
- по адресу: (адрес), ЗС ГО инв. №: система вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, канализации не в рабочем состоянии; резервуары с питьевой водой не в рабочем состоянии; не оборудованы помещения санузлов в соответствии с проектной документацией, не установлены раковины, унитазы; не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО; в ограждающих конструкциях проделаны отверстия, не предусмотренные проектом; объект не укомплектован в соответствии с Перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем; не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы водоуказателями.
- по адресу: (адрес), ЗС ГО инв. № отсутствует капитальный ремонт ЗС ГО, системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, канализации не в рабочем состоянии; не оборудованы помещения санузлов в соответствии с проектной документацией, в том числе не установлены раковины, унитазы; не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО; не укомплектованы в соответствии с Перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем; не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы водоуказателями.
- по адресу: (адрес) ЗС ГО инв. №: отсутствует капитальный ремонт ЗС ГО, системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, канализации не в рабочем состоянии; не оборудованы помещения санузлов в соответствии с проектной документацией, в том числе не установлены раковины, унитазы; не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО; не укомплектован в соответствии с Перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем; не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы водоуказателями; в основном помещении выполнена перегородка, не предусмотренная проектной документацией; не обеспечен доступ в дизельную; один из входов в убежище требует ремонта.
- по адресу: (адрес), ЗС ГО инв. №: отсутствует капитальный ремонт ЗС ГО, системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, канализации не в рабочем состоянии; не оборудовано помещение санузлов в соответствии с проектной документацией, в том числе не установлены раковины, унитазы; не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО; не укомплектовано в соответствии с Перечнем инвентаря, приборов, имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях, оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем; не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы водоуказателями; не обеспечена защита ЗС ГО от грунтовых вод; защищенные оголовки системы воздухоснабжения разрушены, что привело к нарушению воздухоснабжения убежища; входы в убежище требуют ремонта.
- по адресу: (адрес) ЗС ГО инв. №: отсутствует капитальный ремонт ЗС ГО, системы вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения, канализации не в рабочем состоянии; не оборудованы помещения санузлов в соответствии с проектной документацией, в том числе не установлены раковины, унитазы;
не обеспечена герметизация и гидроизоляция всего ЗС ГО;
не укомплектовано в соответствии с Перечнем инвентаря, приборов,
имущества, инструмента и ремонтных материалов, ремонт помещений; не выполнены маркировки на защитно-герметичных дверях, ставнях,
оборудовании, не произведена окраска элементов инженерных систем;
не освидетельствованы баки запаса питьевой воды и не оборудованы
водоуказателями; не обеспечена защита ЗС ГО от грунтовых вод; входы в убежище требуют ремонта.
Таким образом, проверка показала, что вышеназванные требования законодательства уполномоченным органом не исполняются, ТУ Росимущества в Оренбургской области, являясь собственниками ЗС ГО, меры по проведению ремонта защитных сооружений не принимают, просил признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, непринятии мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу привести в соответствие с требованиями, установленными Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, защитные сооружения гражданской обороны, указанные выше.
Определением Центрального районного суда г.Оренбурга к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмет спора, на стороне ответчика были привлечены ОАО «Сервисбытмаш», ЗАО «ТПК «Орентекс», АО «Завод Инвертор», ООО «Орен-Орс», ООО «Строй Инвест».
Решением Центрального районного суда г.Оренбурга от 12 декабря 2017 года исковые требования прокурора Дзержинского района г.Оренбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области подало апелляционную жалобу, в которой указывает, что ТУ Росимущество в Оре6нбургской области выступает полномочным представителем собственника Российской Федерации, а также осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, однако обязанность по обеспечению сохранности спорных объектов гражданской обороны и их поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию на Территориальное управление не возлагается, не было проинформировано о проводимой проверке объектов гражданской обороны. Кроме того, считает, что поскольку в настоящее время готовится проект о разграничении права собственности в отношении ЗС ГО и находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации, между тем выделение бюджетных средств на содержание ЗС ГО нанесет прямой ущерб экономике государства, в связи с чем Росимущество неоднократно сообщало ТУ Росимущества в Оренбургской области о нецелесообразности выделения денежных средств на содержание ЗС ГО до принятия соответствующего решения. В дополнениях к апелляционной жалобе указали, что убежища № и № не проходили процедуру учета в реестре федерального имущества в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007г. № «О совершенствовании учета федерального имущества». Поскольку данные убежища не были учтены в реестре федерального имущества, учет ЗС ГО на территории Оренбургской области осуществляется ГУ МЧС России по Оренбургской области, ТУ Росимущество в Оренбургской области не знало и не могло знать о наличии на территории ООО «Орен-Орс», ОАО «Сервисбытмаш» защитных сооружений гражданской обороны. Кроме того, судом первой инстанции не установлено наличие у ООО «ОРЕН-ОРС», АО «Завод Инвертор», ЗАО «ТПК «Орентекс», ОАО «Сервисбытмаш» категории по гражданской обороне, а следовательно – наличие потребности в спорных ЗС ГО для укрытия работников данных организаций.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002г. N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пункт 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, предусматривает, что при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что по адресу: (адрес) расположено встроенное убежище № (противорадиационное укрытие). В соответствии с выпиской из реестра федерального имущества право собственности на убежище № (*** класс, вместимость *** человек) площадью *** кв.м. зарегистрировано за Российской Федерацией. Из паспорта убежища № следует, что оно принадлежит ОАО «Завод «Инвертор».
По адресу: (адрес) расположено встроенное убежище № (противорадиационное укрытие). В соответствии с паспортом убежища № (*** класс, вместимость *** человек) площадью *** кв. м., принадлежит ООО «Орентекс».
По адресу: (адрес) расположено встроенное убежище № (противорадиационное укрытие). В соответствии с паспортом убежища № (*** класс, вместимость *** человек) площадью *** кв.м., принадлежит ОАО «Орентекс».
По адресу: (адрес) расположено убежище № (противорадиационное укрытие). В соответствии с инвентаризационной карточкой убежища № (*** класс, вместимость *** человек) площадью *** кв.м., находится на территории ОАО «Сервисбытмаш».
По адресу: (адрес) расположено встроенное убежище № (противорадиационное укрытие). В соответствии с инвентаризационной карточкой убежища № (*** класс, вместимость *** человек) площадью *** кв.м. В соответствии с выпиской из ЕГРН собственником убежища №, кадастровый №, является Российская Федерация.
По адресу: (адрес) расположено встроенное убежище № (противорадиационное укрытие). В соответствии с инвентаризационной карточкой убежища № (*** класс, вместимость *** человек) площадью *** кв. м., находится в федеральной собственности.
Также установлено, что в реестре федерального имущества, расположенного на территории Оренбургской области, учтены защитные сооружения гражданской обороны: убежище, инв. №, с реестровым номером федерального имущества ***, встроенное, *** класса, вместимостью *** чел., по адресу: (адрес); убежища, инв. №, с реестровыми номерами федерального имущества *** соответственно, расположенные по адресу: (адрес), ул.(адрес); убежище, инв. №, с реестровым номером федерального имущества ***, по адресу: (адрес).
Прокуратурой Дзержинского района г.Оренбурга во исполнение поручения прокуратуры города Оренбурга, в связи с планом работы межведомственной группы по противодействию коррупции на 2 полугодие 2017 года, проведена проверка законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Дзержинского района г.Оренбурга, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, на территории Дзержинского района г.Оренбурга расположены следующие организации, на территории которых расположены защитные сооружения гражданской обороны: ООО «ОРЕН-ОРС», (адрес), ЗС ГО инв. №, ООО «Завод Инвертор», (адрес), ЗС ГО инв. №, ЗАО «ТПК «Орентекс», (адрес), ЗС ГО инв. №, ОАО «Сервисбытмаш», (адрес), ЗС ГО инв. №, ООО «Строй Инвест», (адрес), ЗС ГО инв. №.
В ходе визуального осмотра объектов ЗС ГО установлено, что мероприятия по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования не проводятся, объекты ЗС ГО к приему укрываемых не готовы, находятся в заброшенном состоянии, системы вентиляции, гермитизации и гидроизоляции отсутствуют, произведен демонтаж оборудования ЗС ГО, предусмотренного п. 3 второго раздела Порядка содержания ЗС ГО, часть помещений переоборудовано и используется под склад, что подтверждается представленными соответствующими актами проверки с фотофиксацией.
В ходе выездной прокурорской проверки указанных объектов ЗС ГО установлено, что договоры о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области с данными организациями не заключены. Указанные объекты в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность Оренбургской области и муниципального образования город Оренбург не передавались, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывали.
В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" запрещена приватизация защищенных объектов органов государственного управления, защитные сооружения гражданской обороны (кроме объектов и оборудования, принадлежащих федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника), материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения (п. 2.1.37).
Согласно п.2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу п. 1 приложения 3 к Постановлению № 3020-1 такие объекты государственной собственности как жилой и нежилой фонд, находящийся в ведении соответствующих Советов народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности, собственности Москвы и Санкт-Петербурга.
Исходя из п. 3 Постановления № 3020-1 объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3, передаются в государственную собственность субъектов Федерации на основании предложений их компетентных органов власти, но до момента определения соответствующего собственника таких объектов они относятся к федеральной собственности.
Объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» в приложениях 1-3 прямо не указаны.
Общее понятие и классификация подобных объектов определяются исходя из положений иных законодательных и нормативных актов.
Наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом инженерной инфраструктуры, подпадающим под действие п.2 раздела 3 (объекты оборонного производства) приложения 1 к Постановлению № 3020-1.
Не относится такой объект и к нежилому фонду, на который распространяется приложение 3 к Постановлению № 3020-1.
Следовательно, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению № 3020-1 не упомянуты.
Поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании п. 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Такой порядок определен в ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Положения ФЗ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
На основании приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-I осуществляет Правительство Российской Федерации.
Согласно ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской грации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.
Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009г. N 278, территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с этим положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 г. N 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, который определяет требования по содержанию и использованию защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО) в мирное время.
Согласно п. 2 указанного Порядка содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Согласно пунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил N 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).
Согласно пунктам 1.4, 3.4.4 Правил N 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых, создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых; подготовленность обслуживающего персонала (групп и звеньев по обслуживанию ЗС ГО).
Согласно ст.9 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативным и правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны установлены СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года № 158.
Судом установлено, что спорные защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по адресам: (адрес); (адрес); (адрес), находятся в неудовлетворительном состоянии, что подтверждается соответствующими актами проверки.
При этом достоверных и допустимых доказательств, опровергающих выводы комиссии, ответчиками не представлено.
В силу ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Поскольку убежища, расположенные по адресам: (адрес); (адрес); (адрес), своего статуса, как защитных сооружений гражданской обороны, не утратили, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению их в надлежащее состояние, суд обоснованно пришёл к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данных защитных сооружений нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в них граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Доводы ответчика о том, что истцом не соблюден досудебный порядок, являются несостоятельными, поскольку законом не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: