№ 33-2608 Судья Панюшкина Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего судьи Насоновой В.Н.,
судей Левковой Г.И., Споршевой С.В.,
при секретаре Антоновой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области на решение Касимовского районного суда Рязанской области от 23 октября 2014 года, которым постановлено:
В иске Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области к ФИО1 о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, отказать.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Насоновой В.Н., объяснения ФИО1, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Рязанской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме <…> рублей за 2010, 2011 и 2012 годы. В обоснование иска указала, что ФИО1 имеет в собственности транспортное средство: грузовой автомобиль <…>. Ответчице был начислен транспортный налог за 2010, 2011 и 2012 годы по <…> рублей за каждый год, заказным письмом направлено налоговое уведомление №, которое оставлено без исполнения. На основании статей 69, 70 НК РФ налоговым органом заказным письмом должнику направлено требование № по состоянию на 15.11.2013 года с указанием на числящуюся за ней задолженность по налогам и соответствующей сумме пени. Задолженность по транспортному налогу в размере <…>рублей ФИО1 не была погашена.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив указанное решение.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 9 по Рязанской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку выводы суда являются необоснованными.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области – без удовлетворения.
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель Межрайонная ИФНС России № 9 по Рязанской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки в известность не поставил. В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, заслушав объяснения ФИО1, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 22 февраля 2008 года зарегистрировано транспортное средство: автомобиль <…>. Согласно паспорту транспортного средства (ПТС) указанного автомобиля (л.д. 23) мощность двигателя 107 л.с., категория транспорта «В» - специальный а/м. Другие автомобили за ФИО1 не зарегистрированы.
Также судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионером по возрасту, пенсия ей назначена с 19.02.2007 года.
Разрешая требования истца о взыскании с ФИО1 транспортного налога, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Порядок определения налоговой базы в отношении транспортного средства установлен ст. 359 НК РФ.
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с положениями ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
Согласно Закону Рязанской области «О транспортном налоге» от 22.11.2002 г. № 76-ОЗ (в редакции до 1 января 2014 г.) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории (типа) транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В п. 26 ст. 10 Закона Рязанской области «О налоговых льготах» от 29.04.1998 г. (в ред. Закона Рязанской области от 02.03.2005 г. № 18-ОЗ, действовавшей до 1 января 2014 г.) указано, что освобождаются от уплаты транспортного налога по итогам налогового периода налогоплательщики – организации и физические лица - пенсионеры по старости, имеющие в собственности легковые автомобили или мотоциклы (мотороллеры) (льгота предоставляется на одну единицу транспорта по выбору налогоплательщика).
Таким образом, указанные нормы в качестве объектов налогообложения транспортным налогом выделяют автомобили легковые и автомобили грузовые с различными мощностями двигателей.
При этом ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни закон Рязанской области не определяют порядок отнесения транспортного средства к той или иной категории.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 358 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые, грузовые автомобили и автобусы. Установленное в главе 28 «Транспортный налог» НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 года. Конвенция предусматривает такие категории транспортных средств, как легковые и грузовые автомобили, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначенных для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
В то же время необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Так, документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства, подтверждающий, в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утв. Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 г.) в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции.
Так, например, согласно Приложению № 3 к Положению к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
В строке 3 «Наименование (тип ТС)» транспортного средства согласно Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например, «Легковой», «Автобус», «Грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» паспорта транспортного средства указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например, «1» - легковой автомобиль, «9» - специальные.
Согласно паспорту транспортного средства <…>, принадлежащего ответчице, мощность двигателя 107 л.с., категория ТС «В», тип ТС - специальный а/м, масса без нагрузки 1795 кг, разрешенная максимальная масса 2720 кг.
В соответствии с Приказом МВД РФ № 948, ФНС РФ № ММ3-6/561 от 31.10.2008 г. «Об утверждении Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы» типы транспортных средств имеют коды классификации, при этом грузовые автомобили имеют код от 01-09.
Согласно данным карточки учета транспортных средств, представленной межрайонным отделением № 1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Рязанской области, принадлежащее ФИО1 транспортное средство <…>, мощность двигателя 120 л.с., категория транспорта «В», тип ТС - 59 специальный а/м.
Таким образом, совокупность данных о категории и типе, указанных в паспорте транспортного средства, выданного на <…>, не позволяет однозначно определить его конкретный тип «грузовой» либо «легковой».
При таких обстоятельствах следует руководствоваться п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
С учетом изложенного вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ФИО1 транспортного налога правомерен, поскольку она, являясь пенсионером по старости и имея в собственности легковой автомобиль, в соответствии с п. 26 ст. 10 Закона Рязанской области «О налоговых льготах» от 29.04.1998 г. (в ред. Закона Рязанской области от 02.03.2005 г. № 18-ОЗ) освобождена от уплаты транспортного налога.
Выводы суда судебная коллегия находит правильными, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на положениях налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных обстоятельств, иное толкование норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, нарушения процессуального закона не допущено, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Касимовского районного суда Рязанской области от 23 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 9 по Рязанской области - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи: