дело №33-260/2017 судья в первой
категория 115г инстанции Милошенко Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Севастополь 9 февраля 2017 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Володиной Л.В.,
судей - Андрейченко А.А., Лядовой Т.Р.,
при секретаре - Кравченко Д.А.,
с участием:
представителя истца - ФИО1,
представителя ответчика
ФИО2 - ФИО3,
представителя ответчика
ФИО4 - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Правительства Севастополя к ФИО4 ФИО9, ФИО2 ФИО10, третье лицо - Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционным жалобам ФИО4 и ФИО2, поданным через представителей, на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 20 сентября 2016 г.,
заслушав доклад судьи Андрейченко А.А.,
у с т а н о в и л а:
Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к ФИО4 и ФИО2 об истребовании земельного участка площадью 0, 1 га, расположенного по адресу: г. <адрес> из чужого незаконного владения в соответствии со статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исковые требования мотивированы тем, что на основании Государственного акта на право собственности на земельный участок серии № от 6 июня 2012 г., зарегистрированного в книге записи регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, до продажи 5 апреля 2013 г. ФИО2 ФИО4 на праве собственности принадлежал указанный земельный участок с целевым назначением - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок). Указанный Государственный акт выдан на основании решения Севастопольского городского совета (далее СГС) от №, которым было утверждено градостроительное обоснование размещения объекта градостроительства - квартала индивидуальной жилой застройки в районе СТ «Вишенка» и проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 6, 3000 га, а также были переданы в собственность граждан - членов ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок)». Однако ФИО4 самостоятельно в орган, выступающий от лица собственника земли не обращалась, разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу спорного земельного участка площадью 0, 1 га не получала и такой проект не разрабатывала, что свидетельствует о нарушении порядка бесплатной приватизации земельных участков гражданами, установленного статьей 118 Земельного кодекса Украины.
Кроме того, в нарушение земельного законодательства Украины земельный участок площадью 6, 3000 га, частью которого является и спорный земельный участок, был бесплатно передан юридическому лицу - ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад».
Кроме того, решение СГС № от 13 мая 2010 г., которым ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» была разрешена разработка размещения объекта градостроительства - квартала жилых домов в районе СТ «Вишенка», разработка и согласование соответствующей градостроительной документации, разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площади 6, 0 га, отменено Постановлением Высшего административного суда Украины от 21 марта 2013 г.
Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 20 сентября 2016 г. иск Правительства Севастополя к ФИО4 и ФИО2 удовлетворен, земельный участок площадью 0, 1 га, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №), истребован из незаконного владения ФИО2 в собственность субъекта Российской федерации - города федерального значения Севастополя. С ФИО4 и ФИО2 в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого.
Ответчики через представителей подали апелляционные жалобы, в которых просят указанное решение отменить, в удовлетворении иска Правительству Севастополя отказать, ссылаясь на его незаконность вследствие нарушением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики и представитель третьего лица, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая изложенное, а также защиту интересов ответчиков в данном судебном заседании их представителями, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено, а также следует из материалов дела, что решением Севастопольского городского Совета (далее СГС) от ДД.ММ.ГГГГ№ ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» разрешена разработка размещения объекта градостроительства - квартала жилых домов в районе СТ «Вишенка», разработка и согласование соответствующей градостроительной документации, разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площади 6, 0 га, испрашиваемый гражданами - членами ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» (согласно приложению) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки), расположенного в районе СТ «Вишенка.
Решением СГС от ДД.ММ.ГГГГ№ в решение от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в части увеличения площади земельного участка с 6, 0 га до 6, 3 га, а также утверждены градостроительное обоснование размещения объектов градостроительства - «Кварталы индивидуальной жилой застройки в районе СТ «Вишенка» и проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 6, 3000 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) гражданам (согласно приложению 2) в районе СТ «Вишенка». Гражданам Украины - членам ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» (согласно приложению № 2) переданы в собственность земельные участки общей площадью 6, 3000 га для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) с отнесением указанным земель к категории земель жилой и общественной застройки. На граждан - членов ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» возложена обязанность обеспечить выполнение через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие работ по установлению границ земельных участков в натуре и подготовке технической документации по землеустройству указанных земельных участков, работ по оформлению Государственных актов на право собственности на земельные участки.
Согласно приложению № 2 к решению СГС от № ФИО4 передан в собственность земельный участок по адресу: <адрес>.
На основании решения СГС от № ФИО4 6 июня 2012 г. выдан государственный акт серии № на право собственности на указанный земельный участок.
Согласно договору купли-продажи от 5 апреля 2013 г. ФИО4 продала земельный участок ФИО2
Принимая решение об удовлетворении иска, предъявленного к ФИО4 и ФИО2, суд первой инстанции исходил из получения ответчиками спорного земельного участка в собственность в нарушение требований закона, в связи с чем собственник указанного имущества имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
С выводами суда в части удовлетворения иска к ответчику ФИО4 судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют положениям статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и разъяснению, содержащемуся в пункте 32 Постановления Пленума Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав», согласно которому иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к рассмотрению дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Решение суда в части удовлетворения иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения, предъявленного к ФИО4, и в части взыскания с ФИО4 в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей подлежит отмене с принятием в этой части нового решения - об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части выводы суда о наличии оснований для истребования спорного земельного участка из незаконного владения ответчика ФИО2 основаны на установленных обстоятельствах и соответствуют закону.
В соответствии с частью 1 статьи 81 и части 3 статьи 116 Земельного кодекса Украины (далее ЗК РФ), действовавшего на территории города Севастополя на момент возникновения спорных правоотношений, граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании, в том числе бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных этим Кодексом.
Статьей 82 ЗК РФ установлены основания приобретения земельных участков в собственность юридическими лицами, перечень которых не предусматривает бесплатной приватизации земель государственной и коммунальной собственности.
Согласно части 1 статьи 116 ЗК Украины граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результатам аукциона.
Статьей 118 ЗК РФ установлен порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами, в соответствии с которым граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны подать ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию либо сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается в Комиссию по рассмотрению вопросов, связанным с согласованием документации по землеустройству, которая в трехнедельный срок предоставляет соответствующему органу исполнительной власти или органу местного самоуправления свое заключение по согласованию проекта либо отказ в его согласовании.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность (части 6-9 статьи 118 ЗК Украины).
В силу частей 3, 4 статьи 118 ЗК Украины районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет вправе дать разрешение на разработку проекта приватизации гражданами земель юридическим лицам, которые являются государственными и коммунальными сельскохозяйственными предприятиями, учреждениями и организациями по заявлениям граждан - работников, а также пенсионеров и их числа, заинтересованных в получении бесплатно в собственность земельных участков, находящихся в постоянном пользовании этих предприятий, учреждений и организаций.
По тем основаниям, что в нарушение приведенных норм материального права граждане - члены ОК «ЖСТИЗ «Вишневый сад» лично с заявлениями о бесплатной передаче им в собственность земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности не обращались, проекты отвода земельных участков разработаны и СГС утверждены не были, а бесплатная передача земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки) юридическим лицам не предусмотрена законом, постановлением Высшего Административного Суда Украины от 21 марта 2013 г. по иску прокурора Севастополя к СГС признано противоправным и отменено решение СГС от ДД.ММ.ГГГГ№.
Аналогичные обстоятельства - нарушение установленного ЗК Украины порядка бесплатной приватизации спорного земельного участка установлены судом по настоящему делу относительно ответчика ФИО4
Доводы апелляционной жалобы ФИО2 о том, что истцом не представлено соответствующего доказательства наличия у него зарегистрированного права на спорный земельный участок, несостоятельны по следующим основаниям.
Пунктом 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О статусе города - героя Севастополя» установлено, что деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.
Статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» следует, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
В соответствии с пунктом 7 частью 2 статьи 34 Устава города Севастополя, Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 27 Закона города Севастополя № 5-ЗС от 30 апреля 2014 г. «О Правительстве Севастополя» Правительство в пределах своих полномочий осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя; осуществляет управление в области земельных отношений; осуществляет в сфере градостроительства и землепользования иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом, иными законами города Севастополя, а также указами Губернатора.
Исходя из анализа указанных правовых норм, с учетом ликвидации органа - Севастопольского городского Совета (без правопреемства), уполномоченного по распоряжению землями, находящимися в пределах населенных пунктов до вступления Республики Крым и города федерального значения Севастополь в состав Российской Федерации, с учетом того, что полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города федерального значения Севастополя обладает постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что иск предъявлен надлежащим истцом.
Доводы апелляционных жалоб о недоказанности истцом обстоятельств, которыми обоснованы исковые требования, несостоятельны, поскольку бремя доказывания соблюдения установленного законом порядка приобретения земельного участка в собственность лежит на ответчике, однако таких доказательств представлено не было.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 20 сентября 2016 г. в части удовлетворения исковых требований к ФИО4 и взыскании с нее в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя государственной пошлину в размере 300 рублей - отменить.
В удовлетворении иска к ФИО4 отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Л.В. Володина
Судьи А.А. Андрейченко
Т.Р. Лядова