ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2610 от 23.05.2013 Саратовского областного суда (Саратовская область)

  Судья Романова Е.В.              Дело № 33 - 2610

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2013 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Коршунова Р.В.,

судей Паршиной С.В., Совкича А.П.,

при секретаре Самохиной Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий сотрудников регистрационно-экзаменационного отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Петровского отдела Министерства внутренних дел России по Саратовской области (далее - РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области), по апелляционной жалобе РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области на решение Петровского городского суда Саратовской области от 05 марта 2013 года, которым постановлено:

«Признать действия сотрудников РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области по выдаче 04 декабря 2012 года водительского удостоверения ФИО1 с указанием разрешённых категорий транспортных средств «А, В, С, D, СЕ» взамен водительского удостоверения, выданного 29 апреля 2003 года с разрешёнными категориями «А, В, С, D, Е» незаконными.

Обязать РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области выдать ФИО1, взамен выданного с нарушениями, водительское удостоверение с указанием всех разрешённых категорий транспортных средств: «А, В, С, D, ВЕ, СЕ, DЕ» за счёт средств РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области.

Заслушав доклад судьи Совкича А.П., выслушав объяснения представителя заинтересованного лица РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области ФИО2, действующей на основании доверенности от <дата>, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения заявителя ФИО1, возражавшего против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий сотрудников РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области и возложении обязанности выдать взамен выданного с нарушениями, водительское удостоверение с указанием всех разрешённых категорий транспортных средств: «А, В, С, D, ВЕ, СЕ, DЕ» за счёт средств РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области.

В обоснование своих требований ФИО1 указывал, что <дата> ему было выдано водительское удостоверение дающее право на управление транспортными средствами категорий «А, В, С, D, Е». В графе «особые отметки» никаких ограничений установлено не было. Следовательно, ФИО1 мог управлять составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С», «D».

<дата> ФИО1 выдано новое водительское удостоверение, взамен ранее выданного. Однако в новом водительском удостоверении было указано, что ФИО1 имеет право управления составами транспортных средств с тягачом, относящимся только к категории «С».

ФИО1 считал, что действия сотрудников РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области, фактически лишивших его права управления составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В» и «D» противоречат закону и нарушают его права.

Суд, рассмотрев заявленные требования, постановил приведённое выше решение.

РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области в жалобе просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать в части выдачи водительского удостоверения с указанием категории «ВЕ». В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции, вынося оспариваемое решение, не принял во внимание то обстоятельство, что при выдаче <дата> водительского удостоверения ФИО1 в нём должны были указать категории «А, В, С, D, СЕ, DЕ», поскольку ФИО1 прошёл обучение по программе переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» и категории «D» на категорию «Е», однако ошибочно сделали запись: «А, В, С, D, Е». При замене водительского удостоверения в <дата> году ошибочно сделанные записи были устранены и ФИО1 выдано водительское удостоверение с разрешёнными категориями «А, В, С, D, СЕ». Таким образом, при выдаче ФИО1 водительского удостоверения он был незаконно лишён сотрудниками РЭО ГИБДД только категории «DЕ».

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда согласно требованиям ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его подлежащем отмене в части по следующим основаниям.

Согласно статье 25 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

К экзаменам на получение права на управление транспортными средствами категории "В" и категории "С" могут быть допущены лица, достигшие семнадцатилетнего возраста и прошедшие соответствующую подготовку в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального образования, если такая подготовка предусмотрена образовательными программами, специализированных юношеских автомобильных школах, а также в иных организациях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств по направлениям военных комиссариатов. Водительские удостоверения указанные лица получают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста.

Право на управление транспортными средствами предоставляется:

мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), - лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «Д»), - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста;

составами транспортных средств (категория «Е») - лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д", - при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;

трамваями и троллейбусами - лицам, достигшим двадцатилетнего возраста.

В соответствии со статьёй 26 названного Федерального закона, допускаются к сдаче экзаменов на получение права на управление транспортными средствами граждане, прошедшие соответствующую подготовку в объёме, предусмотренном учебными планами и программами подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории.

Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 27 Закона, право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены, при условиях, перечисленных в статье 25 настоящего Федерального закона.

Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.

Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение статьи 27 указанного Федерального закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года № 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

Согласно пункту 3 названных Правил, образцы водительских удостоверений разрабатываются и утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил, водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах «А», «В», «С», «D» и «Е» подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий:

1) категория «А» - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;

2) категория «В» - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8;

3) категория «С» - автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;

4) категория «D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

5) категория «Е» - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

В силу пункта 33 Правил, при выдаче водительского удостоверения на право управления транспортными средствами другой категории ранее выданное удостоверение изымается, а разрешающие отметки и записи из него переносятся в новое.

Как установлено пунктом 34 Правил, в графе водительского удостоверения «Особые отметки» проставляются разрешающие отметки на право управления трамваем, троллейбусом, а также другие необходимые данные (водительский стаж, группа крови и другие).

Согласно пункту 35 Правил, водительские удостоверения выдаются на срок 10 лет за исключением случаев, предусмотренных пунктом 45 настоящих Правил, по истечении которого они считаются недействительными. Замена водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном пунктами 38 - 40 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 38 Правил, для замены водительского удостоверения, выдачи водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного) в Государственную инспекцию представляются документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил (кроме документа об оплате сдачи экзаменов), а также документ об оплате изготовления и (или) выдачи нового водительского удостоверения.

19 февраля 1999 года Министерством внутренних дел Российской Федерации издан приказ № 120, которым утверждены образцы водительских удостоверений.

Согласно письму начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 сентября 2007 года № 13/5-184, лицам, получившим право на управление транспортными средствами категории «Е» до 01 января 2001 года, при замене водительских удостоверений с разрешённой категорией «В» в графе «особые отметки» предложено производить запись «Е» к «В, С» или «Е» к «В, D» или «Е» к «В, С, D», в зависимости от наличия ранее открытых категорий и медицинских ограничений к водительской деятельности.

13 мая 2009 года Министерством внутренних дел Российской Федерации издан приказ № 365 «О введении в действие водительского удостоверения». В соответствии с приложением № 3 к данному приказу, в разделе 9 водительского удостоверения указываются разрешенные категории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения. Указанные категории печатаются в отдельных рамках, которые располагаются в одну строку с соблюдением следующей последовательности: A, B, C, D, BE, CE, DE, трамвай, троллейбус.

Как следует из материалов дела, было установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, с <дата> по <дата> ФИО1 прошёл обучение в <данные изъяты> и сдал квалификационный экзамен по программе «Переподготовка водителей категории «Е».

В экзаменационной карточке ФИО1 по итогам экзамена от <дата> указаны разрешённые категории: «А, В, С, D, Е».

<дата> ФИО1 выдано водительское удостоверение серии №, в котором проставлены разрешающие отметки напротив категорий «А, В, С, D, Е». Каких-либо особых отметок в водительском удостоверении не содержалось.

<дата> взамен указанного водительского удостоверения ФИО1 выдано водительское удостоверение серии №, в котором указаны разрешённые категории: «А, В, С, D, СЕ».

Принимая решение об удовлетворении заявления ФИО1, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что после прохождения обучения с <дата> по <дата> и сдачи квалификационного экзамена по программе «Переподготовка водителей категории «Е», ФИО1 было предоставлено право на управление транспортными средствами категорий «А, В, С, D», а также составами транспортных средств категорий «В, С, D». Однако при замене водительского удостоверения <дата>, во вновь выданном удостоверении отсутствовали отметки, дающие право на управление составами транспортных средств категорий «В» и «D». Доказательств, подтверждающих наличие оснований для лишения ФИО1 права на управление составами транспортных средств категорий «В» и «D», суду представлено не было.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно признал незаконными действия сотрудников РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области по выдаче <дата> водительского удостоверения ФИО1 с указанием разрешённых категорий транспортных средств «А, В, С, D, СЕ» взамен водительского удостоверения, выданного <дата> с разрешёнными категориями «А, В, С, D, Е» незаконными и возложил на РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области обязанность выдать ФИО1, взамен выданного с нарушениями, водительское удостоверение с указанием всех разрешённых категорий транспортных средств: «А, В, С, D, ВЕ, СЕ, DЕ» за счёт средств РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что с <дата> по <дата> ФИО1 прошёл обучение по программе переподготовки водителей транспортных средств только с категории «С» и категории «D» на категорию «Е», судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку, оценив в совокупности представленные лицами, участвующими в деле справки, выданные <дата> и <дата> директором <данные изъяты>», судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 прошёл обучение с <дата> по <дата> по программе «Переподготовка водителей транспортных средств категории Е», включавшей в себя согласно действующим на тот период времени учебным планам и программам переподготовку водителей на право управления транспортными средствами с тягачом, относящимся к категориям «В, С, D».

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правомерными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями
статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

С учётом приведённых обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Петровского городского суда Саратовской области от 05 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу РЭО ГИБДД Петровского ОМВД России по Саратовской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: